Самолет БЕ-30 контурная полу-копия
Многие авиамоделисты мечтают строить модели-копии. Но изготовление таких моделей, будь то кордовые, а тем более радиоуправляемые, требует большого мастерства и опыта. Своеобразной школой будущего копииста может стать постройка контурной модели-копии, то есть модели, силуэт которой соответствует контурам какого-либо самолета.
За последнее время кордовые контурные получили большое распространение, особенно в Чехословакии. Для оценки копийности модели в судейскую коллегию представляются печатные издания (журналы, книги, справочники) с исчерпывающими чертежами самолета-прототипа.
Сегодня мы расскажем о контурной модели-копии самолета Бе-30, построенной авиамоделистами СЮТ города Электростали.
Бе-30 — легкий пассажирский самолет — создан под руководством главного конструктора Г. М. Бериева. Он предназначался для перевозки 14—16 пассажиров, багажа, почты на местных воздушных линиях. Сочетал в себе экономичность и комфорт, высокую скорость полета и возможность взлета и посадки с грунтового аэродрома. Его небольшие габариты позволяли пользоваться бортовым трапом.
На самолете были установлены два турбовинтовых двигателя ТВД-10.
Вся модель покрыта пятью слоями клея АК-20 с последующей просушкой после каждого слоя, зачищена, прошпаклевана и окрашена в серебристый цвет. Полетный вес копии около 1100 г. На ней установлены два компрессионных двигателя МК-17 «Юниор». Винты — двухлопастные, Ø180 мм, шаг 100 мм, вырезаются из березы.
ФЮЗЕЛЯЖ состоит из двух пластин, выполненных из фанеры толщиной 1 мм. Их форма снимается с чертежа «вид сбоку». В пластинах вырезают отверстия под иллюминаторы и заклеивают их целлулоидом. Закрепив одну боковину на ровной поверхности, приклеивают по периметру липовые рейки толщиной 6 мм и шириной 14 мм. Для обеспечения жесткости вставляют на клею пять поперечных распорок-шпангоутов. Вторая боковина приклеивается после сборки всей модели: закрепления стабилизатора, крыла и передней стойки шасси. Остекление пилотской кабины выполняется из оргстекла толщиной 1 мм.
В хвостовой части фюзеляжа сверху приклеен киль. Он наборный, состоит из трех нервюр и двух лонжеронов, обшит бальзовой пластиной толщиной 1 мм. Кромки киля окантованы липой. Руль поворота неподвижный.
СТАБИЛИЗАТОР наборный, передняя и задняя кромки и семь нервюр делаются из бальзы, законцовки из липы. Рули высоты из мягкой бальзы подвешены на металлических петельках. Стабилизатор обшит бальзовым шпоном и вклеен в прорезь фюзеляжа. Место вклейки усилено вставками из бальзы. Длина плеч качалки рулей высоты — 19 мм.
КРЫЛО формы двойного обратного V состоит из центроплана и консолей. Центроплан прямоугольной формы в плане, длина его 330 мм, ширина 125 мм, толщина профиля 20 мм. Консоли — трапециевидные, ширина на конце 55 мм, а толщина профиля 10 мм. Два лонжерона сечением 10X3 мм на центроплане и 5X1,5 мм на конце выполнены из сосны. Передняя и задняя кромки, 18 нервюр — из бальзы, законцовки — из липы. Все крыло оклеено бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм и крепится к фюзеляжу на эпоксидной смоле. Усиливающие место стыка зализы из липы приклеены сверху.
В середине центроплана между лонжеронами на проволочной стойке укреплена качалка из дюралюминия толщиной 1,5 мм с запрессованными бронзовыми втулками. Размеры плеч — 17 и 60 мм.
ОСНОВАНИЕ МОТОГОНДОЛЫ— фанерная пластина толщиной 5 мм, которая служит силовой рамой для крепления двигателя. Сверху на мотораму и крыло наклеена бальзовая «верхушка», обработанная по форме «вид спереди». Она усиливает мотогондолу и переходит в зализ на крыле. Нижняя — также бальзовая — часть гондолы имеет съемный капот.
К фанерным моторамам на расстоянии 70 мм от передней кромки крыла прикреплены дюралюминиевые стойки шасси Ø8 мм. В них просверлены отверстия Ø6 мм для хода закрепленного в вилке колеса штока. Шток — стальной, закаленный, посадка в стойку — скользящая. Ломающиеся подкосы — дюралюминиевые, соединены штифтами из проволоки Ø 1 мм.
КОЛЕСА. Основные, Ø 40 мм, выточены из мелкопористой резины и вращаются на осях из проволоки ОВС Ø 2,5 мм. Их барабаны выполнены из дюралюминия. Носовое колесо Ø 30 мм от вулканизировано из сырой резины.
В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР
Похожие материалы: