Знаменитый дизайн кордовой модели Валентина Саленека  "Новинка чемпионата 85"


 


                        В этой кордовой модели необычно буквально все.

     Увеличенные габариты, масса, удельная нагрузка и кубатура двигателя, нетрадиционные соотношения плеч оперения и геометрических размеров крыла, органичное сочетание контуров плоскостей и оригинальных очертаний фюзеляжа — все говорит о стремлении конструктора найти единое оптимальное решение в сложнейшем и в то же время популярном классе пилотажных. 


 

     Новые находки в аэродинамике и конструкции отдельных узлов придали модели в целом уникальные пилотажные свойства. Удачный компромисс устойчивости и высокой маневренности, малая чувствительность к ветру, неприхотливость модели в управлении на всех фигурах — таковы характеристики кордовой известного московского спортсмена Валентина Саленека, привлекшей всеобщее внимание на чемпионате СССР 1985 года. Они позволяют говорить: такая техника может стать «прародителем» будущего поколения акробатических кордовых моделей..


       Новая пилотажная модель имеет отъемные плоскости крыла и стабилизатора, киль, стойки шасси. Разъем введен и в фюзеляж по месту навески закрылков. В результате разобранная кордовая пилотажная модель  со всем стартовым оборудованием удается разместить в ящике   размером   250X400 X800   мм.


 

        Разъемы фюзеляжа за крылом и по килю обеспечивают удобный доступ ко всем регулируемым узлам управления и позволяют быстро подобрать плечи кабанчиков закрылков и рулей высоты в соответствии с требованиями спортсмена к управляемости.

        Большое количество стыковочных узлов не уменьшает надежности модели. Опыт, приобретенный в процессе работы с пилотажными моделями такого типа, и достаточно длительная эксплуатация последнего варианта показали: аккуратное выполнение деталей разъемов полностью страхует от неожиданностей даже при полетах в самых неблагоприятных   погодных   условиях.

        В весовом отношении полноразборная модель легко приводится в соответствие с любыми, самыми жесткими нормативами (конечно, при грамотном выполнении узлов). Преимущества же транспортировки и отладки подобной техники бесспорны.


              Технология изготовления пилотажки в основном соответствует описанной в «М-К» № 6 и 7 за 1983 год.(Пилотажка восьмидесятых) Фюзеляж модели — несущий сандвичевый монокок из наружной силовой стеклопластиковой «корки», слоя пенопластового наполнителя и внутренней тонкой стеклопластиковой «обшивки».


 

        Передний подмоторный шпангоут (переклей из шести слоев фанеры толщиной 1 мм) после прорезки окон облегчения с обеих сторон обшивается той же фанерой. По торцам разъемных частей фюзеляжа установлены шпангоуты — два листа фанеры толщиной 1 мм (склеены и облегчены, с внешней стороны наклеен третий слой-обшивка).

Для повышения надежности скрепления   шпангоутов   с   несущей     выклейкой фюзеляжа в разрывах пенопласта на отформованные силовые «корки» укладываются бальзовые полоски-вставки.

Внутренний слой образуется стеклотканью толщиной 0,02 мм. При сборке монококовая конструкция прорезается под шпангоуты до внешней обшивки. Бальзовые же шпангоуты монтируются предварительно по полозинам (линия стыка вертикальна) в правой и   левой   частях   выклейки   фюзеляжа.

       Перед окончательной сборкой все шпангоуты подгоняются к своим местам, вклеиваются бальзовые полушпангоуты на эмульсии ПВА, шпангоуты разъема фюзеляжа стягиваются с помощью штатных узлов модели с прокладкой по стыку листа бальзы толщиной 1 мм (этот размер необходимо выдержать по всей площади стыка, иначе впоследствии хвостовая часть может уйти в сторону). Затем в выклейки врезаются готовое крыло и стабилизатор, выверяется взаимное расположение этих деталей и начерно монтируется «начинка» пилотажной. Самым тщательным образом продумав очередность операций сборки, контроля симметричности   модели,    функционирования механики и ее отладки, скрепляют фюзеляж с крылом и стабилизатором эпоксидным клеем. После отверждения смолы вывертывают винты, стягивающие части фюзеляжа, и аккуратно распиливают выклейку по бальзовой вставке. Плоскости стыка тщательно    подгоняют друг к  другу.

       Ребра-кили коробчатого сечения собираются из бальзовых пластин толщиной 1 мм и монтируются на фюзеляже. Их внешние поверхности обтягивают тонкой микалентной бумагой на паркетном лаке, шпаклюют составом из талька и паркетного лака (наносится слой минимальной толщины, закрывающий только микроракозины на порах бальзы), тот же состав наносится и на не проклеенные участки фюзеляжа,   вся   поверхность   зачищается.

       Несколько слов об особенностях изготовления разъемного крыла. Как и при сборке фюзеляжа, стыковые нервюры (бальзовые, обшитые со стыковочной стороны фанерой толщиной 1 мм) стягиваются с небольшим усилием штатными узлами разъема крыла так, чтобы не смять бальзовую двухмиллиметровую ложную нервюру-прокладку,   после   чего монтируются  в   каркасе крыла. Перед этим необходимо в местах установки шпилек поставить их монтажные имитаторы из дерева. Затем можно приступать к обшивке бальзовым шпоном крыла, его лобика и центральной части. Готовый каркас аккуратно распиливают по линиям разъема, торцы зашкуривают и дополнительно обшивают миллиметровой фанерой. Устанавливаются шпильки-фиксаторы, крыло вновь собирается и вышкуривается.

        Обшивка несущих плоскостей — лавсановая пленка. Консоли покрываются 2—3 раза жидким клеем БФ-2 с прошкуриванием каждого слоя после его высыхания, напоследок наносят еще один слой, без зачистки, и на него после сушки накладывают пленку крашеной стороной наружу. Так обшивается вся поверхность консолей, законцовки же отделываются с помощью микалентной бумаги на паркетном лаке, причем впоследствии шпаклюются только места, не закрытые лавсановой пленкой, и места перехода бумаги на пленку.

Стабилизатор и рули с закрылками наборные, обшиты также лавсановой пленкой. Система управления спроектирована так, что позволяет легко заменять втулки в процессе эксплуатации. Все параметры системы управления  регулируются   в   широких  пределах.

 


Новинка чемпионата 85


Новинка Чемпионата 85


        На модели установлен автомат выключения двигателя, срабатывающий от натяжения кордовых нитей в 12—13 кг, эта величина легко регулируется благодаря конструкции автомата. Его механизм смонтирован между полками лонжерона  крыла, исполнительная часть — шток с иглой и собачкой — на задней стенке двигателя. К собачке подводится гибкая тяга в боуденовой оболочке, идущая от автомата остановки.   Качалка   управления   выполнена   из листа Д16Т толщиной 3 мм, на автомате она навешивается с помощью оси из проволоки ОВС 0 2,5 мм и втулки-подшипника из бронзы БРБ-2. На штоке монтируются две направляющие, верхняя одновременно служит приводом тросика. Паз под оконцовку тросика продолговатый, поэтому привод исполнительной механики остается неподвижным во всем диапазоне летных натяжений корд. Усилия срабатывания регулируются винтом со шлицем под отвертку, фиксируемым после отладки проволочной чекой. Силовая пружина автомата навита из проволоки ОВС 0 1,5 мм. Выход корд из крыла допускает регулировку расстояния между ними и по совместному положению корд относительно центра тяжести модели. Расхождение точек подвеса на ручке   управления   —   100   мм.

       Отделка модели предельно упрощена. Участки с лавсановым покрытием практически не нуждаются в шпаклевании и создании подслоя под краску. Пленка прекрасно закрывает даже крупные поры бальзы. А чтобы ликвидировать мелкие огрехи в отделке поверхности, модель дважды окрашивается полиуретановыми эмалями. Первый слой после полного высыхания слегка ошкуривается, при необходимости проводится местная шпаклевка, потом наносится окончательный слой краски. Центровка полностью укомплектованной модели должна находиться по лонжерону крыла. Подбирая летные свойства под индивидуальные особенности пилотирования, можно сдвигать центр тяжести до 10 мм в обе стороны.


 

       Модель спроектирована под самодельный калильный двигатель рабочим объемом 9,3 см3. Диаметр поршня 23,2 мм, ход 22 мм, распределение всасывания   —   цилиндрическим   золотником в задней стенке картера. Коленвал вращается в шарикоподшипниках 10X22 и 7X17. Фазы газораспределения: выхлоп — 136°, перепуск — 120°, всасывание — 180°, начало всасывания — 40° после НМТ. Диаметр футорки карбюратора 5,6 мм (жиклер кольцевого типа).

 


 Весовые характеристики


 

       Двигатель снабжен эффективным самодельным глушителем, который крепится на съемной мотораме и стыкуется с выхлопным патрубком по принципу, известному у скоростников. Моторама отфрезерована из сплава Д16Т, на подмоторном шпангоуте фиксируется четырьмя винтами М4 через резиновые шайбы-амортизаторы. Бак — круглый пластиковый флакон диаметром 42 мм и длиной 120 мм — располагается по оси коленвала мотора. Наилучшие результаты получены с трехлопастным воздушным винтом, выполненным из липы. В заключение хотелось бы отметить, что к мотоустановке предъявляются самые высокие требования. Образно говоря, летит не модель, а двигатель, который во многом и определяет поведение пилотажной на всех режимах полета. Без мощного, надежного и приемистого мотора самая хорошая техника может оказаться «нелетучей». В подавляющем большинстве случаев моделисты не учитывают этого, наверное, наиболее важного фактора, строят пилотажные кордовые модели по чертежам популярных пилотажных и... терпят неудачу. Потом ссылаются на неточности чертежей, ошибки публикации и на любые другие причины, забывая о главном, — знаменитая модель создавалась под конкретную силовую установку. А ее замена влечет за собой необходимость проектировать всю пилотажную модель заново.

Валентин Саленек

Из журнала Моделист Конструктор

Начало статьи Валентина Саленека читайте по ссылке  : Кордовая пилотажная модель "Пилотажка восьмидесятых"

 

 

 

 Другие чертежи кордовых моделей

 

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics