Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трижды чемпион F2D


 

Трижды чемпион F2D. Литвиновская модель

 

         При конструировании модели воздушного «боя» нужно исходить из технических требований, предъявляемых правилами проведения соревнований в СССР по авиамодельному спорту.    

         Двигатель должен иметь рабочий объем не более 2,5 см3 при нагрузке от 12 до 50 г/дм2. Остальные требования определяются стартовыми правилами и эксплуатационными качествами данных моделей.

         Что представляет собой модель воздушного «боя»? Это кордовая пилотажная модель, имеющая сравнительно небольшие размеры, большую скорость, маневренность, надежность, долговечность и не уступающая модели «противника» в технических данных.

 

 

 

Теоретические данные модели F2D

        При постройке модели сначала надо подобрать параметры для крыла стабилизатора и плеч. Опытным путем определяется общая несущая площадь. Она равна 13—15 дм2, из которой 88% будет приходиться на крыло. Для обеспечения необходимой устойчивости в горизонтальном полете и увеличения маневренности при эволюциях плечо стабилизатора нужно выбирать в пределах 240—250 мм от центра тяжести. Центр тяжести располагается на 25—30% средней аэродинамической хорды. Переднее плечо выбирается в пределах 110—130 мм, оно зависит от веса двигателя.

        Для летных качеств модели большое значение имеет форма крыла и стабилизатора. Лучшей в аэродинамическом отношении является эллиптическая форма, однако она сложна в  изготовлении, а также  неудобна при  ремонте.  Более  простое трапециевидное крыло. Оно мало чем уступает по своим качествам эллипсовидному и успешно применяется для моделей воздушного «боя». Форма стабилизатора такая же, как и у крыла. Профиль для крыла можно применять симметричный и плоско-выпуклый, однако симметричный профиль имеет преимущество перед плоско-выпуклым, так как последний плохо работает в перевернутом полете и обратных эволюциях. Толщина профиля выбирается в пределах 10—12%. Более тонкий профиль применяется для достижения большей скорости, но при этом крыло получается менее жестким и хуже работает при резких эволюциях.

        Профиль стабилизатора составляет 6—8%. Руль высоты имеет 60—70% общей площади стабилизатора. Для большей устойчивости модели в верхней сфере полета, то есть чтобы она имела достаточное натяжение корды, обязательно устанавливают вертикальное оперение. С этой же целью фюзеляж имеет большую боковую поверхность, чем остальные кордовые модели.

        В настоящее время для выступления в «бою» необходимо иметь не менее трех моделей, причем желательно, чтобы они были совершенно одинаковыми в управлении. Поэтому все одинаковые детали для трех моделей делают по одним и тем же шаблонам.

 

 

 

Трижды чемпион F2D-литвинов

Чертеж "литвиновской" модели F2D. Для увеличения нажать на картинку.

 

Изготовление авиамодели 

        Изготовление модели начинается с крыла. Нервюры делают из бальзовых пластин толщиной 2 мм. Их набирают в два пакета на проволочные штыри по десять штук каждый. Последними надевают шаблоны корневой и торцевой нервюр и обрабатывают до нужного размера. Нервюры внутреннего крыла должны иметь отверстия для тяг корды. Пазы для лонжерона пропиливаются так же в пакетах по шаблонам. Лонжероны делают из сосковых реек сечением 4X3 мм. Переднюю и заднюю кромки — из бальзы. Крыло собирается на  лонжеронах без клея, после чего   приклеиваются передняя и задняя кромки. Затем лонжерон склеивается с нервюрами и бальзовыми законцовками. В законцовку внутреннего крыла на месте выхода тяг корды вклеиваются металлические трубочки на эпоксидной смоле, а во внешнюю — груз 10 г.

        Центроплан на месте склейки крыла и фюзеляжа зашивается бальзовыми пластинами толщиной 2 мм, после чего крыло зачищают наждачной бумагой. Мотораму делают из граба. Она имеет металлические грибки с резьбой М3 для крепления двигателя и собирается на переднем шпангоуте. К переднему шпангоуту приклепывают стойку шасси из проволоки Ø 2,5 мм.

        Стабилизатор и руль высоты вырезают из бальзовых пластин с последующей обработкой. Рули высоты устанавливают на петли, сделанные из жести. Петли имеют насечку на вклеиваемой части. Преимущество этих петель заключается в том, что в случае поломки руль можно быстро снять для ремонта или замены, чего нельзя сделать с петлями других конструкций.

        Трех плечная качалка изготавливается из дюралюминия толщиной 2 мм. Ось качалки из проволоки 2 мм согнута буквой П и крепится к лонжерону нитками.

      Для тяг корды применяется  тросик, сплетенный из трех жил проволоки Ø 3  мм,  соединяются   тяги с качалкой через переходную  проволоку   Ø  0,8  мм.   Качалка   руля   высоты   изготавливается  из проволоки Ø 2 мм и жести 0,5 мм, ось тяги из проволоки Ø 2 мм, тяга выполнена из липы Ø 5 мм.

       Боковины фюзеляжа вырезаются по шаблону из бальзы толщиной 3 мм. Фюзеляж собирают на крыле. Сначала собирается полностью управление, боковины фюзеляжа надеваются на крыло и стабилизатор, между боковин вставляется моторама. Она обязательно должна ложиться на лонжерон, от этого зависят жесткость и прочность модели. На расстоянии   85 мм от переднего   шпангоута вклеивается промежуточный шпангоут из бальзы, который и ограничивает место для бака. Приклеивают верхнюю и нижнюю пластины фюзеляжа. После сборки фюзеляж зачищают наждачной бумагой и вклеивают киль. На хвостовой части крепят серьгу из целлулоида для подвески ленты. Около бокового отсека вклеиваются крючки из проволоки для крепления бака резиной.

        Вся модель обтягивается техническим шелком или капроном, покрывается эмалитом и в последнюю очередь антиметаноловым лаком. Бак спаян из жести толщиной 0,2 мм. Внутри бака имеется ресиверная камера объемом 10 см3, в которую подается давление из картера двигателя. Камера стабилизует давление, сглаживая пульсации, а также предотвращает попадание топлива в картер двигателя при запуске. Оптимальное количество воздуха подбирается штуцерами с калиброванными отверстиями. Объем основного бака — 80 см3. Он рассчитан для работы двигателя на топливе без присадок. В случае применения присадок бак  надо увеличить  до 130 см3.

        На модели установлен двигатель «Метеор» с рабочим объемом 2,5 см3. Некоторые его детали изменены. Газораспределение устанавливается по диску и должно быть: всасывание начало 40° от НМТ, конец 286°, перепуск 140°, выхлоп 140°. Объем камеры сгорания 0,22 см3. Винт изготовлен из белого граба диаметром 180 мм с шагом 115 мм.

Модель с этим двигателем и винтом развивает скорость 150 км/час. Полетный вес модели — 230 г.

В. Литвинов

Похожие материалы: