Электробойцовка на кордах
Еще одно интересное применение пенопласта нашли юные спортсмены-«бойцы» из омского КЮТа. Уже несколько лет они на оригинальных пенопластовых моделях с электродвигателями не только успешно отрабатывают приемы пилотажа, но и проводят настоящие воздушные бои. Пусть нет такого класса в правилах международных соревнований, пусть не так быстры и маневренны легчайшие «электрички», как настоящие спортивные бойцовки. Зато «плюсов» у них хоть отбавляй. Это и возможность тренироваться и в спортивном зале и на улице круглый год, не обращая внимания на зимние холода, и необыкновенная простота эксплуатации и «запуска» двигателей, и несложность, а следовательно, высокая ремонтопригодность моделей и минимальный расход недефицитных материалов.
Постройка такой модели начинается с вырезки крыла из мелкошарикового (упаковочного) пенопласта. Если нет достаточного по размерам листа нужного материала, можно склеить крыло из отдельных деталей. Наборный вариант показан на чертеже, пунктирные линии обозначают места клеевых стыков кромок, центроплана и законцовок. Цельное же крыло обязательно облегчают за счет вырезки в обеих консолях широких отверстий, они подкрепляются легкими нервюрами. Во внешнем конце крыла заклеивается свинцовый грузик массой 5 г, предварительно обмотанный нитками. По оси модели заделывается трубчатая моторама Ø22 мм, длиной 50 мм, свитая из трех слоев ватмана. Перед обтяжкой нужно вклеить небольшой деревянный брусок в месте крепления оси качалки.
Рис. 1. Кордовая модель воздушного боя с электродвигателем:
1 — токонесущие корды-провода, 2 — законное ка (пенопласт), 3 — передняя кромка (пенопласт), 4 — обшивка (лавсановая пленка), 5 — бобышка крепления оси качалки (липа), 6 — моторама (ватман), 7 — грузик, 8 — нервюра (пенопласт), 9 — центроплан (пенопласт), 10 — задняя кромка (пенопласт) ,11 — руль высоты (липа), 12 — тяга руля высоты (сосна), 13 — кабанчик (дюралюминий), 14 — направляющая планка (пластик), 15 — качалка (пластик).
Модель обшивается лавсановой пленкой, в крайнем случае используют длинноволокнистую микалентную бумагу, про лакированную и несколько раз покрытую после обтяжки жидким клеем БФ-2. На кромке готового крыла навешивается на матерчатых (лучше применять капроновую ткань) петлях заранее изготовленный и отделанный руль высоты. Этот элемент может быть выполнен из картона, фанеры или выстроган из тонкой липовой дощечки. Покрытие — бумага на БФ-2 плюс лакировка.
Качалка вырезана из электроизоляционного пластика, на кабанчик руля высоты может пойти толстая жесть или листовой дюралюминий. Тяга, соединяющая качалку с кабанчиком, — деревянная рейка с примотанными нитками с клеем проволочными оконцовками. На внутреннем конце крыла вклеивается небольшая направляющая пластина, через отверстия которой проходят корды. От заделок корд на качалке отходят гибкие многожильные провода питания двигателя.
Рис. 3. Система управления моделью:
1 — токонесущая корда, 2 — качалка, 3 — провода питания двигателя, 4 — тяга, 5 — кабанчик, б — руль высоты, 7 — петля.
На бойцовках такого типа хорошо зарекомендовали себя микромоторчики ДПМ, рассчитанные на напряжение 12 В. Именно под такой двигатель и создавалась описываемая модель. Его внешний диаметр равен 20 мм, масса — 60 г. Была проведена большая работа по подбору воздушных винтов. Созданный ребятами стенд, позволяющий определять тягу мотоустановки, помог найти оптимальные параметры пропеллера. Его шаблоны и приведены на рисунках. Тяга на месте с таким воздушным винтом — до 100 грамм, скорость полета с лентой достигает 20—25 км/ч. Небольшая нагрузка на несущие поверхности (масса модели без двигателя 30—40 г) обусловила высокую для данных условий маневренность модели, ей под силу почти все фигуры кордового пилотажного комплекса. Бой проводится с кордами длиной 5 м из тонкого изолированного многожильного провода со стандартными лентами, укороченными до 1 м. Для полетов используется блок питания, подвешиваемый на ремне на плече или поясе спортсмена. Внутри блока 30 батареек напряжением 1,5 В (типа «Марс»), соединенных последовательно. Ручка управления снабжена кнопочным выключателем питания.
Тем, кто будет впервые управлять кордовой моделью или не сможет достать легкий мощный электродвигатель, рекомендуем сделать крыло плоско-выпуклого профиля. Такая бойцовка лучше держится в воздухе на малой скорости, во всех же других случаях выгоднее применять симметричные профили. С ними модель и летает побыстрее, и «обратные» фигуры пилотажа получаются значительно лучше.
П. П0ГАРСКИЙ, руководитель авиамодельного кружка, г. Омск
Похожие материалы