Кордовая копия ЛА-11
ПЕРЕД ШТУРМОМ ЗВУКОВОГО БАРЬЕРА
Наступил долгожданный День Победы... Семен Алексеевич провел его на улицах города: ни дома, ни в конструкторском бюро не сиделось. «Но вот прошел праздник, — писал потом О. А. Лавочкин, — и вдруг все мы почувствовали себя немного студентами, сдавшими последний, самый трудный выпускной экзамен. И как обычно бывает после экзаменов, перед всеми встал вопрос: что делать дальше?»
Война. Там, во фронтовом небе, сражались его истребители: ЛАГГ-3, ЛА-5, ЛА-7. В сорок четвертом в бой вступил ЛА-9 — один из лучших в мире истребителей с поршневым двигателем. Его максимальная скорость по сравнению с ЛАГГ-3 выросла почти на 100 км/ч.
Война кончилась. Но незримый фронт по-прежнему проходил через конструкторское бюро Лавочкина. Коллектив работал над созданием еще более грозного истребителя, и в начале 1947 года советские летчики получили на вооружение новый самолет С. А. Лавочкина — ЛА-11.
Это был одномоторный цельнометаллический моноплан — истребитель сопровождения, истребитель-перехватчик, отличавшийся повышенной дальностью действия. Он был вооружен четырьмя новыми пушками калибра 20 мм. Двигатель АШ-82ФН конструктора А. Д. Швецова — «ФН» обозначало «форсированный, с непосредственным впрыском топлива в мотор». Отказавшись от карбюратора, инженеры установили на моторе насосы высокого давления и распылители. Это позволило довести мощность двигателя до 1870— 2000 л. с.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЛА-11
Экипаж ……………………………………….……1 чел.
Длина ………………………………………………9 м
Размах крыла …………………………………10,3 м
Площадь крыла …………………………………21,95 м2
Полетный вес. ………………………………… 3500 кг
Максимальная скорость……………………780 км/ч
Крейсерская скорость ………………....…510 км/ч
Потолок.. ………………………………………..12 000 м
Дальность полета……………………………2300 км
ЛА-11 был последним истребителем Лавочкина с поршневым двигателем. Права гражданства получала реактивная авиация. Еще никогда не видели Семена Алексеевича таким взволнованным. Одним из первых в СССР его конструкторский коллектив шел на штурм звукового барьера. И наконец, летчик-испытатель Иван Евграфович Федоров поднимает в воздух машину с крыльями необычной формы. В практику советской авиации входило стреловидное крыло
Кордовая копия ЛА-11
-Сегодня наш журнал предлагает чертежи самолета ЛА-11, разработанные болгарскими авиамоделистами. Рекомендуем масштаб 1 : 10 натуры. Для такой модели-копии наиболее подходит мотор типа «Комета» с объемом 5,0 см3.
Фюзеляж изготовляется из болванки, склеенной по продольной оси из двух брусков липы или плотной бальзы (рис. 1а). Из внутренней части каждой половинки будущего фюзеляжа стамесками и шарошками удаляется ненужная древесина. Толщина стенок фюзеляжа должна находиться в пределах 1,5—3 мм (толще — в передней части, тоньше — в хвостовой).
Модель имеет усиленный центроплан; для этой цели перед несущим лонжероном устанавливается перегородка из 3-мм фанеры. Усиление необходимо из-за большого расстояния между стойками шасси и несущим лонжероном.
Несущий лонжерон коробкообразный и состоит из двух поясов, которые соединяются между собой перегородкой, изготовленной из фанеры толщиной 1 мм, а пустоты центроплана заполняются бальзой. Тем самым увеличивается прочность несущего лонжерона в самом ответственном участке модели.
Крыло обшито пластинками мягкой бальзы толщиной 1 — 1,5 мм.
Элероны модели работают как закрылки. Их максимальное отклонение не должно превышать 20°. Схема работы щитков показана на чертеже. Следует обратить внимание на тщательную регулировку механизма управления щитками. Они должны плотно закрываться и при этом не слишком прижиматься к крылу; в результате перегружается двигатель и создаются дополнительные нагрузки на модель. Щиток состоит из одного лонжерона и нескольких нервюр. При взлете щитки не должны быть открыты больше чем на 20°.
Капот двигателя и щитки, закрывающие вырезы шасси в крыле, изготовляются из стеклопластика.
Винт истребителя ЛА-11 трехлопастный, с изменяемым шагом, а на модели-копии — двухлопастный Ø 294 мм с шагом 100 мм.
Рис. 1. Схема кордовой модели-копии самолета ЛА-11 в трех проекциях и основные сечения.
Управление моделью трехкордовое: две корды — для непосредственного управления рулем высоты, третья — для управления электросистемой; она полуавтоматическая; вместе с выпуском шасси действуют посадочные щитки. Механизм приводится в действие реверсивным электромоторчиком, вал которого вращает шестеренку. Редуктор обеспечивает уменьшение числа оборотов в 3,5 раза. Это создает возможность за 3—4 сек. выпустить шасси и открыть щитки для посадки. Левая и правая стороны втулки имеют соответственно левую и правую резьбу, что позволяет одновременно убирать или выталкивать тяги 4, которые через штанги 5 выпускают и убирают шасси.
В схему электромеханического привода включен П-образный переключатель для перемены полярности батареи питания.
На чертеже шасси и щитки показаны в открытом положении. Контакты переключателя в положении 0—1.
Для убирания шасси и щитков необходимо резко натянуть, а затем отпустить корду командного контакта. В этом случае за короткий промежуток времени контакт 1 замкнет цепь и электромотор приведет в действие тягу 8, которая через штангу 9 выталкивает палец стойки 10. Кольцевидный контакт 2 замыкает внутреннюю цепь, и независимо от того, что приводной контакт размыкает цепь на своем участке, электродвигатель продолжает работать. Путь тока в этом случае будет следующим: от плюса источника питания через замкнутый контакт 2, затем через замкнутый контакт 4 на минус источника питания. Процесс длится до тех пор, пока палец тяги 8 не нажмет на противоположное плечо скобы, переключатель встанет в положение 0—2. Моменты выключения контакта 4 и переключение на положение 0—2 должны совпадать.
Именно для этого на плечах П-образной скобы устанавливаются регулировочные винты для изменения межплечевого расстояния. Правая стойка шасси аналогична левой, но не имеет электромеханических контактов. Для того чтобы шасси убирались одновременно, штанга 5 на правой стойке несколько отлична по конструкции от левой, что позволяет корректировать ее длину.
На модели подкосы 6 и 9 являются лишь имитацией и не принимают участия при уборке шасси.
Желательно, чтобы вес модели не превышал 1400 г. Модель устойчива в полете и обладает хорошей маневренностью.
На модели можно демонстрировать также стрельбу из пушек во время полета, открывать щитки на различные углы, использовать тормоза шасси при пробеге и рулежке и т. д. Все это зависит от технического мастерства, умения, а также фантазии моделиста.
Рис. 2. А — крыло в плане: 1 — законцовка; 2 — передняя кромка; 3 — главный лонжерон; 4 — нервюра; 5 и 6 — щитки стойки шасси; 7 — усиленная нервюра; 8 — элерон; 9 — вспомогательный лонжерон; 10 — щиток.
Б — компоновочная схема модели и механизмов управления: 1 — кок винта; 2 — винт; 3 — напот; 4 — электродвигатель уборки и выпуска шасси; 5 — механизм уборки и выпуска шасси; 6 — главная качалка управления; 7 — лобовая часть кабины; 8 — сдвигающаяся часть фонаря; 9 — задняя часть фонаря; 10 — стойка антенны; 11 — тяга руля высоты; 12 — тяга уборки и выпуска хвостового колеса; 13 — рычаг уборки и выпуска хвостового колеса; 14 — руль высоты; 15 — вертикальное оперение; 16 — корды управления рулем высоты; 17 — корда управления электросистемой; 18 — вильчатый подкос стойки шасси; 19 — рычаг уборки стойки шасси; 20 — ломающийся подкос стойки шасси; 21 — тяга уборки шасси; 22 — брусок моторамы; 23 — двигатель типа МД-5. В — конструкция стойки шасси: 1 — стойка в сборе; 2 — вилка подкоса; 3 — вильчатый подкос в сборе. Г — шпангоуты фюзеляжа (для наборной модели).
Д — электросхема модели.
Похожие материалы: