Пилотажная модель Александра Листопада ЛА32 

 

 

Основные технические характеристики модели ЛА32

        Размах крыла — 1450 мм

        Длина модели — 1100 мм,

        Высота — 310 мм,

        Вес (сухой) — 1450 г,

        Объем топливного бака — 135 см3;

        Рабочий объем двигателя — 7 см3

        Топливо (69% — метанол, 26% — касторовое масло, 5% — Нитрометан);

        Корда — Ø 0,36 мм, длина 21,5 мм;

        Скорость пилотирования — 27 м/с;

        Время прохождения одного круга — 5,2 ... 5,4 с.

НАДЕЖНОСТЬ ЗАЛОГ УДАЧИ

 

        МОЯ КОРДОВАЯ пилотажная модель имеет несколько увеличенные площади крыла и стабилизатора, вес и оснащена более мощным форсированным двигателем. Работа силовой установки играет первостепенную роль, поэтому на нее обращаю   особое   внимание.

        Ныне наиболее распространены двигатели с рабочим объемом цилиндра 7 см3. Это «Талка-7», «Акробат» и «Радуга»-7». Используя картер и вал «Акробата», эксплуатирую их вместе с цветной парой типа ABC. Поршень сделан из алюминиевого сплава. Гильза из латуни ЛС-59-1 или ЛС-62, после механической обработки она притирается по определенной геометрии (см. чертеж), хромируется ее внутренняя поверхность в специальном приспособлении. Затем поршень и гильза совместно притираются. Важно правильно посадить гильзу в картер. Для этого текстолитовыми притирами обрабатываются внутренняя посадочная поверхность картера и наружная поверхность «гильзы». Если гильза чрезмерно свободно садится в картер, то ее наружную поверхность довожу до требуемого размера. Притертая по картеру гильза должна очень плотно, но без особых усилий, садиться в подогретый картер (t=60-+70°C). Палец — сплошной, без облегчения, изготовлен из иглы игольчатого подшипника диаметром 5 мм (сталь ШХ-15). Палец обязательно фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами, изготовленными из проволоки ОВС Ø 0,4 мм. Шатун фрезеруется из Д16Т. Для улучшения смазки в ушках шатуна сверлятся потри отверстия   Ø   1  мм.

       Задняя крышка двигателя оснащается накладкой из тонкой нержавеющей стали, чтобы избежать трения по дюралюминию. Накладка присоединяется заклепками к внутренней поверхности крышки. Головки можно использовать двух типов. Первая — обычная сферическая с прорезью под дефлектор поршня; вторая ограничивает камеру сгорания наклонной плоскостью. Эта головка обеспечивает более мягкую и устойчивую работу двигателя при использовании топлива с нитрометаном. Камера сгорания для сферической головки подбирается объемом от 1,2 до 1,3 см3, для плоской 1,3—1,35 см3.

      Двигатель с парой типа ABC имеет высокий ресурс и большую мощность и приемистость, что важно для пилотажной модели. Повысило его мощность и улучшило режим работы на обогащенном и переходных режимах применение нестандартной свечи, доработка которой заключается в увеличении внутреннего ее объема и использовании платиновой спирали из проволоки большего диаметра (0,23 мм вместо 0,18 мм) и длиной 28 мм.

      Карбюратор следует оснастить 3—4 сменными диффузорами с проходными сечениями диаметром от 7 до 8 мм. В жаркую сухую погоду, когда требуется максимальная отдача двигателя, использую футорку диаметром 8 мм, а в холодную или прохладную — футорки меньшего диаметра.

     Воздушный винт: диаметр 278 мм и шаг 125 мм. Полезно иметь несколько винтов с различным шагом 120, 125, 130, 135, 140 мм. При этом шаблон вида сверху на лопасть остается неизменным. Винты с малым шагом удобны в прохладную «плотную» погоду, а с большим шагом — в жаркую штилевую, когда необходимо увеличить скорость полета модели. Однако недопустимо перегружать двигатель тяжелым (в аэродинамическом смысле) винтом, теряется его мощность и приемистость; модель быстро летает по кругу, но зависает на фигурах, проваливается на эволюциях в верхней   части   полусферы.

      Комбинируя использование различных диффузоров двигателя, винтов, калильных свечей, топлив с различным содержанием компонентов, можно регулировать характеристики полета модели в большом диапазоне скоростей для любых метеорологических условий. Эксперименты позволяют выбрать оптимальную скорость в любую погоду, повысить качество выполнения фигур пилотажного комплекса и безопасность полета, выработать более уверенные действия.

     Считаю наиболее подходящим режим полета, при котором модель на корде длиной 21,5 м проходит на обогащенном, равномерном без «взвизгиваний» режиме один круг за 5,1—5,2 секунды. Наметилась тенденция к увеличению  скорости пилотирования, что придает ощутимую стабильность натяжению корды, обеспечивает четкое пилотирование в сложных погодных условиях. Так, например, неоднократный чемпион Европы Л. Компостелла пилотирует свою модель со скоростью прохождения одного круга за 5 секунд. Ведущие зарубежные спортсмены — 4,8-4,9 секунды. Такая высокая скорость требует от спортсмена хорошей реакции, вырабатываемой на тренировках (400—500 полетов в год).

Листопад ЛА 32

 

1 — Моторама (граб, 12x10x300), 2 — фонарь кабины пилота (оргстекло, δ=1 мм); 3 — отсек топливного бака, 4 — качалка управления (Д16Т, δ=2,5 мм), 5 — тяга (ОВС, Ø 2,5 мм), 6 — шпангоут (бальза, δ =2 мм), 7 — тяга (плотная бальза, Ø 10 мм), 8 — гаргрот (бальза, δ=3... 2 мм), 9 — обшивка киля и стабилизатора (легкая бальза, δ=1 мм), 10 — днище (бальза δ=3... 2 мм), 11 — кромки (бальза, 12x10 мм), 12 — задняя кромка (сосна, 2,5x1 мм), 13 — шарниры (капролон), 14 — передняя кромка (бальза 4x10 мм), 15 — нервюра (бальза, δ=1,5 мм), 16 — боковина фюзеляжа 18 =3 мм — у моторамы, 8-2 мм — у стабилизатора), 17 — вилка управления (ОВС Ø 2,5 мм), 18 — нервюра (бальза, δ=2,5 мм), 19 — стойка шасси (Д16Т, δ=3 мм), 20 — щиток (Д16Т , δ=0,5 мм), 21 — накладка моторамы (фанера, δ=1,5 мм), 22 — силовой шпангоут (фанера, δ=4 мм), 23 — стенка задней кромки (бальза, 14x4 мм), 24 — полка задней кромки (бальза 25x3 мм), 25 — полка нер вюры (бальза, 8x2 мм), 26 — полки лонжерона (сосна, у корня 5x4 мм, у законцовки 5x2 мм), 27 обшивка (бальза, δ=2 мм), 28 — передняя кромка (бальза, 10x10 мм), 29 — дренаж, 30 — бобышка (липа, δ=10 мм), 31 — груз, свинец, 35 г, 32 —воздушный   винт  (Ø 278 мм,  h-125 мм), 33 —окантовка  (сосна,  2,5x1 мм), 34   — топливный бак (нержавеющая сталь, δ=0,25 мм), 35 — дренажная трубка (Ø 4x3,5 мм); 36 — дренажная трубка при заправке ( Ø 3x2 мм), при работающем двигателе герметично закрывается, 37 — трубка питания Ø   3X2 мм).

 

 

Чертеж модели в большем разрешении можно скачать тут

 

        В конструкции моей модели основным материалом служит бальза. Крыло собирается на эпоксидном клее в стапеле, чтобы избежать поводок и короблений от колебаний температуры и влажности. Киль и стабилизатор состоят из калиброванных пластин очень легкой бальзы толщиной 1-1,5 мм, склеенных эмалитом. Благодаря этому не увеличится момент инерции модели относительно оси Z.

       Моторама собирается и устанавливается между боковинами фюзеляжа на эпоксидном клее, шпангоуты и обшивка — на эмалите. Крыло и стабилизатор располагаются в параллельных плоскостях перпендикулярно оси симметрии фюзеляжа и киля. Модель оклеивается японской бумагой, грунтуется АК-20, обрабатывается шкуркой до получения ровной матовой поверхности, при необходимости шпаклюется и окрашивается полиуретановыми красками.

      Топливный бак — съемный для удобства эксплуатации. Шасси отсоединяется при транспортировке. Изготовляя отдельные части, важно тщательно следить за их весом, так как у перетяжеленной модели снижаются пилотажные свойства. Снижение веса достигается приданием конструкции деталей равномерной прочности, применением минимального количества клеев, грунтовочных покрытий и красок.

 

      Не всегда новая «модель» обладает необходимыми качествами.    Поэтому  при облете выявляю недостатки и устраняю их, даже если потребуется серьезное вмешательство. Порой не стесняюсь сделать надрезы в крыле или фюзеляже для устранения перекосов, деградации, увеличения или уменьшения люфтов в проводке управления и т. д. Эта неприятная работа может в полной мере ликвидировать огрехи изготовления, непродуманной технологии, заставит модель целиком подчиниться воле пилота и послужить хорошей школой для совершенствования своих трудовых навыков.

      Высокий уровень развития кордовых пилотажных моделей говорит о том, что только применение отлаженной мощной силовой установки, легкой и прочной конструкции в соединении с достаточной натренированностью спортсмена может обеспечить высокие результаты.

А.  ЛИСТОПАД, мастер спорта  международного класса СССР

Журнал Крылья Родины

Обратите внимание так же на другую модель Александра Листопада ЛА29

 


Добавить комментарий
Нельзя оставлять комментарии не относящиеся к теме публикации. Нельзя оставлять ссылки на сторонние ресурсы,только с одобрения модератора. Уважительно относитесь друг к другу.


Защитный код
Обновить