АН-24Б простая копия


 

 

Копия самолета АН24Б на кордах

 

      Модель-копия самолета АН-24Б изготовлена в авиамодельном кружке станции юных техников г. Электростали. С этой моделью неоднократно выступали на соревнованиях  и   показывали  хорошие  результаты.

 

Конструкция модели

       Фюзеляж — долбленый, из липы. Толщина его в носовой и средней части 2 мм, в хвостовой части —1—1,5 мм. Усилен шестью фанерными шпангоутами и стрингерами из липы. В носовой части для крепления передней стойки имеется вклеенная фанерная перегородка-перемычка; она служит и для оформления кабины пилота. Крыло — смешанной конструкции, состоит из центроплана и консолей. Центроплан — прямоугольной формы в плане, длина — 376 мм, ширина 132 мм, толщина профиля 21 мм. наборной конструкции, имеет 10 нервюр, изготовленных из липы, толщиной 2 мм, облегченных, два сосновых лонжерона сечением 10x30 мм. Передняя и задняя кромки центроплана делаются из липы. Весь центроплан обшивается бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм.

       В середине центроплана, между лонжеронами, на проволочной стойке укреплена качалка из дюраля, с запрессованными бронзовыми втулками. Размеры качалки даны на чертеже. Консоли крыла — трапециевидной формы в плане, наборные, имеют 8 нервюр, липовые лонжероны, бальзовые кромки и закругления. Сверху и снизу они обшиты бальзовыми пластинами толщиной 1,5 мм. Консоли приклеиваются к центроплану соединением на ус с помощью эмалита. Основанием мотогондолы служит фанера толщиной 8 мм, которая является рамой для крепления мотора и приклеивается внизу центроплана. Сверху на мотораму и крыло приклеивается липовая верхушка, которая усиливает мотогондолу и переходит в зализ на крыле.  

                Нижняя часть мотогондолы состоит из двух боковин и съемного капота. В полости нижней части мотогондолы размещены баки для  горючего.  Съемный  капот облегчает доступ к  моторам.   К  фанерной мотораме между лонжеронами и  задней  кромкой  крепятся  стойки   шасси.

АН-24Б простая копия

Для увеличения картинки нажмите на нее.

 

        Стабилизатор — наборный, из бальзовых нервюр, лонжерона и передней кромки из бальзы. Обшит бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм. Рули высоты изготовлены  из бальзы.  Высота  качалки  руля — 20 мм.

         Киль — наборный, состоит из 5 нервюр, передней кромки и лонжерона, обшит бальзой. Стабилизатор имеет угол V = +9°, врезается в фюзеляж и клеится эмалитом. Киль вклеивается в фюзеляж и стабилизатор и обклеивается  бальзовыми уголками в месте вклейки.

Стойки шасси из дюраля Д-16, имеют сверление для хода штока 7 мм. Шток из дюраля Д-16. В шток впрессована стальная ось 3 мм. Шарниры, фрезерованные из дюраля, крепятся болтами М2 в приливах на штоке и стойке. Колеса из резины диаметром 28 мм (передние) и 36 мм (задние). Барабаны к ним из дюраля  с запрессованными бронзовыми  втулками.

 

АН-24Б простая копия

Для увеличения картинки нажмите на нее.

       Крепление крыла к фюзеляжу на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху на крыло и фюзеляж приклеиваются бальзовые зализы, которые и усиливают места склейки. Остекление пилотской кабины выполняется из органического стекла толщиной 1 мм. Окна иллюминаторов изготовляют на токарном стайке из оргстекла диаметром 16 мм и вклеивают их эмалитом.

       Полетный вес модели — 1530 г. На ней установлены два компрессионных двигателя МК-16 (1,5 см3 каждый). Винты из дельта-древесины (диаметр—180 мм, шаг — 110 мм). Скорость полета на двух моторах 65 км/час, на  одном — 35—40   км/час,

В. РОЖКОВ. мастер спорта СССР г.  Электросталь, Московcкая область

 

Изготовление фюзеляжа

   

  Изготовление долбленого фюзеляжа авиамодели — весьма специфическая работа. Поэтому мы приводим   его   подробное   описание.

 

АН-24Б простая копия

Картинка кликабельна

      Первая операция — заготовка брусков, из которых будет сделан фюзеляж. Обычно его изготовляют из двух половин — правой и левой или верхней и нижней. В данном случае применен первый способ. На рисунке А изображены два бруска 1, которые тщательно прифуговываются друг к другу и склеиваются столярным клеем с прокладкой между ними полоски рисовальной бумаги 2. Бумага вклеивается для того, чтобы после наружной обработки заготовку можно было разъединить без повреждений и выбрать внутренние   полости.

       Для выполнения наружной обработки надо изготовить из жести, тонкой фанеры или плотного картона два продольных шаблона: вида сбоку 3 и вида сверху 4. Наложив их на заготовку, ее размечают и опиливают на ленточной пиле (или ручной выкружной пилкой). Эта операция должна выполняться очень тщательно и с соблюдением правил техники безопасности. После этого заготовке придают форму, соответствующую поперечным сечениям.  В  процессе  работы пользуются проверочными шаблонами поперечных сечений, изготовленными   из  жести   или   фанеры.

      Закончив наружную обработку, заготовку разъединяют на две половинки с помощью тонкого столового ножа и приступают к выборке внутренних полостей. Ее производят острыми полукруглыми стамесками. Чтобы облегчить и ускорить работу, рекомендуется предварительно насверлить несквозные отверстия по всей поверхности, с которой будет удаляться древесина. Будьте осторожны, сверло не должно пройти насквозь! Толщина стенок проверяется кронциркулем и штангелем. В конце работы следует снимать тонкую стружку и быть очень внимательным.

      Отделку   внутренней      поверхности      выполняют крупнозернистой наждачной бумагой, навернутой на оправку соответствующей  формы.

 

 

      При установке шпангоутов внутрь фюзеляжа приходится тратить много времени на точную подгонку их по контурам внутренней полости. Чтобы облегчить эту работу, можно применить пластилин. Вдавив комок размягченного пластилина внутрь половинки фюзеляжа, его вынимают, разрезают тонкой стальной проволокой по плоскости 1 шпангоута   и   по     этой    форме   подправляют   его контур.

      Подогнав шпангоуты к одной половине, их вклеивают на свои места и начинают подгонку второй половины. Чтобы заглянуть внутрь фюзеляжа, используют отверстия, сделанные для окон и дверей. Окончательную склейку двух половинок рекомендуется делать после того, как будут пригнаны и установлены на свои места детали шасси, управления рулем высоты, оборудования кабины и т. д. В случае применения болтовых соединений в этих деталях следует предусмотреть возможность подхода к ним через окна или сделать для этого специальные технологические лючки. В противном случае при ремонте будет много неудобств  и  лишней   работы.

       Приклейка стрингеров производится одновременно с установкой шпангоутов. Для запрессовки их применяют бельевые зажимы  или  резиновые стяжки.                                                                                           

Готовый   фюзеляж   тщательно   зачищается   наждачной бумагой, шпаклюется нитрошпаклевкой и оклеивается длинноволокнистой бумагой, после чего еще раз зашкуривается, грунтуется и окрашивается в желаемый цвет нитрокрасками. Модели большого размера рекомендуется оклеивать тонкой стеклотканью на эпоксидной смоле, затем шпаклевать и красить эпоксидными красками.

       В случае отсутствия эпоксидной смолы и стеклоткани оклеивать можно тонким шелком или батистом на бесцветном нитролаке (эмалите). Применять для оклейки казеин или клей БФ-2 не рекомендуется. Окраску лучше всего выполнять с помощью специального распылителя или пылесоса. В крайнем случае может быть использован пульверизатор. При пользовании им нитрокраску надо составлять более жидкую (добавлять больше растворителя) и покрывать изделие несколько раз  с тщательной  междуслойной  сушкой.

Г. МАЛИНОВСКИЙ, Москва

Из материалов журнала Моделист Конструктор

 

 

Похожие материалы: