Бойцовка самолетной схемы для пионеров
Захватывающее зрелище — «воздушный бой». Поэтому неудивительно, что приходящие в кружки мальчишки хотят строить именно бойцовки, и как можно скорее.
А авиамодельный кружок в пионерском лагере? Ведь не секрет, что оборудование и его материальные возможности во многом уступают стационарным кружкам СЮТ и Домов пионеров. И здесь могут выручить именно бойцовки. При этом наука управления моделью приходит после большого количества аварий и поломок. Поэтому требуется живучая, собранная из самых доступных и дешевых материалов техника.
В нашем кружке разработаны, построены и всесторонне испытаны учебно-тренировочные бойцовки двух типов. Они изготовлены целиком из сосны и 4-мм фанеры строительной марки. Обе модели проектировались под отечественные «дизели» рабочим объемом 2.5 см , и их уменьшенные варианты — под двигатель МК-17 «Юниор» (длина корд в этом случае уменьшается до 10 м). Кстати, последние модели более других подходят для условий пионерского лагеря.
Кордовая модель самолетной схемы:
Бойцовка самолетной схемы (с выраженным хвостовым оперением со стабилизатором) имеет классическое лонжероновое крыло. Основой для проектирования этой учебной машины стала публикация в «М-К» № 11 за 1983 год «Для боя и пилотажа». Предложенная журналом модель благодаря удачной конструкции пришлась по душе многим кружковцам. Мы несколько упростили ее и подогнали под «фанерную» технологию. Одна из особенностей исходного варианта — роговая компенсация большого руля высоты — сохранена. А габаритные размеры и площади плоскостей мы уменьшили.
Фюзеляж совместно с килем и моторамой выпиливаются из одного куска фанеры. Две накладки, ставящиеся с обеих сторон фюзеляжа, являются усилением моторамы и фюзеляжа. Шесть нервюр и столько же полунервюр выполнены опять же из строительной фанеры. Руль высоты и стабилизатор вначале обрабатываются как одна деталь, а после выполнения окон облегчения и профилировки кромок они разделяются (распиливаются).
Для всех деталей полезно подготовить металлические шаблоны, что позволит строить модели серийно.
Топливный бак крепится за ушки винтами МЗ с правой стороны фюзеляжа между полками лонжерона. Кстати, отверстия под эти винты лучше выполнить еще перед сборкой каркаса крыла. Конструкция топливного бака однотипна, точно такой же ставится и на «летающем крыле». Очень рекомендуем использовать баки с впаянной перегородкой (противопенной стенкой).
Собранная модель покрывается двумя слоями нитролака и после его высыхания обтягивается лавсановой пленкой в «замок».
Кордовая модель "летающее крыло"
Модель типа «летающее крыло» по конструкции принципиальных отличий от самолетной бойцовки не имеет. Задняя кромка может выполняться как из одного куска фанеры, так и сборной из трех деталей. Нервюрные элементы выпиливаются по металлическим шаблонам, причем две центральные нервюры делаются целиком с моторамой, а между ними ставится прокладка из аналогичного материала для усиления. В нервюрах, полу-нервюрах и законцовках выпиливаются окна облегчения.
Как и предыдущая, модель собирается на клее ПВА или другом связующем, пригодном для работ с древесиной. Качалка управления монтируется между полками лонжеронов по типовой схеме: с помощью деревянной вставки толщиной 10 мм. Такое решение позволяет не ослаблять рейки полок, так как ось качалки фиксируется вставкой. Тяга руля из проволоки -спицы Ø 1,8—2 мм пропускается между центральными нервюрами. Отделка и обтяжка «летающего крыла» аналогичны модели самолетной схемы.
Система управления в обоих вариантах должна обеспечивать совершенно свободный, но безлюфтовый ход. Рули должны отклоняться на угол порядка 30—35° симметрично в обе стороны. Центровка полностью укомплектованных моделей должна находиться в пределах 40—50 мм от передней кромки для «самолета» и около 45 мм — для «летающего крыла». Точное положение центра тяжести удается легко подобрать, если вначале не засверливать отверстия в мотораме под винты крепления двигателя. Сдвигая мотор вперед или назад, находят искомое положение и лишь потом выполняют отверстия. При необходимости излишки моторамы можно удалить опиловкой.
Обе бойцовки получились на удивление нетяжелыми и чрезвычайно прочными. Даже со слабыми двигателями они достаточно скоростные, обладают удовлетворительной маневренностью, позволяющей смело рекомендовать их не только на первых порах обучения спортсменов, но и для первых спортивных «боев». Трехгодичная практика постройки и эксплуатации подобных моделей показала, что они являются отличной «партой» в данном классе популярных миниатюрных летательных аппаратов.
Доступность материалов и поставленное «на поток» изготовление помогают в короткий срок построить большое количество моделей Достаточно сказать, что за одну смену в лагере ребята успевали собрать по 3—4 бойцовки, приобрести основные навыки пилотажа и испробовать свои силы в «бою»!
И. ТИТОВ для журнала Моделист Конструктор 1 1993
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
При использовании на предлагаемых бойцовках мощных двигателей типа форсированных КМД со специально подобранными воздушными винтами быстроходность моделей может оказаться очень большой. Чтобы обеспечить надежное поведение аппаратов в маневрах в таких режимах (да и во всех других), полезно перенести законцовочные грузы внешних концов крыльев в зону передних кромок. Дело в том, что при быстром вращении модели по углу атаки начинают сказываться влияния моментов инерции аппарата по различным осям. В данном случае вращение будет проходить скорее всего по оси, соединяющей центр тяжести всей модели с балансировочным грузом. Если внимательно разобраться в деталях, станет ясно: если груз стоит около лонжерона, возможен выход бойцовки из маневра в направлении «в круг». Чего не будет при переднем расположении груза.
В. ТИХОМИРОВ, мастер спорта
Похожие материалы: