Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Введение в кордовые модели

 

 Кордовые модели и их классы

 

 

 

История развития, кордовые модели в СССР

 

Кордовой моделью самолета называется модель, совершающая управляемый с земли полет по кругу на корде.

 

Первые полеты кордовой модели в СССР проводились в 1945 г. сотрудником ЦАМЛ М. Степченко.

 

     Сначала моделей самолетов этого класса было мало, и демонстрация их полета имела главным образом агитационную цель. Позже полеты на корде были включены в программу авиамодельных соревнований а кордовый авиамоделизм получил широкое развитие, приобретя большое спортивное значение. 

     В 1947 г. московские авиамоделисты впервые установили всесоюзный рекорд по этому классу моделей, показав скорость полета по кругу, равную 91,3 км/час. В 1949 г. скорость полета уже превысила 100 км/час. Спортсмен О. Гаевский со своей моделью три раза устанавливал мировые рекорды (103,8 км/час, 116 км/час и 145,4 км/час). 

     В период 1950—1955 гг. советские авиамоделисты добились значительных успехов в развитии кордовых авиамоделей, скорость которых приблизилась к 200 км/час. В это время большинство мировых рекордов скорости, в том числе и все шесть рекордов по моделям гидросамолетов с поршневыми двигателями (модели трех категорий нормальной схемы и типа «Летающее крыло), устанавливают наши спортсмены.

    В настоящее время скорость кордовых моделей самолетов с поршневыми двигателями в СССР превышает 200 км/час (203 км/час, О. Гаевский), а скорость реактивных моделей приблизилась к 300 км/час. В 1955 г. спортсмен И. Иванников на международных соревнованиях авиамоделистов в Чехословакии  установил   абсолютный мировой рекорд скорости полета кордовой модели самолета, равный 275 км/час.

 Полеты самолетов на корде представляют большой спортивный интерес. Запуская их, авиамоделисты могут управлять взлетом и посадкой модели, а также полетом модели в воздухе, соревноваться на лучший пилотаж.

 Возможности кордового авиамоделизма этим не ограничиваются. Кроме участия в соревнованиях на скорость полета и маневренность, запускают несколько моделей одновременно для гонок с общего центрального круга на пусковой площадке — корте (это так называемый «воздушный бой», или гонки-преследования) и в полет с препятствиями или с ограниченным количеством топлива на более длинную дистанцию.

      Велико учебное значение кордовых моделей, а также и как средства пропаганды авиамодельного спорта среди широких масс молодежи.

 При запуске кордовых моделей авиамоделисты учатся правильно эксплуатировать поршневые и реактивные двигатели, приобретают необходимые навыки в управлении скоростными моделями и выполнении фигур высшего пилотажа.

 Лучшей формой агитации за развитие авиамоделизма является демонстрация полета кордовой модели, сопровождающаяся   кратким   объяснением   ее    устройства   и принципа действия.

 Для запуска кордовых моделей не обязательно выезжать в поле, на аэродром. Полеты моделей на корде можно демонстрировать в городе, на небольшой площадке, например в парке, на стадионе и т. д.

 По своему назначению кордовые модели можно разделить на виды, классы.

 

Классы кордовых моделей самолетов:

 

Учебно-тренировочные строятся авиамоделистами для   тренировочных   запусков   на   корде.   Они служат для приобретения  навыков   в   работе  с  двигателями в стартовых условиях и   в   управлении полетом.

 Тренировочные модели имеют простую конструкцию, удобны в эксплуатации, снабжены закрепленным шасси и чаще всего оборудованы поршневыми двигателями. Но бывают и с резиновыми или электромоторами.

 

  •  Скоростные предназначены для достижения максимальной скорости полета по кругу на дистанции 1000 м в розыгрыше чемпионата, именных кубков, а также для установления скоростных рекордов. Модели этого вида строятся нормальной схемы и типа «Летающее крыло». Снабжаются они мощными поршневыми двигателями.     Скоростные модели отличаются по внешнему виду от других видов моделей небольшими размерами, закапотированным двигателем, удобно обтекаемыми формами и сбрасываемым после взлета шасси. Скоростные кордовые модели получили у нас большое распространение. Они входят в состав командных типов моделей.

 

  • Модели-копии самолетов представляют собой точное геометрическое и внешне конструктивное подобие настоящих самолетов. Допускаются некоторые отклонения, например в профиле крыла, угле поперечного V, диаметре воздушного винта. Взлетную тележку разрешается сбрасывать после взлета модели.  Строить и запускать кордовые модели-копии сложнее, чем модели произвольных конструкций. Модели-копии строятся для ознакомления авиамоделистов с устройством настоящих самолетов н создания хорошо летающих скоростных моделей, повторяющих в миниатюре какой-либо настоящий самолет.

 

  • Гоночные  являются полу-копиями настоящих самолетов и строятся обязательно с кабиной для летчика, постоянно закрепленным шасси и закапотированным двигателем. Условия соревнований с гоночными моделями ограничивают площадь крыла и объем топливного бачка (до 10 см*). У многих спортсменов-авиамоделистов США, Англии и других стран большой популярностью пользуются командные гонки гоночных моделей и гонки-преследования при одновременном запуске нескольких моделей с общего круга. Модели этого вида должны отличаться мгновенной реакцией на управление, иметь небольшую нагрузку, вес, но значительную скорость полета.

 

  • Пилотажные модели предназначены для выполнения различных фигур высшего пилотажа, как например, петли Нестерова, восьмерки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, перевернутого полета треугольников и т. д. Пилотажный класс моделей - один из самых трудных и в тоже время один из самых интересных. Чтобы спроектировать такие пилотажные модели самолетов, необходимо обладать определенными знаниями в области теории их полета. Кроме того, нужно иметь и определенные навыки постройки. Чтобы овладеть пилотажным комплексом, следует освоить выполнение всех элементов фигур(прямых и обратных), входящих в комплекс. Эти модели включены в состав командных типов моделей для участия в международных соревнованиях авиамоделистов спортсменов.

 

  • Модели воздушного боя.  Класс кордовых моделей воздушного боя очень зрелищный. Двое спортсменов стоят в круге управляя кордовыми самолетами в виде летающего крыла. К моделям привязаны цветные ленточки. Спортсмены авиамоделисты соревнуются кто большее количество раза сделает отруб ленточки, за это начисляются очки. Воздушный бой — это сравнительно молодой вид авиамодельного спорта, но уже успевший завоевать симпатии многих спортсменов и болельщиков. Сейчас трудно представить авиамодельные соревнования без этого увлекательного зрелища, которое сочетает в себе скорость и маневренность моделей, ловкость и смекалку спортсменов.

 

Как летает кордовая модель?

 

Моделями, летающими на корде, можно управлять с земли от момента старта и до посадки с помощью корды (прочная тонкая стальная проволока—струна или тросик).

 Кордовая модель летает виражами — движется по окружности, в центре которой находится запускающий авиамоделист. Он вращается на месте вслед за моделью и управляет ее полетом, удерживая в руке рукоятку с нитями корды 


Введение в кордовые модели, управление

 

 

      Другие концы корды с помощью крючков или специальных карабинчиков присоединяются к тягам, которые проходят внутри крыла модели к подвижной качалке. Эта качалка шарнирно связана жесткой тягой с качалкой руля высоты на хвостовом оперении.

 Движениями рукоятки авиамоделист может изменять положение руля высоты, т. е. управлять моделью в горизонтальной плоскости, снижая ее к земле или поднимая выше.

        Если рукоятку управления держать ровно (вертикально), то руль высоты модели будет занимать среднее положение (горизонтальное) и модель летает по кругу на уровне горизонта. Если же рукоятку (верхний ее конец) наклонить к себе, руль высоты отклонится вверх, увеличивая этим угол атаки крыла модели, которая начнет набирать высоту. Для снижения модели рукоятку нужно наклонить от себя и руль высоты, отклонившись вниз, уменьшит подъемную силу крыла, благодаря чему модель снизится.


управление кордовой модели

 

Изменяя таким образом положение рукоятки, можно управлять взлетом модели, полетом по горизонту, посадкой, а также различными маневрами в воздухе.

 

Для запуска кордовых моделей применяют корду ( стальной трос), сделанную из стальной проволоки диаметром 0,25-0,6 мм и длиной от 11,37 до 21,5 м.

 

Благодаря небольшому трению между обеими нитями корды «заедания» управления рулем высоты модели не будет, если корда даже несколько раз перекрутится при выполнении моделью петель Нестерова.

 

За состоянием корды необходимо тщательно следить. Нити ее не должны иметь извилин, петель или ржавчины, иначе они могут разорваться или скрутиться в полете, что затруднит управление рулем высоты и может привести к потере управления. В таких случаях полет почти всегда заканчивается аварией.

 

Корду нужно хранить аккуратно намотанной на катушке диаметром примерно 200 мм.

 

Согласно закону механики при движении модели, как и всякого тела, по окружности развивается центробежная сила, благодаря которой корда все время    находится в натянутом положении.

 

Рекомендуемые материалы 

       Кордовые модели которые строил clstunt.ru

       Калильные микродвигатели

       Компрессионные микродвигатели

       Лучшие хоббийные моторы для пилотажных кордовых моделей.

 

 

 

 

 

            Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics