Кордовая модель копия ЯК-18ПМ

Летом 1965 года в Москве на аэродроме Тушино проходил последние испытания новый спортивно-пилотажный самолет Як-18ПМ. Спортсмены-летчики, тренеры и конечно, создатели нового самолета — инженеры и конструкторы из КБ дважды Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева внимательно наблюдали за полетом. Выполнена последняя фигура высшего пилотажа, и вот уже сверкающий лаком самолет катит по рулежной дорожке.

А потом были победы на международных соревнованиях и чемпионатах мира по высшему пилотажу. Призы, кубки, звания чемпионов мира — все это было завоевано в жарких поединках с лучшими зарубежными спортсменами. И всегда наш Як-18 был «на высоте».

Як-18ПМ — цельнометаллический низкоплан со смешанной обшивкой, щелевыми   элеронами и   тормозным   щитком. Шасси трехколесное, убирающееся. На самолете установлен двигатель АИ-14РФ, мощностью 330 л. с.

 Основные данные Як-18ПМ: размах крыла — 10,6 м, длина — 8,3 м, высота — 3,25 м, площадь крыла — 17 м2, взлетный вес — 1110 кг, максимальная скорость — 320 км/ч, потолок — 5 тыс.  м.

 

 Як-18ПМ модель копия

 

 

Об изготовлении летающей модели спортивно-пилотажного самолета Як-18ПМ рассказывает начальник отдела технических моделей ВНИИ игрушки Юрий  Николаевич Маркевич.

— Эта модель тренировочная и предназначена в основном для начинающих моделистов. Она проста по конструкции, устойчива в полете, имеет хороший внешний вид. Использование трехколесного шасси позволяет модели избегать опрокидывания на старте и прощает грубые ошибки при посадке.

Полетный вес модели с двигателем до 420 г, размах крыла — 520 мм, длина — 406 мм, угол установки крыла — 1,0°—1,5°, стабилизатора — 0°. Профиль крыла и стабилизатора — плоский. Центр тяжести в 10 мм от передней кромки крыла. Скорость модели 70—85 км/ч.

Необходимая для полета модели тяга создается двигателем внутреннего сгорания объемом 1,5 см3. Это может быть любой авиамодельный двигатель МК-16, МК-17, ОТМ-1,5, «Ветерок». Они хорошо запускаются и устойчиво работают на воздушно-топливной смеси следующего состава: масло касторовое — 20%, керосин — 35%, эфир серный — 45%.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МОДЕЛИ

Конструкция модели в основном деревянная, и для ее постройки нужны самые распространенные материалы и инструменты.

Фюзеляж (3), крыло (5), стабилизатор (11), руль высоты (12) выпиливаются из 3-мм ровной фанеры или тонких деревянных пластин (липа, тополь, осина, ольха).

Для работы вам потребуются лобзик, острый нож, дрель, наждачная бумага. Деревянные заготовки хорошенько зачистите шкуркой.

Фюзеляж. Работу начните с фюзеляжа (3). Для него нужна фанера размером 410X115 мм. Сначала на заготовке разметьте осевую линию и уже потом по таблице координат вычертите контуры фюзеляжа.

Для тех, у кого Як-18ПМ — первая в жизни модель, объясним, как пользоваться  таблицей   координат.

На заготовке фюзеляжа вы уже провели осевую горизонтальную линию. Обозначьте ее осью X. Отложите на этой оси размеры, указанные в графе X (см. таблицу), и проведите через обозначенные риски прямые вертикальные линии. Это и будут оси +Y (вверх  от оси  X)  и  —Y  (вниз).

 

фюзеляж як-18 п кордоваяТаблица координат для построения контуров фюзеляжа.

 

Теперь, откладывая на осях + V и У размеры вверх и вниз, вы можете легко построить обводы (контур) фюзеляжа. Размеченную заготовку аккуратно выпилите лобзиком или вырежьте ножом по контуру, зачистите острые кромки напильником и шкуркой и приступайте к разметке отверстий под крепление двигателя (1) и передней стойки шасси (13). Просверлите отверстия для шасси и сделайте прорезь для стабилизатора (11). И наконец, с двух сторон, начиная от середины кабины пилота, сточите рубанком или ножом хвостовую часть фюзеляжа до толщины 2 мм. Осталось зачистить острые кромки, и фюзеляж готов.

 

Мотораму (рис. 4) лучше всего изготовить из фанеры толщиной 4—5 мм. Тщательно отшлифованную заготовку наложите на носовую часть фюзеляжа и закрепите ее маленькими гвоздиками. Затем, пользуясь фюзеляжем как шаблоном, обрежьте ножом по контуру фюзеляжа заготовку моторамы. Просверлите намеченные на фюзеляже отверстия под крепление двигателя.

 

Крыло (рис. 5) — наиболее ответственная деталь модели. Для нее придется подыскать ровную, без трещин и   сучков   фанеру   или   доску   (липовую или осиновую). Базовой линией, от которой откладываются все размеры, указанные на чертеже, здесь так же, как на фюзеляже, будет горизонтальная осевая линия (см. рис.). Сначала вычертите центроплан и разметьте отверстия под крепление основных стоек шасси (14) и планки (7). Затем просверлите все отверстия на заготовке и только после этого выпилите лобзиком деталь. Обработайте крыло по контуру напильником и чуть-чуть сточите плоскости на конус (примерно до 1,5— 2,0 мм). Острые кромки слегка притупите.

 

Стабилизатор и руль высоты (рис. 11, 12, стр. 3) размечаются и обрабатываются вместе как единое целое. Их тоже слегка стачивают (до 1,5 мм) от центра к концам. Просверленную и зачищенную деталь разрежьте ножом на стабилизатор и руль высоты. Острые кромки притупите радиусом 0,5-1,5 мм. Соедините стабилизатор и руль высоты между собой двумя петлями из лески.

 

Качалка, планка, кабанчик, стойка шасси (рис. 6, 7, 10, 14, стр. 4) выпиливаются из листового дюралюминия Д16Т ножовкой по металлу. Острые кромки и заусенцы зачищаются личневым  напильником  или надфилем.

Тяга качалки (8) и тяга руля высоты (9) выгибаются из слегка закаленной проволоки.

Топливный бачок (2) выклеивается из целлулоида толщиной 0,5-1,0 мм или паяется из жести. Для шасси можно использовать готовые колеса от старых игрушек.

 

ЯК-18 ПМ

 

СБОРКА И ОКРАСКА

Детали готовы, можете приступать к сборке модели. Сначала на фюзеляже (3) установите крыло (5), потом руль высоты (12) и только после этого стабилизатор (11). Приклеивать их к фюзеляжу можно любым клеем для дерева: нитроклеем АК-20, клеем АГО, эмалитом, ПВА. В последнюю очередь приклеивается моторама (4).

Планер собран. Дайте клею хорошенько высохнуть и начинайте готовить самолет к окраске. Делается это так. Зачистите модель наждачной бумагой и прошпаклюйте ее меловой шпаклевкой (зубной порошок со столярным клеем). Потом оклейте самолет микалентной бумагой и покройте его 3— 4 слоями жидкого нитролака для мебели (после каждой покраски обязательно шлифуйте модель мелкой шкуркой). Иногда после нитролака модель покрывают разведенной нитро-шпаклевкой. И опять шлифуют. Готовую модель обрабатывают водостойкой наждачной бумагой, смоченной в керосине. Когда подготовительные операции закончены, можете окрашивать модель в белый цвет. Лучше всего пользоваться нитрокраской в аэрозольной упаковке, но можно обойтись и флейцевой кистью. Окрашенную  модель  отшлифуйте мелкой    шкуркой и отполируйте специальной пастой.

 

ОТДЕЛКА   МОДЕЛИ

Итак, ваша модель покрашена в белый цвет. Но вы хотите, чтобы она имела вид точной копии настоящего спортивно-пилотажного самолета Як-18ПМ. Поэтому покрасьте нижнюю половину фюзеляжа, крыло, стабилизатор, створки шасси в красный, а фартук (поверхность перед кабиной) — в черный цвет (см. рис. на стр. 2). Руль поворота красьте красными полосами. Рейсфедером нанесите на модель кабину пилота, заклепки, элероны, триммеры.

Надписи делайте по трафарету черной нитрокраской.

 

 

СБОРКА   УЗЛОВ

Теперь, когда модель собрана, окрашена и отделана, можете приступать к сборке узлов (см. рис. на стр. 4). Но сначала очистите забитые краской и лаком отверстия в фюзеляже, крыле, стабилизаторе.

Устанавливая колеса на шасси, не затягивайте сильно крепежные винты — колеса должны свободно вращаться на оси. Выступающие концы винтов спилите напильником, а чтобы гайки не открутились, припаяйте их к винтам. Не забудьте после пайки промыть шасси в теплой воде и смазать их машинным маслом. После этого можете окончательно устанавливать шасси на модели: основную стойку шасси (14) приклепайте на центроплане крыла, а переднюю (13) привинтите к носовой части фюзеляжа. Прежде чем установить качалку (6) на крыле, соедините ее с тягами (8 и 9). Качалка крепится к крылу подвижно винтом МЗ (винт — это ось качалки). Чтобы гайка не   открутилась, припаяйте ее к   винту.

Кабанчик (10) приклепайте к рулю высоты, а планку (7) — на левую консоль крыла. На рисунке внизу показано, как нужно закрепить концы тяг качалки в планке (7). Кстати, если модель будет летать с креном, закрепите на правой консоли крыла металлическую пластину 45 X 12 X 1  мм.

И завершает сборку топливный бачок (2) и двигатель (1). Бачок приверните к фюзеляжу шурупами длиной 8—10 мм, а двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — винтами М2,5. Соедините топливный бачок и жиклер ДВС (желательно напрямую, без перегибов) хлорвиниловой трубкой Ø 3 мм и закрепите ее на бачке и жиклере тонкой   медной   проволокой.

 

ЯК-18ПМ МОДЕЛЬ КОПИЯ

 

Модель готова к полету, но не торопитесь запускать ее. Хорошо ли вы знаете основные принципы управления кордовой моделью? Для тех, кто незнаком, расскажем.

Модель управляется специальной ручкой,   выпиленной   по   размеру   ладони из толстой 10-мм фанеры или бруска. Управление очень простое. Преднамеренно замедлена реакция модели на движение ручки. Это очень важно для начинающих моделистов, у которых еще мало опыта в управлении моделями. После 4—6-метрового пробега самолет легко взлетает с любой ровной площадки, если его полетный вес не превышает 450 г. Рекомендуемая длина корда 10—12 м. Диаметр проволоки 0,15—0,2 мм. Итак, запомните, что модель летит: а) ровно по горизонту, если положение ручки управления (и соответственно рулей высоты) нейтрально; б) вверх, если ручка управления (и соответственно рули высоты) отклонена вверх; в) вниз, если ручка (и соответственно рули высоты) отклонена вниз.

СТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ВАШИ ДВИЖЕНИЯ БЫЛИ ПЛАВНЫМИ И СПОКОЙНЫМИ. Запускать самолет лучше всего на асфальтовой площадке или ровной грунтовой дорожке.

 

ПОРЯДОК   ЗАПУСКА  МОДЕЛИ

Прежде всего проверьте, хорошо ли закреплен двигатель и топливный бачок, если нужно, подтяните крепежные винты. Установите на двигателе воздушный винт. Закрепите корд на ручке управления и на тягах модели. Для ориентировки пометьте одну половину ручки красной краской. Окрашенную часть привяжите к тяге, которая устанавливает рули высоты в положение «вверх», а неокрашенную — к тяге,  обозначающей   положение   «вниз».

ПРИ СИЛЬНО НАТЯНУТОМ КОРДЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУЧКИ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ НЕЙТРАЛЬНОМУ  ПОЛОЖЕНИЮ   РУЛЯ.

Заправьте бачок топливом, запустите двигатель и отрегулируйте обороты до максимальных.

Теперь вам потребуется помощник. Он должен взять модель за киль и фюзеляж, а вы, встав в круг, берете ручку так, чтобы красная часть ее была вверху. Поднятием руки вы разрешаете помощнику отпустить самолет. Ручку управления держите в вытянутой руке так, чтобы рули высоты занимали положение «нейтрально» или «слегка вверх». После короткого разбега модель плавно взлетит.

Если вы заметили, что самолет снижается, плавно поднимите вытянутую руку вверх — модель начнет набирать высоту. Как только кончится горючее и двигатель остановится, модель начнет снижаться. Не пропустите этот момент и плавным поднятием руки вверх предупредите резкое падение самолета.  После запусков   протрите модель тряпкой.

ЖЕЛАЕМ УСПЕШНЫХ ПОЛЕТОВ!

Ю.   МАРКЕВИЧ, мастер спорта   СССР

Рис. К. КИРСАНОВА

Журнал юный техник для умелых рук

Похожие материалы: