Контурная модель ЯК-3


 

Контурная авиамодель ЯК-3

 

         В годы Великой Отечественной войны большую роль сыграли истребители конструкторского бюро дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича Яковлева. Не было такого фронта,   где  бы   не  сражались  ЯКи.

        В 1940 году создан родоначальник семьи истребителей — ЯК-1, в котором нашли отражение характерные основы всех последующих ЯКов: простота кон­струкции, малый полетный вес, большая скорость, высокая маневренность и лег­кость пилотирования. Во время войны были запущены в серию и поступили на вооружение Советской Армии новые истребители — ЯК-7 и ЯК-9, а также ЯК-3, являющиеся модификациями ЯК-1. Две трети советской истребительной авиации  составляли  ЯКи.

       Фронт требовал огромного количества боевых самолетов, и ЯКи строились на многих авиационных заводах Советского Союза. С 1941 по 1945 год фронт полу­чил, более 40 тысяч самолетов Яковле­ва разного назначения.

 

Изготовление модели

        Мы предлагаем начинающим модели­стам построить модель-копию самолета ЯК-3. Модель эта проста конструктив­но, не требует большого опыта, хорошо летает. Постройка занимает немного времени.

         Прежде всего необходимо вычертить рабочие чертежи: вид модели сбоку, крыло и стабилизатор — в плане.

         Наша модель называется контурной, так как ее фюзеляж только сбоку изображает ЯК.  Для фюзеляжа необхо­дима липовая дощечка толщиной 8— 10 мм, длиной 570 мм и шириной 100 мм. Если такой дощечки нет, то ее можно склеить из двух — по 50 мм. Для склеивания применяют аэролак (эмалит), ПВА или эпоксидную смолу. После того как клей высохнет, дощечку надо прострогать и зачистить наждач­ной бумагой. Затем с чертежа через копировальную бумагу на нее перено­сят контуры фюзеляжа. Не забудьте начертить облегчение фюзеляжа. Кон­туры фюзеляжа и его среднюю часть выпиливают лобзиком. К носовой части фюзеляжа приклеивают подмоторную раму из двух брусочков твердой дре­весины (граба, бука или березы) раз­мером 90X10X8 мм.

 

        Облегчение фю­зеляжа заполняют пенопластом, если его нет, то ставят сосновые или липо­вые рейки. Снизу фюзеляжа по конту­ру нервюры приклеивают пластинку из фанеры толщиной 1,5 мм, предваритель­но закрепив ее 4—6 мелкими гвоздика­ми. Размер пластинки 190 X 35 мм. К ней будет крепиться крыло. Слои фанеры должны быть расположены так: два слоя — перпендикулярно фюзеляжу и один, средний, — вдоль фюзеляжа.

        Киль модели лучше всего сделать из пенопласта, а если его нет, то из ли­повой пластинки толщиной 4—5 мм. Руль поворота следует приклеить так, чтобы он был отклонен на 4—5° влево при виде спереди.

       Стабилизатор и рули высоты изготав­ливают из липы толщиной 4 мм. Соеди­няются рули со стабилизатором с по­мощью приклеенных матерчатых полосок в шахматном порядке.

       Кабину пилота выпиливают лобзиком из плексигласа или склеивают из цел­лулоида.

       Для крепления крыла необходимо сде­лать два бамбуковых штырька диаметром 5 мм. Вклеиваются они в фюзеляж перед передней и задней кромками крыла.

 

Контурная модель ЯК-3

Чертеж контурной модели ЯК-3.

Нажмите на картинку для увеличения.

 

       Приступая к изготовлению крыла, прежде всего надо сделать шаблон центральной нервюры. Профиль симмет­ричный, толщиной 15%. Шаблоны ос­тальных нервюр показаны на рисунке.        

       Лонжероны и кромки крыла сосновые: лонжероны сечением 3X4 мм, передняя кромка — 3X5 мм, а задняя — 2Х10 мм. Законцовки из пенопласта или липы. Нервюра № 3, выпиленная из фанеры толщиной 3 мм, не облегчается, потому что к ней приклепываются дюр­алюминиевые стойки шасси. Остальные нервюры изготавливаются из фанеры толщиной 1—1,5 мм. Колеса крепятся к стойкам с помощью болтов толщи­ной 3 мм. Модель обтянута микалетной бумагой, вся обшивка 3—4 раза по­крывается эмалитом, а затем окраши­вается из пульверизатора разведенной нитрокраской. Крыло и стабилизатор сверху зеленые, снизу голубые, фюзе­ляж зеленый. Звезды можно сделать из плотной красной бумаги.

 

         На модель устанавливается двигатель МК-12В. Можно также использовать МК-16, «Ветерок», РИТМ-2,5, МАРЗ-2,5, КМД-2,5 или другой доступный мотор.

 

А. ЕРМАК0В, заслуженный  тренер  РСФСР

 

Похожие материалы: