Победитель ЧМ 1966 и 1968 годов SuperMaster Йозефа Габриса
Технические характеристики модели Super Master
Автор модели: Йозеф Габриc
Чертеж рисовал: Йозеф Габриc
Размах крыла - 1410 мм
Длина модели- 1040 мм
Вес модели 1230 грамм
Двигатель MVVS 5,6A (5,6 см3)
Скачать чертеж Супер Мастера в большом разрешении можно по этой ссылке
Юрий Сироткин в своей книге "В воздухе пилотажные модели" упоминал об этой модели и даже публиковал чертеж.
Иллюстрация модели из книги "В воздухе пилотажные модели"
Двигатель
Супер Мастер модель чемпионата мира 1968 года, на которой установлен один из лучших пилотажных двигателей — чехословацкий MVVS-5,7 см3. В конструктивном отношении он принципиально отличается от двигателя Fох-35. Двигатель MVVS-5,7 имеет поршень с двумя кольцами, и всасывание происходит через заднюю крышку. Благодаря тому, что двигатель выполнен из хорошего материала и имеет кольца, он обладает очень большим ресурсом. Как правило, двигатель отлично служит 3—4 года без разборки. Для удобства регламентных работ носок и задняя крышка выполнены съемными. Вес двигателя 240 грамм.
Конструкция фюзеляжа
Фюзеляж модели цельно-бальзовый. Боковые панели его в носовой части толщиной 4 мм, в хвостовой части— 3 мм. Верхняя и нижняя части фюзеляжа сделаны из целого куска и в сечении представляют собой полуокружности. Носовая часть его имеет большой съемный капот, обеспечивающий свободный доступ к двигателю и топливному бачку. Одновременно внутренняя часть капота образует продувочный канал для охлаждения двигателя. Боковая поверхность фюзеляжа достаточно большая. Для увеличения жесткости в фюзеляже расположено восемь шпангоутов. Так как фюзеляж изготовлен несущим, продольные силовые элементы отсутствуют. Сечения фюзеляжа даны на рисунке.
Сечения фюзеляжа
Крыло модели
Крыло модели, вплоть до лонжерона, выполнено из бальзы. Передняя кромка — бальзовая рейка 6x10 мм. Лобик крыла обшит бальзовьш шпоном. Для сохранения хорошего профиля по размаху расположено достаточно много нервюр — 34 шт. На каждую нервюру положена бальзовая полка. Задняя кромка представляет собой коробку, склеенную из бальзовых пластин. Для увеличения прочности весь центроплан зашит бальзой. Крыло собирается отдельно на стапеле. Монтируется главная качалка управления и в таком виде крыло вставляется в фюзеляж. Законцовки крыла имеют наборную конструкцию . Закрылки выполнены по всему размаху. Внутреннее крыло (и соответственно закрылок) длиннее внешнего на 30 мм. Во внешнем крыле расположен груз 40 грамм. Закрылки и рули высоты подвешены на металлических петлях, сделанных из тонкой жести и проволоки.
Хвостовое оперение
Стабилизатор наборный, относительная толщина профиля — 6,8%. Площадь рулей составляет 50% площади стабилизатора. Рули отклоняются на величину±45°. Система управления аналогична той, которая применена на
предыдущей модели: главная качалка управляет работой закрылков, а с кронштейна закрылков движение передается на рули. Соотношение углов отклонения рулей высоты и закрылков — 1:1.
Киль модели наборный, руль направления отклонен на величину 10°.
Система шасси модели — жесткая, практически не содержит упругих элементов (кроме шин колес) смотрите рисунок. Для крепления основных стоек силовые нервюры выполнены из 3-мм фанеры. При хорошей поверхности кордодрома такая система шасси обеспечивает нормальный взлет и посадку.
Система питания
Топливный бачок выполнен из тонкой жести (0.2 мм), его конструкция показана на стр. 60. Поскольку жиклер двигателя расположен сзади магистраль трубопровода получается предельно короткой, что очень благоприятно отражается на режиме работы двигателя.
У модели в целом несколько большая площадь по сравнению со всеми другими моделями — 48,5 дм2. Для моделей данного класса общепринятый размер площади лежит в пределах 42—43 дм2. Модель имеет вес 1300 грамм и удельную нагрузку 27 г/дм2.
Фотографии с победного Чемпионата Мира 1968 года
Похожие материалы: