ИЛ-10М ГЕННАДИЯ ДИРЫ
Первым откликнулся на наше объявление о конкурсе («КР» 6—91) и прислал все необходимые материалы своей модели преподаватель станции юных техников из г. Волжский Волгоградской области мастер спорта Геннадий Дира. Его аппарат представляет собой точную копию конкретного самолета Ил-10М, экспонирующегося в музее ВВС в Монине.
Модель выполнена в масштабе 1:9. Длина 1300 мм, размах крыльев 1550 мм, размах стабилизатора 546 мм, высота в линии полета 450 мм, общая площадь несущих поверхностей 48 дм2, вес — 6 кг.
Модель изготовлена в основном из бальзы с последующей обтяжкой тонкой стеклотканью. Обтекатели стоек шасси, зализы крыла и капот двигателя — из стеклопластика. Элероны, рули высоты и направления обтянуты длинноволокнистой бумагой в два слоя с последующей пропиткой эмалитом. Сверху и снизу фюзеляж усилен полосками углеродного волокна. Моторама деревянная. Кабина пилота комбинированная. Отдельные ее элементы отштампованы из оргстекла толщиной 0,5 мм, а некоторые — спаяны из гонкой жести. Переплет изготовлен из листового дюраля толщиной 0,4 мм.
А. Основные размеры модели ИЛ-10М; Б. Расположение основных механизмов ИЛ-10М
На модели установлен двигатель МДС-10. Головка его — самодельная, рассчитанная на установку двух свечей. Это повышает устойчивость работы на малых оборотах. Трехлопастной винт диаметром 280 мм имеет механизм изменения шага.
Изменение шага винта производится следующим образом (см. схему). Электродвигатель через редуктор приводит в движение винтовой вал 1. На валу но резьбе перемещается каретка 2, которая через подшипник воздействует на титановое кольцо 3. Кольцо имеет скользящую посадку на хвостовой части основания кока 6 и вращается вместе с ним. При перемещении кольца оно при помощи трех штоков 4 воздействует на поводки ступиц 5 и поворачивает их. В ступицы вставлены деревянные лопасти. Таким образом, перемещение каретки привода соответствует определенному углу поворота лопастей винта. Предельные величины шага регулируются микровыключателями.
В. Схема тросового управления модели ИЛ-10М (вид сверху. ; Г. Схема работы шасси и закрылка.;
Детали шасси выполнены из титана. Колеса резиновые, пустотелые, герметичные. Стойки оснащены амортизацией. Правое колесо имеет тормоз. Уборка и выпуск осуществляются электроприводом, расположенным в фюзеляже. Выпуск и уборка шасси производятся так. Электродвигатель 1 через редуктор 2 приводит в движение винтовой вал 3. На нем по резьбе перемещается тяга 4. Тяга воздействует на рычаг 5, жестко связанный с поворотным валом 6, который в свою очередь приводит в движение ломающиеся подкосы 7. Поворотом последних и осуществляется уборка и выпуск шасси.
Механизм привода закрылка предельно прост. Используется рулевая машинка р/а «Супранар». Уборка и выпуск контролируются визуально.
Макеты бомб подвешены на двух штырьевых защелках, которые приводятся в действие при помощи корды. Механизм буксировки и сброса конуса установлен под фюзеляжем (см. схему). Он состоит из лебедки и замка 6. Конус в сложенном виде находится под фюзеляжем.
Оригинальным является то, что сброс бомб и управление лебедкой осуществляются одним кордом. Сначала срабатывают бомбодержатели, а при дальнейшем натяжении корда — механизм буксировки и сброса конуса.
В систему кордового управления входят: управления рулем высоты, оборотами двигателя, механизмами сброса бомб и конуса.
Качалка руля высоты крепится на торце центроплана, изготовлена из дюраля. Поводки качалки — из многожильного троса.
Д. Кинематическая схема работы ВИШ. ; Е. Кинематическая схема работы шасси
Электроуправление производится тремя тумблерами, находящимися в общем блоке управления, который при помощи разъемов подключается к ручке. В электросхему управления моделью введены 4 диода Д1—Д4 для уменьшения количества проводов, необходимых для передачи команд.
Порядок выполнения полетных демонстраций следующий. Выход на старт и запуск двигателя. Рулежка. Демонстрация работы изменения шага винта.
При разгруженном шаге винта двигатель выходит на максимальные обороты. Затем нагружается винт, модель начинает разбег и взлет.
З. Схема работы механизма буксировки и сброса конуса. ; И. Ручка и электрический блок управления модели ИЛ-10М
Ж. Принципиальная схема управления моделью ИЛ-10М.
В воздухе на модели убирается закрылок и шасси, производится полет по кругу (прохождение базы 10 кругов). В зависимости от программы демонстрируется либо сброс бомб, либо буксировка и сброс конуса. Сброс бомб осуществляется в заранее заявленном секторе. Конус буксируется произвольно, на протяжении А—5 кругов, после чего происходит его сброс.
Выпускаются закрылок и шасси, убирается газ, модель заходит на посадку. Посредством дистанционного управления посадка завершается пробегом, потом осуществляются рулежка к месту старта и остановка двигателя.
Похожие материалы: