Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кордовая модель

Как вы думаете, какой процент спортсменов, впервые взявшихся за ручку управления кордовой, смогут после посадки модели тут же вновь выйти на старт? 

 


Простейшая кордовая модель под двигатель "Марз-2,5"


 

         Опыт кружковой работы говорит если не подстраховать новичка, корректируя его «судорожные дерганья» рукой, то в девяти случаях из десяти запускать второй раз будет нечего. А что сказать о самодеятельных моделистах-школьниках? Мальчишки, которым, как правило, самоуверенности не занимать («Управлять модельной? Да проще простого!»), строят микро самолеты. С трудом, правдой и неправдой достают по граммам компоненты топлива для двигателя. И... весь труд (а ведь для школьника постройка летающей модели — действительно большая, сложная, непривычная для детских рук работа!) после долгих мучений с запуском двигателя оказывается в прямом смысле слова закопанным в землю. И считанные единицы из числа таких «неудачников» захотят хоть еще раз построить кордовую.

 

       Для    того чтобы    дать   возможность войти во вкус занятий моделизмом, нужен сверхнадежный аппарат повышенной прочности и ремонт способности, самолет-тренажер.  Только    с  его     помощью удастся без крупных аварий научиться не только взлетать и «держать горизонт», но и освоить другие азы первоначального пилотирования (разбег модели посадка, пробег). Правда, повышение прочности, как правило, приводит к ухудшению летных характеристик. Но все же, как считают многие, на первых порах важнее простота изготовления («быстро дельность») аппарата-тренажера и его максимальная надежность.

         Не меньшее значение в обучении пилотов моделей любых классов имеют и переходные стадии. Здесь опять приходят на выручку крылатые тренажеры, приближенные по летным характеристикам к своим чемпионатным «братьям». Конечно, после учебного «фанероида» браться за ручку, например, полноразмерной пилотажной абсолютно бессмысленно. Нужна пилотажная под массовый компрессионный микродвигатель, простая в постройке, которую в случае неудачного полета не так уж и жалко. Зато на подобной технике удастся не только пройти обучение основному пилотажному комплексу фигур, но и принять участие в соревнованиях, получить первые спортивные разряды.

Эта модель для первоначального изучения кордовика создана в авиамодельном кружке города Краснодара под руководством С. Кощусова. Размеры основных деталей подобраны так, что почти всю учебную удается собрать с использованием материалов, комплектующих отечественную набор-посылку типа «МиГ-3» или подобную ей. Входящие в комплект набора элементы управления еще больше упрощают процесс создания кордового «тренера». Дополнительно потребуются лишь хорошая доска от тарного ящика для фюзеляжа и небольшая пластина дюралюминия для стопки шасси.

         Работа над учебной кордовой моделью начинается с выстругивания плоского фюзеляжа. Сразу же предупредим: заготовка должна иметь толщину не менее 16—20 мм, иначе полученный фюзеляж окажется недостаточно прочен как по месту крепления двигателя, так и крыла. Дело в том, что в отличие от общепринятой глухой фиксации деталей на клею здесь применено разъемное решение — крыло привертывается к фюзеляжу сверху с помощью трех шурупов. После калибровки заготовки по толщине рубанком фюзеляж сужается от задней кромки крыла к хвосту, в нем размечаются крепежные отверстия, паз для монтажа двигателя и для врезки хвостового операция.

          Крыло модели фанерное, толщиной 3 мм. При подборе материала особое внимание обратите па отсутствие крутки заготовки. Допустима лишь весьма незначительная и притом такая, при которой внутренняя консоль будущего крыла окажется под большим углом атаки, чем внешняя. Это снижает опасность залета модели в круг при запуске. Вырезанное из фанеры крыло шлифуют наждачной бумагой, передняя кромка аккуратно скругляется (лучше добиться эллиптичного сечения), а задняя сгоняется па неострый клин.

         Вертикальное и горизонтальное оперение (киль и стабилизатор) вырезают из фанеры толщиной 2,5 мм и профилируют аналогично крылу. После шлифовки поверхности от стабилизатора с помощью лобзика с тонкой пилкой отделяется руль высоты. Его размеры рекомендуется выдержать в соответствии с рисунком — при таких пропорциях (они подобраны экспериментально) модель хорошо управляется, оставаясь достаточно устойчивой и нестрогой в управлении.

         После окончания работ над деревянными элементами хвостовое оперение заклеивается в прорезях фюзеляжа, и затем все поверхности лакируют и окрашивают яркими эмалями, стойкими к воздействию компонентов топлива. Руль высоты навешивается в двух или трех точках.

Теперь дело за топливным баком. При его пайке необходимо внимательно отнестись ко всем швам, их герметичности и надежности. Материал для выкроек бака — луженая жесть толщиной 0,3 мм (от консервных банок).

       Как уже говорилось, основные элементы системы управления используются готовые, от набора посылки. Это Н-образный алюминиевый кронштейн качалки, сама качалка и ее ось, кабанчик руля высоты. Тягу руля лучше сделать из сосновой рейки и к ее концам нитками с клеем примотать отрезки стальной проволоки. Возможен и цельнопроволочный вариант, однако диаметр ее должен быть не менее 1,8 мм.

          Особого разговора заслуживает примененная на учебной модели стойка шасси необычной формы. Выпиленная из твердого или полутвердого дюралюминия толщиной 1,5 мм, она не только предохраняет самолет от капотировании па старте и посадке, но и отлично защищает воздушный винт. Пускай подобная стойка и не слишком украшает учебную, зато за полгода полетов ни разу не потребовалось менять пропеллер! После случайной грубой посадки стойка выправляется, при появлении в результате перегибов усталостных трещин ее заменяют. Колеса — также от набора посылки. Под стабилизатором в фюзеляже заклеивается хвостовой костыль из проволоки ОВС 0 1,5 мм.

        После полной комплектации учебной проверяется положение центра тяжести. Он должен при предложенном контуре крыла находиться в 38 мм за передней кромкой центрального (под фюзеляжного) сечения. На этом же уровне располагают и передний кронштейн вывода корд. Таким образом удается правильно задать положение фюзеляжа и шасси относительно направления кордовых нитей как в полете, так и на взлете.

       И в заключение несколько рекомендаций по отдельным узлам модели. Как показала практика, кронштейн качалки полезно утапливать в борт фюзеляжа па толщину листового материала кронштейна — это предотвратит его проворот. Двигатель выкосить на 3° из круга для большего натяжения корд, лучше за счет предварительного    подстругивания фюзеляжа. Обычно применяемая система с подкладыванием шайб под передние части лапок двигателя сильно нагружает как сами лапки, так и фюзеляж. Руль высоты окрашивают яркими эмалями — это позволяет визуально контролировать его положение непосредственно из центра круга.

Предлагаемая модель показала хорошие летные качества с серийным микродвигателем МАРЗ-2,5.

 

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics