Юрий Сироткин авиамоделист

 

    Кордовая пилотажная модель самолета «Москва-22» была построена в 1962 году и в том же году, выступая с нею на чемпионате мира в Киеве, я занял пятое место, а через два года в Будапеште завоевал звание чемпиона мира. Ю. Сироткин.


Из всех кордовых моделей самолетов, построенных мной, «Москза-22» наиболее удачная. Оснащена она чехословацким двигателем MYVS-5,6.


 

 Москва 22 Сироткин

         Кто захочет повторить эту модель, не имея че­хословацкого двигателя, может поставить любой другой такого же класса. Спортсмены Москвы, например, успешно эксплуатируют двигатель МАК-2. Из современных двигателей можно установить на эту модель японские двигатели типа OS MAX 20FP, OS MAX 25FP, OS MAX 25 LA, Fox-35 Stunt, OS MAX 35S, Double Star 40 Classic  такие двигатели как ASP не рекомендуется устанавливать из за их большего веса, что приведет к смещению центра тяжести кордовой модели.

 

         При изготовлении пилотажной модели самолета «Москва-22» были использованы бальза, липа, сосна, граб, японская бумага, дюралюминий, проволока ОВС, синтетические краски, в качестве связующего материала — нитроклей собственного приготовления.

         Конструкция пилотажной модели самолета «Москва-22» дана на рис. 1 и 2. Она довольно проста, не очень трудоемка. Но при ее постройке необходимо соблюдать максимум аккуратности и терпения, а также надо знать некоторые особенности пилотажных моделей самолетов. Эти особенности вытекают из их специфики, главное же требование — обеспечить четкий пилотаж.

 

кордовые модели


 

 Работа двигателя пилотажной кордовой модели

         Следующая особенность пилотажной модели самолета — устойчивая работа двигателя во всех его положениях относительно земли, надежная работа системы питания.

          На модель все время действует центробежная сила; топливо, находящееся в бачке, всегда этой силой будет прижато к внешней стороне бачка (при скоростях, превышающих критическую скорость) (см. рис. 1,а). Следовательно, заборный штуцер надо устанавливать с внешней стороны бачка, а для полной выработки горючего этот бачок необходимо должным образом спрофилировать (см. рис. 1,б). Избежать перепадов давления топлива в жиклере двигателя при выполнении фигур можно при двух условиях: жиклер двигателя находится на одном уровне с заборным штуцером бачка, параллельным продольной оси модели; заборный штуцер бачка расположен в плоскости, делящей бачок на две равные по высоте части — верхнюю и нижнюю (см. рис.   1,в).

         Так как на пилотажной модели самолета «Мо­сква-22» применен резиновый бачок (сделанный из детского воздушного шара), все сказанное о бачках относится к контейнеру, в котором помещен бачок. Поэтому при изготовлении фюзеляжа большое значение имеет точность сборки.

 

И наконец, существенное влияние на работу двигателя оказывает длина бачка пли его контейнера. Практика показала, что для моделей такого типа оптимальная длина его лежит в пределах 100- 110 мм.

 

 

 


Кордовая модель Москва-22


         Известно, что чем меньше скорость полета кордовой пилотажной модели, тем зрительно качественнее пилотажные фигуры. Однако с падением скорости падает натяжение корды и неизбежно наступает такой момент, при котором натяжение корды будет меньше веса кордовой модели самолета, что повлечет ее сваливание и потерю управления в высших точках пилотажной полусферы.

 


 

        Скорость полета кордовой пилотажной модели

          Поэтому спортсмену необходимо знать критическую скорость, при которой центробежная сила Fц сравняется с весом пилотажной модели самолета.  Эта  скорость  определяется    по    формуле

 

         При выполнении пилотажа скорость модели самолета при ее подъеме падает и, кроме того, возможна потеря скорости при порыве ветра или из-за резкой эволюции, вызванной нечетким движением   спортсмена   ручкой   управления.

           Существующие способы повышения натяжения корды позволяют значительно снизить горизонтальную скорость полета. Один из них регулировка соответствующим образом работы двигателя кордовой модели. Кроме того, для увеличения натяжения корды на пилотажной модели самолета «Москва-22» был отклонен руль поворота во внешнюю сторону круга, загружена концевая нервюра внешнего крыла, а также несколько назад, по концевой нервюре внутреннего крыла, смещена средняя точка выхода тяги управления. Таким путем можно добиться достаточного натяжения корды на малой скорости пилотирования. Важно, чтобы скорость горизонтального  полета была на 20% выше критической.

 


 

         Зная  особенности пилотажных кордовых моделей самолетов, можно приступить к их постройке.

         Сначала лучше всего изготовить учебно-тренировочную пилотажную модель самолета с двигателем с рабочим объемом цилиндра 2,5 см3 и начинать разучивание пилотажного комплекса с простейших фигур, таких, как горизонтальный полет, прямая петля, перевернутый полет, обратная петля . Остальные фигуры могут и не получиться из-за довольно низкой маневренности тренировочной пилотажной модели самолета. Весь пилотажный комплекс F2B  состоит из шестнадцати обязательных фигур.

         При   выполнении  первых  полетов    пилотажной модели самолета важно положение рукоятки управления изменять не только кистью руки, но и движением всей руки. В этом случае спортсмен скорее освоит выполнение фигур, то есть его действия станут автоматическими, пилотирование модели самолета не будет утомительным. В горизонтальном полете спортсмен, путем подъема и опускания руки, заставляет модель самолета лететь на различных высотах, совершать горки, снижаться при выходе из прямой петли. При выполнении прямой петли в последней ее четверти ручку управления все время плавно отклоняют па себя и лишь при подходе к точке завершения петли ручку плавно возвращают в нейтральное положение. Сделав первую петлю, нужно повторить ее несколько раз, стараясь приблизить траекторию полета к окружности с минимально возможным радиусом.

         Разучив прямую петлю, переходят к освоению перевернутого полета. Трудность управления — в непривычной (обратной) реакции пилотажной кордовой модели самолета на действия спортсмена. При усиленных тренировках можно достигнуть желаемого, никакие рекомендации здесь не помогут. Один из элементов перевернутого полета — обратную петлю  — осваивают совершенно так же, как и прямую, только при этом ручку управления отклоняют в обратную сторону.

         Разучив эти фигуры, можно приступать к постройке пилотажной модели самолета «Москва-22». Все остальные фигуры лучше осваивать непосредственно  с этой моделью самолета.


 

         Постройку пилотажной модели самолета желательно разбить на три этапа:     

  •         Подготовку к постройке
  •         Постройку модели
  •         Внешнюю ее отделку

         Подготовка к постройке кордовой модели. Она включает подбор материалов и инструментов, вычерчивание модели самолета и всех ее узлов в натуральную величину и изготовление шаблонов.

 

         Материалы, необходимые    спортсмену:    бальза (лучше легкий сорт) —2 кг, липа—брусок размером 500X120X30 мм. — 1 шт.; граб — брусок размером 500X30X20 мм— 1 шт.; сосна—рейка размером 1500X30X20 мм—1 шт.; японская бумага 1 — 1,5  дюралюминий — пруток диаметром 35—40 мм, длиной 200 - 250 мм — 1 шт.; пластины размером 100X 100X2 мм— 1 шт.; 200X100X1 мм— 1 шт.; проволока ОВС— куски длиной 1 м диаметром 1, 2 и 3 мм; синтетические краски 0,5 кг желаемого цвета; ацетон — 2 л; оргстекло — 400x200x0,5 мм—1 лист; фанера трех милли­метровая трехслойная 400x400 мм — 1 лист; фанера полуторамиллиметровая трехслойная 50X500 мм—1 лист; нитро клей — 300 г. Понадобятся также нитки, сырая резина, стальные прутки, резиновая трубка, миллиметровая бумага, клей БФ-2 и еще небольшой ассортимент не дефицитных  материалов.

 

         Из инструментов нужны: сапожный нож, пила лучковая, пила шлицевая, ножовка по металлу, напильники и рашпили, плоскогубцы, кусачки, рубанок, наждачная бумага, кисти, лобзик с набором пилок, булавки, дрель с набором сверл, отвертка, тиски настольные, тиски ручные.

         Некоторые детали изготовляют на токарном станке.

         Чертеж пилотажной модели самолета «Москва-22» выполняют на миллиметровой бумаге. Все узлы и детали делают в натуральную величину.

 

 



 

         Для изготовления десяти шаблонов вычерчивают следующие выкройки на бумаге в натуральную величину: боковину фюзеляжа, профиль верхней и нижней крышек фюзеляжа; вид фюзеляжа сверху, винт—вид сбоку и спереди; обтекатель колеса шасси — вид сбоку и сверху и концевую и корневую нервюры. Выкройки из бумаги клеем БФ-2 наклеивают на миллиметровую фанеру, а корневую и концевую нервюры — на двухмилли­метровый дюралюминий. Причем клеем покрывают материал шаблона и на него наклеивают выкройку. Если промазывать в первую очередь бумагу, то она настолько деформируется, что последующая стыковка частей модели самолета, изготовленных по выполненным таким образом шаблонам, становится невозможной.

         После того как высохнет клей, шаблоны из фанеры вырезают сапожным ножом и зачищают наждачной бумагой, из дюралюминия — лобзиком и в тисках напильником доводят до требуемых размеров.

         Постройка модели. Строить модель самолета лучше всего в строгой последовательности, разбив весь технологический процесс на ряд отдельных операций. Это позволит спортсмену, во-первых, планировать работу по времени и, во-вторых, в ходе постройки модели самолета определять объем проделанной и оставшейся работы.

         Сначала необходимо изготовить все детали модели самолета, которые не требуют подгонки по месту.

         Чтобы понять технологию изготовления отдельных детален, см. рис.  1 и 2.

         Как, например, остеклить кабину? Сначала по внутренним контурам кабины делают пуансон. Для него необходимо иметь брусок из липы или из какой-либо другой плотной древесины. Поверхность пуансона должна быть тщательно отшлифована, а перед штамповкой фонаря пуансон нужно смазать машинным  маслом.

         Матрицу делают из фанеры толщиной 10 мм (рис. 4,д). Контуры отверстия должны быть выполнены по наружным размерам фонаря в нижнем сечении. Края отверстия надо округлить напильником и отшлифовать наждачной бумагой.



 

         Прижим изготовляют так же, как и матрицу, только отверстие должно быть несколько больших размеров.

         Фонарь следует выдавливать вдвоем. На очень устойчивый стол ставят матрицу и на нее кладут разогретый на электроплитке до состояния, близкого к «пузырению», лист оргстекла. Поверх него накладывают прижим. Помощник прижимает его к матрице, а сам оператор быстрым движением выдавливает материал оргстекла на высоту, равную высоте кабины. В этом положении оргстеклу дают остыть, а затем гранью мелкого напильника отпиливают лишний материал и фонарь доводят до окончательных размеров.

         Полу стойки шасси на пилотажной модели самолета «Москва-22» сделаны на фрезерном станке. Но их можно склепать из двухмиллиметровых дюралюминиевых пластин, одна из которых выпилена в соответствии с контуром детали крепления шасси. Шины шасси самому изготовить сложно, поэтому на первых порах можно установить колеса от игрушечных автомобилей.

         Выполнив все детали модели самолета, приступают к ее сборке (с помощью нитроклея). В сборке большую роль играет последовательность операций. Стоит нарушить их последовательность, и не исключена возможность, что придется делать дополнительные вырезы в фюзеляже или в крыле, чтобы закрепить ту или иную деталь.

 

         Сборку модели самолета начинают с изготовления силовой части фюзеляжа. Порядок сборки следующий. В отверстия усов моторамы тисками впрессовывают грибки, затем усы привинчивают к лапкам двигателя. На соответствующие места устанавливают шпангоуты и приклеивают их нитроклеем.

         Из пластин бальзы и уголков выклеивают    контейнер бачка  и под моторную прокладку.

         По двигателю подгоняют продувочные каналы и отмечают места их приклейки. Затем двигатель снимают.



 

         На соответствующие места приклеивают продувочные трубы и боковины фюзеляжа. После высыхания в боковинах напротив продувочных, каналов делают косые отверстия. Собирают качалку и укрепляют в средней части фюзеляжа, а в задней части боковины склеивают между собой. После этого силовая часть фюзеляжа готова.

         В отверстия боковин фюзеляжа вклеивают кромки крыла, полки лонжерона и силовые элементы шасси. В переднюю часть вклеивают шпангоут № 1. Перед сборкой крыльев к силовым нер­вюрам приклепывают детали крепления стоек шасси, а затем все нервюры и законцовки вставляют между лонжеронами и промазывают клеем. Работа над крылом заканчивается установкой различных накладок. В прорезь боковин фюзеляжа вставляют   готовый   стабилизатор.

         Отдельно собирают верхнюю и нижнюю крышки фюзеляжа. В верхнюю крышку вклеивают пол и стенки кабины, а к задней части нижней крышки приклеивают бобышку для крепления задней стойки шасси. По силовой части фюзеляжа в нижней и верхней крышках соответственно устанавливают шпангоуты и приклеивают их. Затем подгоняют капот и по чертежу устанавливают детали его крепления  к фюзеляжу.

         К фюзеляжу приклеивают киль, подгоняют угол отклонения руля направления, а затем его прочно приклеивают к килю.

         Перед тем как приклеить крышки к пилотажной модели самолета, необходимо собрать и отрегулировать систему управления. Для этого сначала вклепывают шарниры крепления закрылков и рулей высоты, навешивают рули и выставляют их относительно друг друга. В этом положении отмечают места крепления качалок. В разобранном положении устанавливают их на место. При окончательной сборке тяги управления надежно контрятся в шарнирах. Проверив правильность стыковки тяги управления, можно заклеить верхнюю и нижнюю крышки фюзеляжа.

         Наждачной бумагой, наклеенной на планку, пилотажную модель самолета тщательно зачищают. Отдельно собирают шасси и устанавливают на модель.

         Раскрасив и отделав кабину, смесью ди­хлорэтана  и ацетона приклеивают  фонарь  кабины.

         После того как будут выполнены перечисленные операции, черновая работа над пилотажной моделью самолета будет завершена.


Кордовая модель самолета


 

         Отделка модели. Она начинается с покрытий (кистью) всех внешних поверхностей пилотажной модели самолета специальной шпаклевкой. После просушки шпаклевку мелкой шкуркой счищают    с внешних поверхностей, поры бальзы при этом будут заполнены шпаклевкой.

         Затем эти поверхности покрывают жидким эмалитом, после чего пилотажную модель самолета в два слоя оклеивают японской длинноволокнистой бумагой. Оклеивают только крыло с закрылками и стабилизатор. После этого кистью пилотажную модель самолета покрывают Эмалитом шесть - семь раз и снова тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой. Надо следить, чтобы слой эмалита не был счищен до поверхности бальзы. И, наконец, механическим распылителем пилотажную модель самолета окрашивают синтетическими красками. Для надписей должны быть сделаны специальные трафареты.

         Пилотажную модель кордового самолета высушивают и на нее устанавливают двигатель.

 

 Заслуженный мастер спорта СССР

Юрий Сироткин

 

 Другие чертежи кордовых моделей можно посмотреть в "Репозитории чертежей"

 

 

 Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics