Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ЯК-1


 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-1 ИСТОРИЯ, ОПИСАНИЕ, ЧЕРТЕЖИ 

 

ПЕРВЫЙ ЯК ПРИНИМАЕТ БОЙ

         В начале 1939 года правительство СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу ускорить создание новых образцов военной техники. Особое внимание уделялось самолетам-истребителям. Вот почему за разработку их взялись ведущие авиаконструкторы.

 

 Примечание: Рисунки кликабельны, что бы открыть рисунок в хорошем качестве нажмите на него.

 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-1 ОСНОВНЫЕ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Размах крыла, м .   .    .   .   .   .   .   .   10

Длина   наибольшая,  м.   .   .   .   .      8,42

Площадь  крыла,  м2    .    .    .   .      12,15

 Профиль крыла — Кларк УП-2

(14% —у  корня, 10% на   конце)

Взлетный   вес,   кг  .   .   .     .        2600

Посадочная    скорость,   км/ч  .   .   .   .  120

Практический  потолок,  м .   .   .        10 700

 

 

       Значительного успеха добился коллектив, которым руководил А. С. Яковлев. Конструкторы использовали опыт создания скоростного спортивного моноплана Я-7 (АИР-7), который в 1932 году с двигателем мощностью 450 л. с. достиг значительной по тем временам скорости — 330 км/ч.

         Самолет, получивший обозначение И-26, в январе 1940 года впервые появился на аэродроме, а в марте летчик-испытатель КБ А. С. Яковлева Ю. И. Пионтковский поднял его в воздух. Уже во втором полете самолет развил скорость 587 км/ч на высоте 5100 м, Он обладал хорошими летно-пилотажными    качествами, был прост в управлении и вместе с тем максимально технологичен.

         Полученные летные характеристики позволили 27 апреля 1940 года принять решение о запуске опытной серии, не дожидаясь окончания заводских испытаний.

Испытания машины продолжил П. Я. Федрови, который летал На всех Яках до Як-9Д.

       10 июня 1940 года М-26 опытной серии был передан на государственные испытания в НИИ ВВС РККА. Знаменитый лётчик-испытатель С. П. Супрун отмечал:

 

«Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолет в серию».

 

        Приближающаяся война заставляла форсировать темпы производства.    Так, до конца 1940   года ВВС было передано 64  самолета,  в первой половине 1941   года — 335 и до конца года — еще 1019 машин. Всего же за годы войны — 8721 самолет.

      Самолеты Як защищали небо Москвы в 1941 году. Ими были вооружены 4 из 11 истребительных авиационных полков, входивших в систему ПВО Москвы.

       На самолетах Як-1 и Як-1М начинали свой боевой путь французская эскадрилья «Нормандия» и полк «Варшава» 1-й истребительной авиационной дивизии Войска Польского. Это соединение 19 января 1945 года принимало   участие   в  освобождении    от    немецко-фашистских захватчиков столицы Польши.

        Отличные боевые качества Яков позволили советским героям-летчикам бить даже превосходящего по силе врага. Так, 12 марта 1942 года газеты «Правда» и «Красная звезда» сообщали о бое семи Як-1 под командой капитана В. Еремина против восемнадцати Ме-109, шести Ю-87 и одного Ю-88. Наши летчики, не понеся потерь в этом бою, сбили пять Ме-109 и два Ю-87,  обратив  врага  в  бегство.

       В ходе серийного производства самолет Як-1 неоднократно модернизировался. На 200 л. с. возросла   мощность  двигателя.

       Воздушный винт ВИШ-61 с ручным управлением шагом на самолетах Як-1М последних серий был заменен автоматическим винтом изменяемого шага ВИШ-105СВ, что повысило максимальную скорость, потолок и скороподъемность самолета.

      С целью облегчения самолета на Як-1 поздних серий  и Як-1М (в  отличие от  Як-1   первых  серий) снят механизм уборки хвостового колеса. Это отражено в рисунке А. Макарова.   Видоизменились   крыльевые   воздухозаборники   нагнетателя.    Менялось вооружение. Так, на Як-1М вместо  двух пулеметов ШКАС-7,62 мм  (у Як-1 первых серий) слева над двигателем установлен один  тяжелый пулемет  УБС 12,7 мм.

        В процессе производства изменялось оборудование кабины, количество и конфигурация щитков шасси, конструкция полувилки, была установлена радиостанция. На самолетах Як-1 некоторых серий в левом крыле устанавливалась  посадочная фара.

        Окраска винта И-26 и Як-1 первых серий: черная матовая задняя поверхность и полированная некрашеная — передняя. Полированная поверхность улучшала аэродинамику винта, но демаскировала самолет в полете, поэтому все Яки последующих серий имели черные матовые лопасти с желтыми законцовками.

        Опыт боевого применения Як-1 потребовал внесения некоторых изменений в конструкцию самолета. Так, по предложению летчиков Сталинградского фронта Саратовский авиазавод стал выпускать самолеты с уменьшенным верхним гаргротом, остекление кабины было заменено на фонарь, улучшавший обзор задней полусферы. Доработки позволили снизить взлетный вес машины до 2660 кг (2960 кг у И-26). Вследствие этого скорость возросла до 599,5 км/ч (580 км/ч у Як-1 первых серий), скороподъемность у земли увеличилась с 18 до 20 м/сек, улучшились маневренные характеристики.

        Командир 283-го полка 16-й воздушной армии полковник В. А. Китаев в конце сентября 1942 года докладывал командующему:

 

«Наш самолет — облегченный Як-1 — не только не уступает истребителям противника, но во многом превосходит их на высотах до 2500 м как на горизонтальном, так и на вертикальном маневре».

      

      С конца 1942 года Саратовский авиазавод полностью перешел на выпуск самолетов Як-1.

По инициативе КБ Яковлева в фронтовых летчиков проводились и другие доработки самолета. Было усилено вооружение самолета, улучшены летные качества   грозной боевой машины.

 

 Истребитель ЯК-1. Чертежи и описание.

 

Конструкция истребителя ЯК-1

 

       Конструкция истребителя Як-1 смешанная: ферменный каркас фюзеляжа сварен из хромансилевых труб, дюралюминиевая обшивка носовой части состоит из отдельных крышек, крепящихся к каркасу на замках ДЗУС. Боковые стенки хвостовой части фюзеляжа имеют полотняную обшивку на деревянных стрингерах. Верхний и нижний гаргроты хвостовой части фюзеляжа представляют собой деревянные каркасы, обшитые фанерой. Моторама составляет одно целое с фермой фюзеляжа, что технологично, но несколько затрудняет обслуживание двигателя.

      Крыло деревянной конструкции двух-лонжеронное, неразъемное, площадью 17,15 м2.

     Лонжероны коробчатого сечения из сосновых реек и фанерных стенок, переменной по размаху толщины от 10 до 3 мм. Нервюры ферменно-балочного типа. Передний лонжерон расположен на 32% хорды у корня и на 27% хорды на конце крыла, задний лонжерон, соответственно, на 65% и 60%. Узлы крепления крыла к фюзеляжу расположены на лонжеронах и носке крыла. Между лонжеронами установлена дюралюминиевая ферма, к которой крепится узел шасси.

     Фанерная обшивка крыла стыкается на переднем и заднем лонжеронах. Крепление обшивки на казеиновом клее и шурупах. Поверхность крыла оклеена миткалем, зашпаклевана и окрашена. На нижней поверхности крыла между лонжеронами установлены 4 большие силовые крышки, через которые монтируются бензобаки. Элероны состоят из дюралюминиевого каркаса и полотняной обшивки. Регулируемый на земле триммер-нож установлен только на левом элероне. На крыле установлены посадочные щитки цельнометаллической клепаной    конструкции. 

        Стабилизатор неразрезной,    деревянной   конструкции, включающий   в   себя   два  коробчатых лонжерона,  стрингеры  и нервюры.   На переднем и заднем лонжеронах установлены   по  два сварных узла крепления стабилизатора к ферме  фюзеляжа.  Обшивка — березовая   фанера   толщиной 2,5 мм. Руль высоты из двух половин, имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. На левой половине руля высоты установлен управляемый триммер.

        Киль   деревянный,   съемный, состоит из  двух коробчатых лонжеронов, стрингеров,   нервюр,   концевого   обода. Обшивка  фанерная.  Руль  направления подвешивается в трех точках к килю, имеет дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой, К задней кромке руля направления прикреплен «нож».

       Основное шасси — одностоечное— состоит из амортизационной стойки с вылесом и «ломающимся» подкосом. Подъем и выпуск шасси пневматический.

       На Як-1 установлен пневматический разгрузочный цилиндр, поворачивающийся на оси, прикрепленной к лонжерону. Он помогает подъему шасси и демпфирует выпуск. В убранном положении стойка удерживается с помощью специальной проушины на нижнем конце сварной полувилки в замке, установленном между 1 и 2 нервюрами крыла. Основные колеса снабжены тормозами.

      Амортизационная стойка костыля крепится к узлам, расположенным на нижней распорке хвостовой фермы фюзеляжа. Хвостовое колесо — не тормозное, свободно ориентирующееся, со стопорением на взлете и посадке.

       Двигатель. На самолетах Як-1 устанавливался 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ВН-105ПФ конструкции В. Я. Климова мощностью 1240 л. с. Трехлопастный металлический винт изменяемого шага ВИШ-61 П Ø 3 и имел ручную регулировку шага лопастей (на некоторых сериях устанавливался винт ВИШ-105СВ, имевший автоматическую регулировку шага). Втулка винта, через которую проходил ствол пушим, имела храповик для запуска мотора от автостартера и закрывалась легко-съемным коком.

       Бортовое вооружение состояло из моторной пушки МП-20 (ШВАК) калибра 20 мм и синхронного пулемета УБС-12,7 мм, установленного слева над двигателем. На некоторых сериях самолетов Як-1 предусматривалась подвеска реактивных снарядов и бомб. Для защиты пилота установлено заднее бронестекло и бронированная спинка сиденья.

      Простота и надежность Як-1, успешный опыт серийного производства и эксплуатации в боевых условиях позволили в дальнейшем создать еще более совершенные машины на его основе, такие, как Як-3, Як-7 и Ян-9.

       Чертежи самолета составлены по самолету ЯК-1, выпущенному 15 декабря 1942 года Саратовским авиазаводом и находящемуся ныне на хранении в Саратовском областном краеведческом музее.

 



Обозначения на чертежах и их значения

1 - ручка управления

2 — ручка  подъема сиденья   (черв.)

3 — чашка  сиденья   (сер.)

4 — бронеспинка    (сер..    обивка  —черн.)

5 — бронестекло

6 —ручка  стопора  костыля   (черн.)

7 — стойка антенны

8 — электрощиток  (черв.)

9 — прицеп   ПБП-1А

10  ручка управления вентиляционной кабины

11— штурвал управления триммером руля высоты (черн.)

12 — приборная   доска   (черн.)

13 — ручка бензинового крана (черн.)

14 — ручка нейтрального газа (черн.)

15 — противопожарная   перегородка

16 —педали управления рулем поворота

17 — подпедальные  площадки

18 —трос   управления   рулем    новорота

 19 — линия пола кабины

20 — ручка управления шагом винта

21  — поручень (сер.)

22 — ручка   механической   перезарядки  пушки  (черн.)

23 — штурвал    управления   створкой маслорадиатора  (черн.)

24 —створка  вентиляции   кабины

25 — вентиль       бортовой       зарядки (черн.)

26 — вентиль баллона сети (коричн.)

27 — вентиль    аварийного     баллона( кр.)

28 —края   выпуска   и  уборки   посадочных щитков (гол.)

29 — сектор нормального газа (желт.) 80 — сектор   высотного  газа   (черн.)

31  — ручка бомбосбрасывателя (черн.)

32 —сектор  наддува   (черн.)

33 — кнопка   электрической   сигнализации шасси 84 — тумблер  электрической  сигнализации шасси

83 — воздушный края аварийного выпуска шасси (кр.)

36 —гашетки:  УБС (верхн.),   ШВАК (нижи.)

37 — кран аварийного открытия верхних  замков шасси  (коричн.) 88 — штурвал    управления   створкой водорадиатора  (черн.)

39 — рукоятка  масляного   инжектора

40 — кислородный  прибор   КПА-3-бис 41—шприц   для   запуска   мотора я подачи бензина в карбюратор

42 — кран запуска мотора  (черн.)

43 — ручка  аварийного сброса фонаря (кр.)

44 — замок фонаря

45 — добавочный электрощиток (черн.)

46 — трафаретка «Порядок вывода из штопора»

47  — кассета с поправочным графиком девиации скорости и высоты

48 —место   установки   радиопередатчика

49 —патронташ для ракет

60 — трехстрелочный индикатор (указатель температуры масла! давления масла и давления бензина)

61—указатель поворота я склонения

62 — вольтамперметр

БЗ —кран уборки и выпуска шасси

64 — стопор крана шасси

65 — кнопка зажигания (вибратор)

56 — переключатель магнето

57 — ручка   пневмоперезарядки   пулемета

68 — манометр сжатого воздуха

69 — двухстрелочный   указатель   скорости УС-800

60 —высотомер на 10000 м

61 — регулятор  алектроподсвета  прицела

62 — кожаная предохранительная подушка

63 —компас КИЮ

64 — указатель наддува

65 — центробежный  1ахомстр

66 — трафарета; «Взлет и посадка» костыль застопорить. Рулежка — расстопорить»

67 — часы АВР

68 —манометр высокого давления 69— сигнальные лампы шасси

70 — аэротермометр воды   

71—лючок звеньесборннка УБС

72-ПВД

73 —труба для установки подъемника

74-АНО белый

75 — хвостовое колесо 300X125

76 — стойка     хвостового    колеса    с амортизатором

77 — подкос

78, 79 — щиток шасси

80 — замок шасси

81  — пневмоцилиндр уборки шасси

82 — визуальный   указатель    положения шасси

83 — разгрузочный пневмоиилиндр

84—ломающийся подкос

85 — полувилка шасси

86 — основное колесо 600X180

87— АНО зеленый

88 — люк качалки элерона

89 — люк отсека гильзосбора

90 — люк качалки триммера

91—люк  крана  маслорадиатора

92 — бензиномер

93 — люк  над горловиной   бензобака

94 — кран слива воды из водорадиатора .

95 — АНО красный

96 —люк  над горловиной маслобака

97 — ограждение выхлопных  патрубков

98 —выхлопной патрубок

99 — гильзоотвод УБС

  1. Кронштейн внешней подвески.
  2. Тяга элерона.
  3. III.  Заводской номер самолета.

 

Похожие материалы

         Истребитель ЯК-15

         Истребитель МИГ-3