Пе-2 пикирующий бомбардировщик полу-копия

 

     Многие начинающие авиамоделисты мечтают построить модель-копию одного из прославленных самолетов времен Великой Отечественной войны. Не зная, с чего начать, они обращаются в редакцию с просьбой выслать чертежи.

      При виде сбоку у контурной модели должны  быть сохранены  все масштабные размеры так же, как и в моделях-копиях,   кабина   и   другие   застекленные части  прототипа  должны  быть  прозрачными.      При     виде     сверху    на     таких моделях толщину фюзеляжа, киля, мотогондол,   колес   и   других   частей   разрешается   делать   меньшей   величины   (5— 20 мм), что   значительно   упрощает   работу,  а  двигатель   и   топливные  баки  — без  капотов.  Шасси  упрощено.   Его  выгибают  из  проволоки в виде стоек, напоминающих стойки прототипа.

 

         Сегодня мы предлагаем вам чертеж кордовой контурной модели-копии скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2 — грозной боевой машины времен Великой Отечественной войны. Модель построена московскими школьниками Сашей Сусленниковым и  Юрой Желгуновым в авиамодельной лаборатории ДЮТ имени  П. И. Баранова.

 

Общий вид модели Пе-2 и схема раскраски 

        Самолет   Пе-2   был   создан   в   конструкторском бюро под руководством Владимира    Михайловича    Петлякова.    Пе-2 имел цельнометаллическую конструкцию и    был     оснащен     двумя двигателями жидкостного охлаждения М-105Р  по 1100 л. с. Он отличался прекрасной аэродинамической    формой,    минимальными размерами    и    был    первым    в    нашей стране  максимально  электрифицированным самолетом. Его скорость составляла  540  км/ч,  вес    не  превышал    8,52  т, и   в   зависимости   от   задания   он   брал до   1500   кг   бомб   различного   калибра. Уборка    и    выпуск    шасси,     отклонение закрылков,     тормозных     решеток     при пикировании,    триммера    руля     высоты, створок   водорадиатора  и  других   механизмов      производились  с  помощью электродвигателей.    На    самолете    были установлены    пять    пулеметов, которые экипаж    использовал     для защиты от самолетов противника, и    специальное оборудование   для   бомбометания.

 

Изготовление модели

      Изготовление модели начните с вычерчивания рабочих чертежей в масштабе 1 : 1. Для этого разлинуйте лист бумаги на клетки 32X32 мм и перенесите на него изображение рисунка 1. Разлинуйте второй лист на клетки 10X10 мм и вычертите профили сечения корневой и концевой нервюр крыла (рис. 8).

      Для контроля размеров модели изготовьте   масштабную   линейку     с   движком   (рис.   5).   Каждое   деление   на   этой линейке   должно   равняться   3,2  мм,      а всего   делений   должно   быть   не  менее 350. Тогда вы сможете  измерить любой размер  модели.  Пользоваться  линейкой надо   так:   измерьте   обычной   линейкой или  штангенциркулем интересующий вас размер, например на чертеже 1. Потом, передвигая   движок   на   линейке,   отложите количество делений, равное числу миллиметров,   и   вы   получите   натуральный   размер    этого    элемента    модели. Имея   чертеж  модели   в   натуральную величину   и   масштабную   линейку,      вы легко и точно можете проверять в процессе   изготовления   получившиеся   размеры   и   при   необходимости   подгонять их.  Наличие у  Пе-2  двух   двигателей    и расположение   их   на  моторамах   основных стоек шасси  накладывает особенности   на   силовую   схему  модели.   Ее   основой    является   центроплан.   Он   образуется  двумя  мотогондолами,  передней и   задней   силовыми   кромками,   пропущенными   через  фюзеляж   и   вклеенными   в  мотогондолы,  а  также   пластинчатым   лонжероном     и   нервюрами.      На лонжероне   расположен    узел     качалки управления.

       Консоли крыльев имеют обычную конструкцию. Они собираются отдельно и затем вклеиваются в мотогондолы.

       Фюзеляж изготавливается из двух фанерных пластин с вкладышем (между ними) из пенопласта; кабина — из кусочков оргстекла; стабилизатор и рули высоты — из липовых пластин толщиной 4 мм, а килевые шайбы — из фанеры толщиной 3 мм.

       Перенесите     на     бумагу    (лучше  на кальку)  контуры мотогондолы,   фюзеляжа,   киля,   стабилизатора,     рулей   высоты,   законцовок   крыла,  нервюр   и   аккуратно   вырежьте   их.   Наклейте   эти   контуры  на  подготовленный материал.  Для мотогондол   подберите   две  пластины из липы или фанеры толщиной В мм. В местах установки двигателя приклейте брусочки   моторам,    вырезанные    из   бука, граба   или   березы.   Расстояние   между ними   подгоните   под   размер     картера двигателя.   На   модели   можно     установить   любые   микродвигатели   с  рабочим объемом  до  2,5 см3, например, КМД-2,5,  МК-12В,  «Метеор».

 

Чертеж кордовой модели копии Пе-2

 

       Для изготовления фюзеляжа соедините две пластины из фанеры толщиной 1—1,5 мм двумя-тремя гвоздиками и, наклеив на одну из них контур фюзеляжа, опилите его. Потом, используя боковину как шаблон, вырежьте вкладыш из пенопласта толщиной 8 мм (можно из нескольких частей). К одной из боковин в носовой и хвостовой частях приклейте бобышки из липы, потом вкладыш из пенопласта и сверху наклейте вторую боковину фюзеляжа.

       Выпилите стабилизатор, рули высоты и килевые шайбы и установите их на модели. Стабилизатор вклейте в прорезь фюзеляжа к хвостовой бобышке, на концах установите килевые шайбы и навесьте на металлических петельках рули высоты. Из стальной проволоки Ø1,5 мм изготовьте кронштейн (рис.6) и  соедините  его  с  рулевой тягой.

      Конструкция кабины видна из рисунка 2. Ее боковые стенки вырезаны из оргстекла толщиной 1 мм и сверху приклеена   полоска   тоже   из  оргстекла.

      Для   лонжерона,   передней   и   задней кромок подберите рейки  из липы сечением   соответственно     5X27,   15X15     и 5X20 мм и проделайте  для них отверстия  в фюзеляже и мотогондолах. Нервюры   центроплана   изготовьте   из  пластин   липы   или  фанеры  толщиной   2  мм пакетным  способом.  В  передней  и  задней   кромках   пропилите   для   них   пазы. Соединение     нервюр       с  пластинчатым лонжероном  и  узел  крепления  качалки управления показаны на  рисунке 4. Соберите   и   тщательно   склейте  места  соединений     центроплана.      Мотогондолы устанавливайте  только  после  изготовления   основных   стоек   шасси   и   подгонки мест  вклейки   консолей   крыла.

 

 

Профиль корневой и концевой нервюр

 

 

         Конструкция основных стоек шасси показана на рисунке 7. Они крепятся винтами к мотогондоле через рейки моторам. Стойки шасси выполнены из стальной проволоки Ø 4 мм. Верхние концы их надо расплющить и просверлить   в   них   отверстия   под   винты.

        Колеса   выточите   из   пористой   резины.  Крестовину   и   подкосы  спаяйте     из трубок.   Кронштейн  оси   колеса  сделайте тоже из трубки: один конец ее припаяйте  к  стойке,  а  второй   расплющите и просверлите в нем отверстие для оси Ступица    колеса    разборная.    Она    вращается   на   распорной   втулке,   стянутой осью-винтом     МЗ.     Хвостовое     колесо имеет подобную конструкцию и крепится  непосредственно  к  боковинам     фюзеляжа винтами МЗ.

      Заканчивается    сборка    модели    установкой     на   центроплан       мотогондолы, консолей   крыла,   топливных   баков,   пулеметов  и  створок   люков   шасси.     Всю поверхность  готовой модели обработайте   мелкой   наждачной   бумагой,   потом покройте      двумя       слоями       эмалита, оклейте     микалентной    (длинноволокнистой) бумагой  и  покройте  нитрокрасками  (схема   раскраски   показана   на  первой  странице).

      Установите на модель хорошо обкатанные двигатели и опробуйте ее в полете. Для лучшего натяжения кордов управления отрегулируйте на несколько большую частоту вращения двигатель, расположенный на внутренней мотогондоле.

       Научившись управлять моделью, установите   на   нее   устройство   для   сброса парашютов    с    грузом   (рис.    3).    Сброс осуществляется  третьим  кордом.     Контейнер   для   парашюта   спаян   из   жести и имеет передний и задний узлы навески  на модель. При натягивании третьего корда  передний узел  кронштейна освобождается   (под   действием  скоростного напора) и соскальзывает с заднего узла подвески.   Он   вытягивает    парашют    за стропу,   надетую   на   стержень   заднего узла подвески,

       Кроме того, при желании вы можете оснастить двигатели модели устройством малого газа (конструкция одного из таких устройств была опубликована в № 7 нашего приложения за 1977 год), установить шасси, убирающееся в полете,   и    объемные   мотогондолы.

       Когда вы построите контурную модель, отработаете на ней конструкции отдельных узлов и испытаете их в полете, то можете смело приступать к постройке  более  сложной  —  кордовой модели-копии»

Ю.  ГОЛУБЕВ, Москва

ЮТ для умелых рук 1980

 

Похожие материалы: