Модель F2B Кондратенко Евгения


 

ПОБЕДИТЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ

Евгений  КОНДРАТЕНКО, мастер спорта

В любую погоду

 

        Модель, которую я предлагаю построить спортсменам, кружковцам, удовлетворяет требованиям, предъявляемым для четкого выполнения пилотажного комплекса. Одинаково красиво получаются круговые и квадратные фигуры. Во время полета модели усилие на ручку небольшое, оно равномерное во всех точках траектории, что дает возможность плавно управлять полетом. Вес модели 1200 г. Общая несущая площадь — 46 дм2, нагрузка — 26 г/дм2. Двигатель с рабочим объемом цилиндра 5,6 см3 конструкции автора, скорость полета 75—80 км/час. (Чертежи и описание двигателя были опубликованы в журнале «Крылья Родины» № 4 за 1962 год).

            Модель хорошо пилотируется в любую погоду. Однако наиболее высокие результаты следует ожидать при ветре определенного направления, скорость которого составляет 2—3 метра в секунду.

         Модель снабжена одностоечным шасси. Стойка к фюзеляжу крепится так, что колесо на 1,5 — 2 см находится впереди центра тяжести модели. Это обеспечивает нормальные взлет и посадку и даже позволяет совершать продолжительные пробежки по земле с работающим двигателем. На правой консоли крыла и в хвостовой части фюзеляжа имеются посадочные лыжи из целлулоида.

 

Чертеж кордовой пилотажной модели конструкции Евгения Кондратенко

 

Модель состоит из следующих агрегатов: моторамы, крыла, стабилизатора, фюзеляжа с килем, системы управления, шасси, фонаря кабины, которые до общей  сборки  изготовляются  отдельно.

           Моторама — из двух грабовых брусков, к ним приклеиваются 2 фанерных шпангоута, между которыми монтируется топливный бачок, но так, чтобы его ось совпадала с осью жиклера двигателя. Для крепления двигателя имеются 2 стальные пластинки, в них нарезана резьба. Бачок — из тонкой луженой жести или из нержавеющей стали толщиной 0,25—0,3 мм (см. чертеж). Передний шпангоут из липы. На шпангоутах монтируются 2 узла для крепления капота двигателя.

           Крыло — однолонжеронной конструкции с несущей обшивкой носка. Поперечный набор состоит из нервюр, сделанных из бальзы толщиной 2—2,5 мм (в пакете по двум крайним шаблонам). Для обшивки носка и задней кромки крыла я использовал легкую бальзу толщиной не менее 2,5 мм. Закрылки вырезаются целиком из бальзовой пластины. В законцовку правого крыла (для компенсации веса корды) загружаю 30— 35 г свинца.

           Главная качалка управления на фанерной пластине    монтируется в централь-ной части крыла. Рычажная система управления закрылками крепится на задней кромке центроплана (см. чертеж). Закрылки на крыло монтировать не следует. Это надо делать после общей сборки и обтяжки модели бумагой.

           Стабилизатор и рули высоты из пластин легкой бальзы. На задней кромке стабилизатора монтируется рычажная система для управления рулями высоты. Они навешиваются на стабилизатор после общей сборки и обтяжки бумагой модели.

            Фюзеляж — из бальзовых шпангоутов, двух боковых пластин, долбленого гаргрота, днища и киля. Толщина и форма  этих  деталей  показана  на  чертеже.

            Шасси состоит из стойки и двух колес. Для удобства транспортировки стойка винтами крепится к фюзеляжу. Для этой цели в днище фюзеляжа с помощью эпоксидного клея вставляются специальные гайки МЗ.

           Фонарь кабины штампуется с помощью матрицы и пуансона из органического стекла, обрезается и подгоняется к гаргроту. После этого фонарь готов к установке на фюзеляже обтянутой и покрытой нитролаком (эмалитом) модели. Теперь можно приступить к сборке всей модели.

 

           Общая сборка начинается с того, что в боковых пластинах фюзеляжа вырезается по шаблону профиля крыла два отверстия, в которые вставляется крыло. Затем в носовую часть фюзеляжа вставляется моторама с топливным баком. Соприкасающиеся поверхности, предварительно промазанные эмалитом и высушенные перед сборкой, промазываются вторично и до высыхания закрепляются канцелярскими булавками. Таким же образом к пластинам приклеивается стабилизатор. Когда крыло и стабилизатор заняли свое положение на фюзеляже, можно монтировать систему управления.

 

         Система управления изготавливается по чертежу. Надо тягами соединить рычажные системы закрылков и рулей высоты с главной качалкой. Длину тяг выбрать таким образом, чтобы при нейтральном положении главной качалки закрылки и рули высоты были также в нейтральном положении. После этого приклеиваются к боковым пластинам гаргрот и днище. Самая сложная работа осталась позади.

           Теперь нужно окончательно подготовить модель к обтяжке бумагой. Сначала обтягивать микалентной бумагой, потом покрыть 5—6 раз жидким эмалитом до появления блеска. После двух-трех-кратного покрытия эмалитом модель обработать шкуркой для получения ровной поверхности. Далее установить закрылки и .рули высоты на крыло и стабилизатор и закрепить их капроновой тканью. Покрыть модель 2—3 раза авиационным клеем АК и окончательно обработать шкуркой. Приклеить фонарь кабины. Если на модели остались места с неровной поверхностью, то их нужно зашпаклевать авиационной шпаклевкой и неровности снять шкуркой.

Модель готова к окраске. Красить ее желательно пентафталевыми красками, которые стойки к метиловому спирту. Время высыхания этих красок при нормальной   температуре    (без   подогрева) приблизительно 24 часа.

Е.  КОНДРАТЕНКО, мастер спорта

Харьков

Похожие материалы: