Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

     

 

     

Технические характеристики кордовой модели СИРИУС

 

        Автор модели: В.Замолодчиков

        Размах крыла- 1370 мм

       Длина модели-  982 мм

       Вес модели  от     1100 - 1300 грамм

       Двигатель - МДС-6,5

      

      Многие моделисты задаются вопросом какую кордовую пилотажную модель можно построить под двигатель МДС 6,5. Классические модели под 7 см3 типа Акробат Евгения Петрова или Oriental (Dee Rice) не подойдут для столь массивного двигателя. В 1999 году в журнале "Моделизм спорт хобби" была опубликована статья о пилотажной модели. Прошли годы и эту модель многие построили и успешно облетали. Модель достаточно удачная и при правильной постройке крутит весь пилотажный комплекс, вполне может выступать на соревнованиях. Привожу статью в том виде в котором она была опубликована (clstunt.ru)


 Архив с файлами модели СИРИУС в высоком разрешение 


 

 

"СИРИУС" - ПИЛОТАЖКА КЛАССА F2B

 

       Высший пилотаж на кордовых моделях одинаково хорош и как спорт и как увлекательное хобби. Неудивительно, что интерес к этому виду авиамоделизма сохраняется во всем мире до сих пор, что бы не говорили приверженцы радио пилотажа. Конструкция кордовых моделей постепенно развивается, приобретая новые и новые признаки. Сегодня мы приводим чертежи и описание машины, созданной в соответствии с последними требованиями пилотажной "моды".

 


 

кордовая модель сириус


 

        Силовая установка

     Модель разработана под относительно тяжелый двигатель рабочим объемом 6,5 см3. Это может быть МДС 6,5 или другой мотор аналогичной кубатуры и конструкции. Если карбюратор выполнен в радио варианте, его придется заменить выточенной на токарном станке стандартной пилотажной футоркой. Для удобства монтажа топливного бака нужно провести жиклер через новые отверстия, выполненные в носовом патрубке картера двигателя совместно с футоркой (как показано на рисунке фюзеляжа). В случае применения мотора с коленчатым валом, установленным на подшипниках скольжения, можно удлинить носовую часть фюзеляжа примерно на 30-40 мм и использовать двигатель увеличенной кубатуры. Для данной модели хорошо подойдет, например, O.S. MAX-40LA, вплоть до O.S 46LA, рабочим объемом 6,5-7,6 см3. Для указанных двигателей характерна возможность работы в псевдо четырехтактном режиме при сохранении высокой мощности и небольшом относительном расходе топлива.

Постройка кордовой модели

       Постройку модели следует начинать с крыла и стабилизатора, поскольку они при сборке пилотажки в готовом виде встраиваются в фюзеляж. Их конструкция и технология изготовления вполне традиционны и не должны вызвать затруднений.

       Для того, чтобы при склейке каркаса не возникли перекосы, под заднюю кромку крыла нужно подложить рейку переменой высоты с таким расчетом, чтобы оси всех нервюр были параллельны монтажной плоскости. Вообще при всех работах над крылом и оперением важно помнить, что эти элементы должны быть абсолютно ровными и симметричными. Поэтому все мероприятия по контролю точности сборки могут считаться вполне оправданными.


 

Крыло:  1 - тяги качалки (проволока ОВС 0,8 мм или тросики), 2 -накладка передней кромки (бальза 4 мм), 3 - обшивка лобика (бальза 1,5 мм), 4 - груз 30 г, 5, - правая законцовка (бальза), 6-торсион привода закрылков (проволока ОВС диаметром 2,5 мм), 7 - хвостовик корневой части крыла (бальза), 8 - каркас закрылка (бальза 10 мм), 9 - нервюра закрылка (бальза 2 мм), 10- нервюра хвостовика концевой части крыла (бальза 2 мм), 11 - обшивка хвостовика концевой части крыла (бальза 1,5мм), 12-левая законцовка (бальза), 13-накладка нервюры (бальза 1,5мм), 14 - нервюра (бальза 2мм), 15-усиленная нервюра под крепление стойки шасси (фанера 2,5 мм), 16-обшивка центроплана (бальза 1,5мм), 17-обшивка задней кромки (бальза 1,5 мм), 18 - петля, 19 - планка оси качалки (фанера 3 мм, 2 шт.).


 

        Перед обшивкой нижней части лобика не забудьте к силовым нервюрам прикрепить стойки шасси. Основной узел управления, впоследствии уже недоступный, проверяется на легкость хода и отсутствие люфтов. Все трущиеся детали полезно смазать консистентной смазкой. Единственное, что оставляется на потом - это монтаж задних частей центроплана крыла и торсионных узлов привода закрылков и рулей высоты. Это детали ставятся на место лишь после полной сборки модели, перед приклейкой нижней обшивки фюзеляжа. Естественно, рули и закрылки также навешиваются позже.

 


 


 

     Изготовление фюзеляжа начинается с подготовки боковин. Выкроенные панели усиливаются накладками из бальзы толщиной 4 мм, идущими от переднего обреза фюзеляжа вплоть до задней кромки крыла. К обеим боковинам приклеиваются лонжероны, выполненные из сосновых реек сечением 4x4 мм. Следующий этап - совместный монтаж готовых боковин и шпангоутов. Полученный узел в свою очередь приклеивается к верхней плоской панели фюзеляжа, прижатой на это время к доске - стапелю. После просушивания клея можно приступать к сборке верхней гаргротной части фюзеляжа (кстати, при данной конструкции весь гаргрот по сути имеет чисто декоративные функции). Нижняя панель обшивки ставится на место лишь после привязки двигателя, бака, монтажа крыла, стабилизатора и отладки всей системы управления.

     Готовое, предварительно собранное вертикальное хвостовое оперение вклеивается при оформлении гаргрота. Кроме всего прочего, необходимо перед закрытием фюзеляжа снизу не забыть о канале выхода охлаждающего двигатель воздуха и о фанерной пластинке, усиливающей нижнюю обшивку фюзеляжа в зоне стойки хвостового колеса. Также полезно еще раз проконтролировать установку топливного бака по высоте. Его плоскость симметрии должна совпадать с уровнем оси жиклера двигателя.


      Фюзеляж: 1 - капот двигателя (стеклопластик 1 мм), 2 - моторама, 3 - передний шпангоут (переклейка пяти слоев фанеры 1 мм), 4 - обшивка гаргрота (бальза 2 мм), 5 - топливный бак (жесть 0,3 мм), 6,8,10,11 - шпангоуты гаргрота (бальза 2 мм), 7,26 - усиливающая накладка (бальза 4 мм), 9 -фонарь кабины (оргстекло 1 мм), 12-верхний лонжерон фюзеляжа (сосна 4 х 4 мм), 13- верхняя обшивка фюзеляжа (бальза 2 мм), 14- нервюра киля (бальза 2 мм), 15- каркас киля (бальза 8 мм), 16- каркас руля направления (бальза 8 мм), 17 - нервюра руля высоты (бальза 2 мм), 18 - хвостовое колесо, 19 -стойка (лист Д16Т 1,5 мм), 20 - ниж-ний лонжерон фюзеляжа (сосна 4x4 мм), 21,23,25 - шпангоуты (бальза 3 мм), 22 - борт (бальза 3 мм), 24 - нижняя обшивка (бальза 2 мм), 27 - обтекатель колеса (полистирол, АВС-пластик или стеклопластик толщиной 1 мм), 28 - стойка шасси (лист Д16Т 3 мм), 29 - стенка (бальза 2 мм), 30 -колесо, 31 - шпангоут (фанера 2 мм), 32 - обшивка канала для выпуска воздуха (бальза 2 мм), 33 - качалка (лист Д16Т 3 мм), 34 - торсион (проволока ОБО 02,5 мм), 35 - каркас руля высоты (бальза 10 мм), 36 - нервюра руля высоты (бальза 2 мм), 37,38 - закон-цовка (бальза 10 мм), 39 - петля, 40 -нервюра стабилизатора (бальза 2 мм), 41 - каркас стабилизатора (бальза 10 мм).

        На рисунке указаны предельные углы отклонения рулей.


 

 

     В собранном фюзеляже с помощью шаблонов профиля и при постоянном контроле точности прорезаются отверстия под крыло и стабилизатор. Здесь полностью оправдывает себя принцип - семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело в том, что от качества данной сборки будут в большой мере зависеть все основные летные свойства модели и характер ее поведения на фигурах. Под хвостовики концевых частей крыла, возможно, придется прорезать в бортах фюзеляжа небольшие дополнительные пазы. Это не страшно, так как технологические прорези с избытком перекроются пока еще не установленными хвостовиками центроплана, удерживающими одновременно шарнирные трубки торсионного привода закрылков. Если все в порядке, можно монтировать сами узлы привода рулей и закрылков, а также навешивать все тяги. Само собой разумеется, здесь также необходима тщательная проверка и регулировка работы всей системы управления.

         Стык первого шпангоута с фюзеляжем желательно оклеить полоской тонкой стеклоткани и обмотать широким скотчем. После отверждения эпоксидной смолы скотч снимается, и поверхность соединения практически не потребует шпаклевки. Фонарь, выдавленный горячим способом из прозрачного листового пластика толщиной около 1 мм, подгоняется к обводам фюзеляжа и приклеивается на место после оформления кабины пилота. По поводу степени детализации оборудования кабины мы никаких рекомендаций не даем, так как здесь все зависит от личных пожеланий и возможностей изготовителя пилотажки.

       Капот двигателя лучше всего выклеить из стеклоткани на эпоксидной смоле. В крайнем случае допустимо вытянуть его из ABC-пластика. Применение полистирола нежелательно. Из-за нагрева двигателя и обжатой формы капота возможны деформации этой детали, если она не сделана из термоустойчивой пластмассы.

       Обтягивать модель проще всего пленкой типа Monocote цвета основного фона отделки, с последующим нанесением декоративных элементов топливостойкими красками или пленкой других тонов.

В.Замолодчиков, мастер спорта, Санк-Петербург.

«МОДЕЛИЗМ - СПОРТ И ХОББИ» 1 номер 1999 год.

 

Чертеж модели следующего уровня Новинка Чемпионата-85