Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  


 

 

 Для воздушного боя- надежный вариант "Ястребок"

         

         В пользу «воздушного боя» сказано много слов. И действительно, этот класс не может сравниться ни с каким другим ни по эффектности и зрелищности самих соревнований, ни по широчайшей его доступности и распространенности среди самого широкого круга юных и опытных спортсменов. Материалы для бойцовки всегда можно найти, местом для тренировок и даже соревнований становится любая открытая площадка или поляна.

         Интересно и другое. Ни на чемпионатах ни в журнальных описаниях вы не встретите двух похожих бойцовок. Если в других классах выработаны ставшие традиционными схемы, и основная поисковая деятельность ведется лишь в направлении совершенствования узлов и элементов, то в классе F2D перспективы для конструктора по-прежнему безграничны.

         Сегодня мы познакомим вас с двумя «летающими крыльями» для воздушных схваток. Наверняка вы захотите повторить их или найдете что-то интересное в их конструкции, что поможет при создании совершенно иной модели.

 

         «Ястребок» для воздушных сражений разработан в авиамодельном кружке станции юных техников города Хорола Полтавской области. Его конструкция соответствует всем требованиям, предъявляемым к современным моделям   класса F2D, она маневренна, обладает высокой скоростью и прочностью, горизонтальный полет устойчив. Для постройки бойцовки используется недефицитный материал, модель проста в изготовлении и сборке, надежна в эксплуатации. Выступая с таким аппаратом на областных соревнованиях, Саша Синяговский стал чемпионом области среди школьников.

Изготовление модели начинается с обработки шаблона для выклейки задней кромки и матрицы с пуасоном для лобика. Шаблон сделан из фанеры и повторяет внутреннее очертание гнутой кромки (способ выклейки описан в  «М-К»  № 1   за  1979 год).

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ

        Площадь,   дм2   …………………….30     

        Масса без двигателя, г  ………….289

        Максимальная   скорость   без ленты,    км/ч……130

        Количество липовых пластин задней кромки — от 8 до 10, толщина каждой равна 1 мм. Переклей ведется на эпоксидной смоле. Толщина шаблона и, соответственно, ширина отдельных пластин липы произвольная, однако надо учесть,  что распиловкой готовой широкой   «обечайки» можно   получить   сразу несколько   задних кромок.                    

      Пуансон для выклейки лобика , выстругивается из древесины, не имеющей ярко выраженной слоистой структуры. Форма сечения доводится с помощью фанерного контршаблона. После сглаживания поверхности наждачной бумагой  рабочая  часть  грунтуется  эмалитом, АК-20 или жидкой эпоксидной смолой и  шлифуется  мелкой   шкуркой.

Матрица выклеена по готовому пуансону из нескольких слоев стеклоткани. Разделительный слой — лавсановая пленка. Лобик выклеивается из расчета получения общей толщины стенки около 0,5 мм.

        Некоторых может смутить довольно большое количество приспособлений для постройки сравнительно простой бойцовки. Но опыт кружковой работы показал, что затраты времени на изготовление шаблона и матрицы с пуансоном окупаются сторицей как при строительстве серии бойцовок, так и при их ремонте.

Нервюры липовые, толщиной 2 мм. Они вырезаются по металлическим шаблонам, последние можно сделать и из трехмиллиметровой фанеры. Профиль крыла по размаху имеет постоянную форму носика и хвостовой части, меняется лишь хорда. Максимальная толщина профиля 30 мм. На значительном участке образующие параллельны друг другу, что позволяет повысить точность сборки набора и упростить этот процесс. Стапель представляет собою   ровную   отфугованную   доску   или лист толстой фанеры  с   прибитыми   попарно рейками сечением 6х6   мм.

       Располагаются они точно по чертежу в местах установки нервюр, которые базируются плоской «площадкой» по поверхности стапеля. После размещения нервюр на них монтируются кромки и накладка под руль высоты, в центре под передней кромкой вклеивается короткий лонжерон. Вся сборка — на поливинилацетатной эмульсии (ПВА). После высыхания клея каркас снимается со стапеля, устанавливаются вкладыши между центральными нервюрами под мотораму.

        Далее    монтируется     топливный    бак (для   микродвигателя  КМД-2,5  размеры его   60х60х23   мм),   качалка,   тяги   и тросики   управления,   вклеивается  лобик на    ПВА  или  на  эпоксидной     смоле. Предварительно   в  местах   стыка  с   каркасом   выклейка  лобика  зачищается изнутри до удаления глянцевого слоя. Затем   лобик   замыкается   сзади    установкой   фанерной     стенки     толщиной   1 — 1,5 мм. При использовании КМД-2,5 выклейка  в   районе  диффузора   двигателя прорезается   до   лонжерона   и   образованная выемка зашивается миллиметровой   фанерой   или   пенопластом   с   пропиткой    эпоксидной   смолой.    Законцовки,    представляющие  собою   продолжение  задней  кромки,  увязываются  с лобиком   с   помощью   кусочков   твердого пенопласта, обработанных до получения плавного перехода. Передняя   часть    центроплана   усиливается     накладкой     из     миллиметровой фанеры,   врезанной     на     всю   толщину в   центральные     нервюры,    сзади   пространство   между     нервюрами   заклеивается   шпоном.   Специальной   загрузки внешней  консоли  не производится,  грузом   служит   двойная   или   тройная   концевая   нервюра,   склеенная   из   одинаковых заготовок.

         Навеска руля высоты — любой конструкции. Нами применяются обычные петли из жести и П-образных отрезков проволоки. В местах выхода тросиков в законцовке ставится пара навитых из корды Ø 0,3 мм пружинок с внутренним диаметром около 1 мм. Они выступают наружу на 10—20 мм, обеспечивая при этом легкий ход управления и предохраняя тросики от резких перегибов.

         Бойцовка обтягивается лавсановой пленкой. Лучше это делать опять же с базированием крыла на плоскости, что поможет избежать появления случайных круток.

Для крепления моторамы в бобышке заклеивается два сквозных «грибка» с внутренней резьбой; выступающие концы переднего обеспечивают соосность вала двигателя и модели при виде   сбоку.    Моторама вырезана из дюралюминиевого  профиля-уголка.

В крайнем случае можно использовать и  бруски  из твердого дерева.

Готовая модель контролируется по положению центра тяжести (он должен находиться в 50—65 мм позади передней кромки, меньшую величину рекомендуем для начинающих спортсменов)  и  на  отсутствие  круток  крыла.

 

Для воздушного боя надежный вариант

Авиамодель «воздушного боя»:

1 — пружинки вывода тросиков управления, 2 — «зализ» стыка задней кромки и лобика, 3, 6, 7 — нервюры, 4 — лобик, 5 — тросики управления, 8 — лонжерон, 9 — центральная накладка, 10 — «грибки», 11 — топливный бак, 12 — концевая нервюра внешней консоли, 13 — гнутая задняя кромка, 14 — качалка, 15 — центральные нервюры, 16 — зашивка, 17 — тяга, 18 — накладка под руль высоты. 19 — руль высоты, 20 — петля, 21 — кабанчик, 22 — «уголок» моторамы, 23 — бобышка, 24  — фанерная стенка, 25  —  передняя кромка.

 

Микродвигатель

         На соревнованиях применяются доработанные микромоторы КМД-2,5. Стандартная футорка заменена «метеоровской», задняя часть крышки картера по карбюратору максимально укорочена. Это дает возможность при сравнительно тяжелом двигателе сдвинуть его назад и таким образом добиться нужной центровки модели без ослабления ее конструкции большими, глубокими вырезами. Питание мотора — с наддувом из полости картера. Воздушный винт 180х120 мм выпиливается из дельта-древесины  или формуется в матрице из углеволокна с эпоксидной смолой. Неплохие результаты получены и с серийными капроновыми винтами 200х100 мм, подрезанными по диаметру и догнутыми на оправке до шага  120 мм в  горячем состоянии.

После случайного схода двигателя с режима модель уверенно держится в воздухе, обеспечивая гарантированное натяжение корд на всех эволюциях.

Живучести бойцовки удивлялись нередко сами «противники», осматривая после схватки модель. Даже после самых жестких ударов о землю иной раз достаточно было сменить пропеллер и продолжать «бой».

Н. ПОЛТАВЕЦ,

руководитель кружка

 Похожие материалы: