Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Высший пилотаж на воздушном змее


 

Высший пилотаж на воздушном змее

 

      О том, что воздушный змей может под управлением «пилота» выполнять чуть ли не полный комплекс фигур высшего пилотажа, знают очень немногие. При этом нужно отметить, что созданные моделистами единичные образцы таких супер-змеев довольно габаритные и имеют непростую конструкцию, какую удается воспроизвести далеко не каждому.

Мы предлагаем сегодня нашим читателям новую разработку «акробатического» змея упрощенной схемы. Кроме уменьшенных размеров, для него характерна возможность быстрой сборки и разборки, что неоценимо при транспортировке.

        Если вы решитесь приняться за подобный летательный аппарат, подготовьте вначале материалы для его изготовления. А их потребуется немного.  Прежде  всего  это рейки   из  качественной мелкослойной сосны или ели. На выбранных заготовках не должно быть смолистых мест и заметного косослоя; древесина годится только хорошо высушенная. Еще надо найти небольшие обрезки миллиметровой фанеры, которую в крайнем случае можно заменить прессшпаном (его называют еще «электрокартон») толщиной около 1 мм. Из связующих лучше всего эпоксидная смола, хотя удовлетворительной прочности соединений удается добиться и с нитроклеями (последние применяются с «грунтовкой» — склеиваемые поверхности сначала смазываются клеем и полностью просушиваются,  после чего наносится свежий слой связующего, и соединяемые детали плотно сжимаются до просушки шва на срок от трех часов до суток). На «парус» змея идет обычная полиэтиленовая пленка, лавсановая пленка либо легкая ткань типа «болонья». В последнем  случае змей выглядит более профессионально и сможет служить не один сезон; но увеличенная масса позволит ему уверенно держаться в воздухе только при значительной скорости ветра. Если внимательно посмотреть на чертежи, в основном станет ясна конструкция пилотажного змея и принцип его изготовления и сборки. Поэтому можно остановиться лишь на отдельных особенностях.

 

 

       Для защиты от влаги полезно деревянные детали змея после окончания их обработки покрыть нетолстым слоем масляного или нитролака или краски. Пленочную обшивку «паруса» соединяют на клее типа «Момент». Однако лучше воспользоваться «сваркой», с помощью которой легко усилить при необходимости и все кромки выкройки. «Сварка» проводится паяльником с роликовой насадкой или утюгом через металлическую фольгу. Подобную технологию вначале нужно отладить на ненужных обрезках пленки. На внешних концах крыла, у «паруса» должны иметься своеобразные карманы, в которые при натяжении ткани входили бы рейки лонжеронов. Это предохранит змея в целом от разборки в воздухе.

        Готовый змей необходимо отбалансировать. Делается это без уздечки и леера, как при запуске обычного планера. Чаще всего приходится загружать хвостовую часть центральной рейки — обмоткой стержня вблизи хвостового разъемного узла толстой медной проволокой или установкой свинцовой оковки. Правильно сбалансированный змей пролетает с руки около 12 м. Основной признак недогруженной хвостовой части — резкое взмывание после запуска с последующим переходом в пикирование.

 

Как правильно привязать уздечку, показано на рисунках. Точка подвески лееров на уздечке отыскивается практическим путем. Последовательно перехватывая уздечку, добиваются, чтобы змей, коснувшийся пола носиком, имел бы приподнятую на 30—40 мм хвостовую часть.

        Запуски на первых порах лучше проводить в достаточно сильный ветер. Дело в том, что, не имея опыта управления, можно при малой натяжке лееров не справиться с «пилотажкой». Леера длиной 30—50 м делают из прочных тонких ниток. Капроновые при всех их достоинствах лучше не применять — они слишком эластичные и команды управления проходит с большим запаздыванием.

         Полностью освоив змея, попытайтесь немного изменить размеры и массу его «хвоста» для улучшения пилотажных характеристик. В остальном же эластичность и упругость силовых элементов змея точно подобраны под данные его размеры и управление с помощью ручки «размахом» около 300 мм.

В. ШУМЕЕВ, инженер-аэродинамик

Похожие материалы: