Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

"Рама" двухбалочная схема авиамодели


 

Двухбалочная схема авиамодели воздушного боя "РАМА"

 

 

Двух балочная модель воздушного боя проста по конструкции, изготовляется из доступных материалов. Хорошие летные качества ее при достаточно мощном моторе позволяют выполнять  все фигуры  пилотажа. Для просмотра изображений в высоком качестве нажмите на нее.

 

 

"Рама" двухбалочная схема авиамодели

Рис. 1. Общий вид двухбалочной модели воздушного Боя:

 1—  хлорвиниловая трубка.   2   —   трубив подачи топлива и мотору длиной 40 мм, 3   — вспомогательная трубка, 4   — заправочная (дренажная) трубка.

 

         Подмоторную раму вырезают из букового или березового бруска размером 175X50X18 мм. Для этого карандашом по линейке размечают его сверху, пилой делают спереди и сзади пропилы, а поперек бруска сверлят отверстие, зачищают все неровности напильником, закрепляя их спереди, и окончательно обрабатывают наждачной бумагой.

В качестве лонжерона используют две рейки (полки) из  прямослойной  сосны размером  890X15X3 мм.  Полки должны сужаться от подмоторной   рамы к  концам до сечения 6X2 мм.

           Передняя кромка представляет собой сосновую рейку сечением 4X4 мм и длиной 980 мм, задняя — сосновую рейку сечением 10X3 и длиной 890 мм. На последней отмечают карандашом места подсоединения нервюр и делают пропилы на глубину 3 мм сложенным вдвое полотном для ножовки по металлу.

          Нервюры изготавливают из сосновых пластинок толщиной 2 мм. В нервюрах левой половины крыла (кроме № 1 и 2) делают по два продолговатых сквозных отверстия, через которые проходят тяги управления. Отверстия вырезают обратной стороной ученического пера, заточенного как стамеска.

          Киль - балки — две сосновые пластинки размером 290 X 35, толщиной 2 мм. Спереди по нервюре № 3 делается вырез для соединения с крылом, сзади — прямоугольный сквозной вырез для вклейки стабилизатора. Задние концы килей на расстоянии 50—60 мм на горячем паяльнике отгибаются вправо на 2—3° для того, чтобы модель лучше натягивала корды.

          Стабилизатор — закругленная со всех сторон    сосновая    пластинка   размером 330 X 20  и толщиной 2 мм.

           Руль высоты — сосновая пластинка размером 320 X 30 мм, толщиной 2 мм. Ее надо обработать по профилю рубанком и закруглить. Сверху к рулю высоты алюминиевыми заклепками крепится кабанчик для поворота руля высоты. При помощи восьми кусочков прочной и тонкой ткани (шелк, капрон) руль высоты приклеивают к стабилизатору.

          Качалку и кабанчик изготавливают из дюралюминия или жести и крепят заклепками. В центре качалки ставят заклепку для того, чтобы сделать качалку в этом месте толще. По центру заклепки сверлят  отверстие для оси.

          Законцовки крыла — брусочки размером 120 X 13 X 10 мм из легкого дерева. Обрабатывают их по нервюре № 7, а левую облегчают изнутри. Окончательная их обработка ведется на собранном  крыле.

 

 

Сборка авиамодели «Рама»

       Сборку модели начинают с крыла. На листе бумаги (лучше кальки) вычертите его в натуральную величину. Собирается крыло на стапеле — совершенно ровной доске, к которой кнопками прикрепляется чертеж, чтобы крыло не  приклеилось  к стапелю.

         К   подмоторной   раме   сбоку   прикладывают  нервюры   № 1   и  отмечают место передней  кромки.  Сверлом 5 мм сверлят   сквозное   отверстие, куда  на эмалите или   АК-20 вставляется передняя   кромка. (Клей   можно   приготовить самому, растворив в ацетоне фотопленку,   предварительно   смыв   с   нее   эмульсию.) Затем с обеих сторон к раме впритык к передней  кромке  приклеивают   нервюры №1.

       После высыхания клея  острым ножом делают в  ней  вырезы  для  полок  лонжерона.   Выступающие за пределы  нервюр задние части моторамы срезают. Снизу  в  прорези нервюр и рамы вклеивается нижняя полка  лонжерона.

        После этого подмоторную раму укрепляют гвоздями на стапеле, прикладывают к нервюрам переднюю и заднюю кромки и прижимают их гвоздями. Сняв готовое крыло со стапеля, приклеивают законцовки крыла. Все соединения промазывают три раза жидким клеем, а после высыхания — густым. После полного высыхания (на следующий день) каркас следует зачистить наждачной   бумагой.

         Качалку подгоняют по месту. Для этого в нервюре № 3 сзади полок лонжеронов делают вырезы для проволоки оси качалки, которая привязывается нитками к каждой полке отдельно. Место соединения и нитки промазывают два раза клеем. Затем берут велосипедную спицу с головкой, откусывают резьбу и вставляют спицу в качалку так, чтобы головка оказалась снизу. На проволоке Ø 3 мм склеивают из бумаги трубочку длиной 15 мм, надевают ее на спицу и привязывают нитками с клеем к задней кромке крыла (под заднюю часть трубочки следует  подложить   кусочек  дерева).

         Качалка должна свободно отклоняться в обе стороны по 35° и не задевать за тягу руля высоты и за нервюру № 3. Если задевает, то соответственно нужно подогнуть качалку или сделать больше вырезы в нервюре   № 3.

         К качалке привязывают тяги управления из стальной проволоки 0 0,4— 0,5   мм,   оставшиеся     короткие     концы откусывают   так,   чтобы   ничто  не  могло задеть   за  нервюру   № 3.

        На законцовке левого крыла прокалывают шилом два отверстия 0 1,5— 2 мм и тщательно покрывают их эмалитом. Отверстия должны быть смещены назад для того, чтобы в полете сила сопротивления корд не «сваливала»  модель в круг.

       Тяги управления следует пропустить через прорези нервюр и вывести через отверстие в законцовке наружу крыла. Для этого делают на концах двойные петельки так, чтобы они не проваливались в отверстия на законцовке. Тяги должны быть одинаковой длины и выходить из крыла лишь настолько, чтобы не мешать полному отклонению  качалки.

        Вырезы в подмоторной раме, впереди лонжерона, заклеивают сверху и снизу тонким шпоном (стенка от спичечной   коробки).

       Между полок лонжерона, на конце правого крыла, на клею вставляют груз — 30 г для уравновешивания веса  корд.

      Крыло оклеивают с обеих сторон длинноволокнистой или папиросной бумагой. Сначала бумагу приклеивают к лонжерону, а потом к нервюрам. Слои бумаги должны располагаться поперек нервюр. Приклеивать бумагу нужно эмалитом или клеем для кожи АК-20.

      Затем крыло и подмоторную раму несколько раз (до блеска) покрывают жидким эмалитом для лучшего натяжения обшивки и чтобы модель не пропитывалась маслом, входящим в состав   горючего.

      Красить модель можно только нитроэмалями и только после лакировки эмалитом, так как нитроэмаль бумагу не натягивает, а все остальные лаки и краски смываются горючей смесью. Затем нужно приклеить к крылу в местах нервюр № 3 кили-балки, а в прорезь килей-балок вклеить стабилизатор с рулем высоты, подсоединить тягу к рулю высоты. Для этого нужно поставить качалку и руль высоты в нейтральное положение. Тягу сгибают плоскогубцами под углом 90° и вставляют в отверстие   в   кабанчике.

       Руль высоты должен легко отклоняться вверх и вниз на 35—40°. Если отклонение недостаточно, переставляют тягу из верхнего отверстия кабанчика в нижнее. Выступающий конец тяги сгибают,  чтобы  она  не  выскакивала.

       Кили, стабилизатор и руль высоты покрывают эмалитом или нитроэмалью, чтобы они не пропитывались маслом.

 

Двухбалочная схема авиамодели воздушного боя "РАМА"

Рис. 2. Схема двухбалочной модели рама в трех проекциях и операции по ее сборке

 

Мотоустановка авиамодели

       На модель нужно установить обкатанный мотор с винтом, привернув его четырьмя болтами. Отверстия 3 мм под болты сверлят по месту. Ось мотора следует отклонить вправо  на 2°. (В оригинальном виде использовался компрессионный микродвигатель РИТМ-2,5 объемом 2,5 см3 , но так же можно установить другие доступные вам микродвигатели типа КМД-2,5; Марз-2,5; ЦСТКАМ-2,5 и другие калильные микродвигатели.)

Затем устанавливают шасси. Для этого проволоку, согнутую буквой «П», вставляют в отверстия, специально просверленные   в   подмоторной   раме.   Снизу короткий конец загибают молотком назад, отмеряют длину стойки шасси и сгибают под 90°. Колесо нужно взять лучше капроновое, от детской игрушки, шайбу сделать из жести и все обмотать нитками с клеем. Если колесо не капроновое, шайбу можно припаять.

        Из тонкой жести толщиной 0,9 мм от консервной банки делают бачок для топлива (рис. 1). В дне бачка шилом прокалывают отверстия и впаивают три трубки Ø 3 мм. Трубка 2 питания мотора длиной 30 мм не должна выступать внутрь бачка. Вспомогательная трубка 3 длиной  13 мм тоже кончается у стенки бачка. На время полета она закрывается кусочком хлорвиниловой трубочки 1, нагретой и сжатой плоскогубцами с одного конца. Заправочная (она же дренажная) трубка 4 длиной 65 мм припаивается так, чтобы смотрела она на трубку 2 и не доходила до нее на 10 мм. Затем проверяют бачок на герметичность в воде, соединив две трубки шлангом  и  дуя в  третью.

       Бачок можно крепить к модели мягкой проволокой или шурупами при помощи хомута из жести. Его устанавливают как можно ближе к мотору и так,   чтобы   продольная   ось  его  проходила через отверстие жиклера. Добиваются этого подкладыванием металлических пластинок под мотор и деревянных под бачок. Бачок соединяют с мотором (жиклером) хлорвиниловой трубочкой (изоляция с провода). Нельзя ставить резиновую трубку, так как она   разъедается   горючим.

        Модель готова. Остается еще изготовить ручку управления, круг для корд, корды, карабинчики для подсоединения корд к модели.

Испытание модели в полете покажет, на  что способен  ваш   воздушный  боец.

И. НУРАЕВ 

журнал Моделист Конструктор

 

Похожие материалы:

         Модель "воздушного боя" под Марз-2,5

         F2D "бойцовка" из пенопласта

         Резервы F2D I Простая модель для воздушного боя

         Все чертежи сайта