Пилотажная модель Александра Листопада ЛА32 

 

 

Основные технические характеристики модели ЛА32

        Размах крыла — 1450 мм

        Длина модели — 1100 мм,

        Высота — 310 мм,

        Вес (сухой) — 1450 г,

        Объем топливного бака — 135 см3;

        Рабочий объем двигателя — 7 см3

        Топливо (69% — метанол, 26% — касторовое масло, 5% — Нитрометан);

        Корда — Ø 0,36 мм, длина 21,5 мм;

        Скорость пилотирования — 27 м/с;

        Время прохождения одного круга — 5,2 ... 5,4 с.

НАДЕЖНОСТЬ ЗАЛОГ УДАЧИ

 

        МОЯ КОРДОВАЯ пилотажная модель имеет несколько увеличенные площади крыла и стабилизатора, вес и оснащена более мощным форсированным двигателем. Работа силовой установки играет первостепенную роль, поэтому на нее обращаю   особое   внимание.

        Ныне наиболее распространены двигатели с рабочим объемом цилиндра 7 см3. Это «Талка-7», «Акробат» и «Радуга»-7». Используя картер и вал «Акробата», эксплуатирую их вместе с цветной парой типа ABC. Поршень сделан из алюминиевого сплава. Гильза из латуни ЛС-59-1 или ЛС-62, после механической обработки она притирается по определенной геометрии (см. чертеж), хромируется ее внутренняя поверхность в специальном приспособлении. Затем поршень и гильза совместно притираются. Важно правильно посадить гильзу в картер. Для этого текстолитовыми притирами обрабатываются внутренняя посадочная поверхность картера и наружная поверхность «гильзы». Если гильза чрезмерно свободно садится в картер, то ее наружную поверхность довожу до требуемого размера. Притертая по картеру гильза должна очень плотно, но без особых усилий, садиться в подогретый картер (t=60-+70°C). Палец — сплошной, без облегчения, изготовлен из иглы игольчатого подшипника диаметром 5 мм (сталь ШХ-15). Палец обязательно фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами, изготовленными из проволоки ОВС Ø 0,4 мм. Шатун фрезеруется из Д16Т. Для улучшения смазки в ушках шатуна сверлятся потри отверстия   Ø   1  мм.

       Задняя крышка двигателя оснащается накладкой из тонкой нержавеющей стали, чтобы избежать трения по дюралюминию. Накладка присоединяется заклепками к внутренней поверхности крышки. Головки можно использовать двух типов. Первая — обычная сферическая с прорезью под дефлектор поршня; вторая ограничивает камеру сгорания наклонной плоскостью. Эта головка обеспечивает более мягкую и устойчивую работу двигателя при использовании топлива с нитрометаном. Камера сгорания для сферической головки подбирается объемом от 1,2 до 1,3 см3, для плоской 1,3—1,35 см3.

      Двигатель с парой типа ABC имеет высокий ресурс и большую мощность и приемистость, что важно для пилотажной модели. Повысило его мощность и улучшило режим работы на обогащенном и переходных режимах применение нестандартной свечи, доработка которой заключается в увеличении внутреннего ее объема и использовании платиновой спирали из проволоки большего диаметра (0,23 мм вместо 0,18 мм) и длиной 28 мм.

      Карбюратор следует оснастить 3—4 сменными диффузорами с проходными сечениями диаметром от 7 до 8 мм. В жаркую сухую погоду, когда требуется максимальная отдача двигателя, использую футорку диаметром 8 мм, а в холодную или прохладную — футорки меньшего диаметра.

     Воздушный винт: диаметр 278 мм и шаг 125 мм. Полезно иметь несколько винтов с различным шагом 120, 125, 130, 135, 140 мм. При этом шаблон вида сверху на лопасть остается неизменным. Винты с малым шагом удобны в прохладную «плотную» погоду, а с большим шагом — в жаркую штилевую, когда необходимо увеличить скорость полета модели. Однако недопустимо перегружать двигатель тяжелым (в аэродинамическом смысле) винтом, теряется его мощность и приемистость; модель быстро летает по кругу, но зависает на фигурах, проваливается на эволюциях в верхней   части   полусферы.

      Комбинируя использование различных диффузоров двигателя, винтов, калильных свечей, топлив с различным содержанием компонентов, можно регулировать характеристики полета модели в большом диапазоне скоростей для любых метеорологических условий. Эксперименты позволяют выбрать оптимальную скорость в любую погоду, повысить качество выполнения фигур пилотажного комплекса и безопасность полета, выработать более уверенные действия.

     Считаю наиболее подходящим режим полета, при котором модель на корде длиной 21,5 м проходит на обогащенном, равномерном без «взвизгиваний» режиме один круг за 5,1—5,2 секунды. Наметилась тенденция к увеличению  скорости пилотирования, что придает ощутимую стабильность натяжению корды, обеспечивает четкое пилотирование в сложных погодных условиях. Так, например, неоднократный чемпион Европы Л. Компостелла пилотирует свою модель со скоростью прохождения одного круга за 5 секунд. Ведущие зарубежные спортсмены — 4,8-4,9 секунды. Такая высокая скорость требует от спортсмена хорошей реакции, вырабатываемой на тренировках (400—500 полетов в год).

Листопад ЛА 32

 

1 — Моторама (граб, 12x10x300), 2 — фонарь кабины пилота (оргстекло, δ=1 мм); 3 — отсек топливного бака, 4 — качалка управления (Д16Т, δ=2,5 мм), 5 — тяга (ОВС, Ø 2,5 мм), 6 — шпангоут (бальза, δ =2 мм), 7 — тяга (плотная бальза, Ø 10 мм), 8 — гаргрот (бальза, δ=3... 2 мм), 9 — обшивка киля и стабилизатора (легкая бальза, δ=1 мм), 10 — днище (бальза δ=3... 2 мм), 11 — кромки (бальза, 12x10 мм), 12 — задняя кромка (сосна, 2,5x1 мм), 13 — шарниры (капролон), 14 — передняя кромка (бальза 4x10 мм), 15 — нервюра (бальза, δ=1,5 мм), 16 — боковина фюзеляжа 18 =3 мм — у моторамы, 8-2 мм — у стабилизатора), 17 — вилка управления (ОВС Ø 2,5 мм), 18 — нервюра (бальза, δ=2,5 мм), 19 — стойка шасси (Д16Т, δ=3 мм), 20 — щиток (Д16Т , δ=0,5 мм), 21 — накладка моторамы (фанера, δ=1,5 мм), 22 — силовой шпангоут (фанера, δ=4 мм), 23 — стенка задней кромки (бальза, 14x4 мм), 24 — полка задней кромки (бальза 25x3 мм), 25 — полка нер вюры (бальза, 8x2 мм), 26 — полки лонжерона (сосна, у корня 5x4 мм, у законцовки 5x2 мм), 27 обшивка (бальза, δ=2 мм), 28 — передняя кромка (бальза, 10x10 мм), 29 — дренаж, 30 — бобышка (липа, δ=10 мм), 31 — груз, свинец, 35 г, 32 —воздушный   винт  (Ø 278 мм,  h-125 мм), 33 —окантовка  (сосна,  2,5x1 мм), 34   — топливный бак (нержавеющая сталь, δ=0,25 мм), 35 — дренажная трубка (Ø 4x3,5 мм); 36 — дренажная трубка при заправке ( Ø 3x2 мм), при работающем двигателе герметично закрывается, 37 — трубка питания Ø   3X2 мм).

 

 

Чертеж модели в большем разрешении можно скачать тут

 

        В конструкции моей модели основным материалом служит бальза. Крыло собирается на эпоксидном клее в стапеле, чтобы избежать поводок и короблений от колебаний температуры и влажности. Киль и стабилизатор состоят из калиброванных пластин очень легкой бальзы толщиной 1-1,5 мм, склеенных эмалитом. Благодаря этому не увеличится момент инерции модели относительно оси Z.

       Моторама собирается и устанавливается между боковинами фюзеляжа на эпоксидном клее, шпангоуты и обшивка — на эмалите. Крыло и стабилизатор располагаются в параллельных плоскостях перпендикулярно оси симметрии фюзеляжа и киля. Модель оклеивается японской бумагой, грунтуется АК-20, обрабатывается шкуркой до получения ровной матовой поверхности, при необходимости шпаклюется и окрашивается полиуретановыми красками.

      Топливный бак — съемный для удобства эксплуатации. Шасси отсоединяется при транспортировке. Изготовляя отдельные части, важно тщательно следить за их весом, так как у перетяжеленной модели снижаются пилотажные свойства. Снижение веса достигается приданием конструкции деталей равномерной прочности, применением минимального количества клеев, грунтовочных покрытий и красок.

 

      Не всегда новая «модель» обладает необходимыми качествами.    Поэтому  при облете выявляю недостатки и устраняю их, даже если потребуется серьезное вмешательство. Порой не стесняюсь сделать надрезы в крыле или фюзеляже для устранения перекосов, деградации, увеличения или уменьшения люфтов в проводке управления и т. д. Эта неприятная работа может в полной мере ликвидировать огрехи изготовления, непродуманной технологии, заставит модель целиком подчиниться воле пилота и послужить хорошей школой для совершенствования своих трудовых навыков.

      Высокий уровень развития кордовых пилотажных моделей говорит о том, что только применение отлаженной мощной силовой установки, легкой и прочной конструкции в соединении с достаточной натренированностью спортсмена может обеспечить высокие результаты.

А.  ЛИСТОПАД, мастер спорта  международного класса СССР

Журнал Крылья Родины

Обратите внимание так же на другую модель Александра Листопада ЛА29