Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

        Учебная модель становится пилотажной


 

         

 Кордовая пилотажная модель самолета из набора, модификации

  

 

 Несколько лет назад в продаже впервые появились новые наборы заготовок для постройки кордовых авиамоделей. Они пришли на смену устаревшим («Пилотажной модели» и «Моделям для воздушного боя»), которые отечественная авиамодельная промышленность выпускала практически без изменений не один десяток лет.

 

        Новинка оказалась «едина в трех лицах». За счет изменения лишь размаха крыла и небольших вариаций шасси разработчикам удалось на базе однотипных деталей создать и «пилотажный», и «бойцовый», и даже «скоростной» комплекты. По крайней мере именно такие названия были нанесены на картонные коробки с практически одинаковыми заготовками и чертежами...

       Уже через непродолжительное время новые наборы стали единственными «партами» для освоения азов спортивного мастерства всеми юными кордовиками, как самодеятельными, так и кружковцами. Похоже, при проектировании моделей подразумевалось даже, что с ними ребята должны принимать участие в своих первых соревнованиях.

        Однако внимательное знакомство с вложенными в набор-посылки чертежами вызывало уныние. И даже удивление: «Неужели такое смогли создать люди, вообще    хотя    бы мало-мальски знакомые со спецификой    авиамоделизма?»

 

Учебная модель становится пилотажной


            Положа руку на сердце нужно признать, что новые разработки не выдерживают критики ни по одному из пунктов. Пилотажные свойства у всех трех заложены уже в схему как неудовлетворительные. Да и вообще можно ли о них вести речь, если нагрузка на крыло у «пилотажки» и «бойцовки» чуть не 50 г/дм2, а по разнице масс двигателя и крайне тяжелой хвостовой части эти модели не имеют аналогов? Да, подобный аппарат с хорошо работающим двигателем все же сможет выполнить петли. Но только в руках опытного спортсмена, да и то с трудом, а о новичках — даже думать не приходится. И где взять хорошо работающие двигатели?

        Так что же, это только учебные модели? Но и такое предположение не выдерживает критики. Прочность кордовых «тренеров» как будто намеренно заложена мизерной при еще довольно трудоемкой в исполнении конструкции. Ажурный каркас крыльев — из сильно облегченных нервюр из миллиметровой фанеры и основных силовых элементов из реек, имеющих с учетом грубой поверхности сечение не более чем 3X3 мм. Его не скрепляет и бумажная обшивка, которая плюс ко всему после окончания всех работ покрывается нитролаком в два-три слоя в соответствии с инструкцией. Но ведь использование любых нитролаков, поступающих  в  продажу в хозяйственные магазины, не только не обеспечивает нужного натяжения обшивки, но и придает ей чрезвычайную хрупкость! В результате крыло «сыплется» даже при аккуратных посадках или уже при операциях по запуску двигателя. Может быть, фюзеляж удовлетворяет требованиям хотя бы учебной модели? Однако и он, хотя на первый взгляд кажется несоизмеримо пере упрочнённым, на деле сильно ослаблен прорезкой окон облегчения. Последнее дает выигрыш по массе примерно в 50 г (на уровне 0,5 кг модели!), многократный проигрыш по прочности в сравнении с цельным даже более тонким вариантом и чувствительное увеличение трудоемкости работ... Добавьте к сказанному упоминание о топливном бачке, объема которого не хватает и на треть пилотажного комплекса или времени боя; отсутствие зашивок лонжерона в корне и концах крыла; применение непонятного «торсионного» рычага соединения половин руля высоты, который в комплексе с совершенно нежесткой на сжатие тягой «обеспечивает» непредсказуемое поведение модели в воздухе, и вы получите достаточное представление о новом наборе. Заметьте, мы еще не вспоминали о самой концепции предложенных юным спортсменам «современных» пилотажных и бойцовых аппаратов! А о скоростных вариантах можно говорить исключительно с использованием кавычек.

        Однако критика критикой, но в любом случае она бессмысленна, если не конструктивна. Что мы предлагаем? Нет, не ликвидировать производство единственных наборов-посылок. Нужно лишь... по-иному воспользоваться вложенными в них заготовками! О том, как это сделать, наш сегодняшний рассказ.

 

ПЕРВАЯ МОДИФИКАЦИЯ

       При переработке исходной схемы главное внимание уделялось улучшению летных свойств модели, за счет снижения нагрузки на крыло и уменьшения момента инерции относительно оси вращения в маневре. Параллельно требовалось значительно упростить конструкцию и повысить прочность в целом.

       Размышления над схемой крыла привели к решению отказаться от 14 слабых облегченных фанерных нервюр в пользу... четырех мощных, вырезаемых без окон облегчения из того же материала. Еще более хорошие по прочности результаты дает использование обычных деревянных линеек. Между нервюрами монтируются «носики», главная цель которых не столько в поддержании обшивки, сколько лонжерона. Последний выполняется из исходных заготовок, только по всему размаху имеет разрезную вклеенную стенку из миллиметровой фанеры. Задняя кромка исходная, а на переднюю используются две рейки, аккуратно отрезаемые от продольного края заготовки фюзеляжа. После калибровки с помощью рубанка они должны иметь такое же сечение, как и задняя кромка.

       Фюзеляж выстругивается из штатной  заготовки, однако теперь имеет сечение не 15X65, а лишь 10X40 мм. В результате новая цельная заготовка легче исходной облегченной в полтора раза! Хвостовая часть остругивается до толщины около 4 мм, а под моторная с обеих сторон оклеивается фанерой, причем одновременно монтируется и нижний наплыв носовой части, обеспечивающий простое размещение отверстий под винты крепления двигателя на узком фюзеляже и одно из мест фиксации шасси пилотажного варианта модели. Киль для экономии веса хвоста аппарата значительно уменьшен по площади, а на бойцовой не ставится вообще, как и имитация  кабины.

       Горизонтальное оперение оставлено без изменений, так как снижение массы уже достигнуто ликвидацией крайнего отяжеления задней части фюзеляжа. Оригинально выполнен узел соединения половин рулей высоты — с помощью короткой проволочной скобы и двух тканевых полосок. Бойцовый вариант лучше строить с укороченным фюзеляжем и не разрезным рулем.

       Топливный бак приходится выкраивать из луженой жести заново. Он должен иметь объем порядка 50 см3, по схеме приближаясь к исходному. Центровка полностью укомплектованной модели — в 40 мм от передней кромки крыла, обтяжка лавсановая на клее БФ-2. Летные свойства на порядок выше, чем у начального варианта модели, и уже могут считаться вполне удовлетворительными. О прочности можете судить сами, сравнив рисунки.

 

Учебная модель становится пилотажной, чертеж, кордовой авиамодели

Фото кликабельно

 

 

 

ВТОРАЯ МОДИФИКАЦИЯ

       Несмотря на значительное улучшение всех характеристик набора и получаемой из него модели,    работа над поисками оптимального решения продолжалась, и в результате посчастливилось на базе исходных заготовок сконструировать новую, весьма интересную машину. Немалую пользу оказал ряд публикаций в «М-К», в которых приводилась крайне простая и эффективная схема крыла кордовой.

       Думаем, что особых пояснений вторая модификация не требует, а о дизайнерских достоинствах ее вы сможете судить по фотографиям, помещенным на цветной вкладке.

       Как из одной исходной заготовки фюзеляжа получить сразу три основные силовые детали, ясно из чертежа. Важно при этом использовать хорошую тонкую пилу, чтобы после строгания вновь полученных заготовок уложиться в требуемые размеры. Подгонка толщины фюзеляжа проводится после опиливания заготовки по контуру точной разметки, — обрезки используются для других деталей. Имитация фонаря и киля па пилотажном варианте делается из алюминиевых          вязальных        спиц 2,5 мм. Их концы обезжиривают, плотно обматывают тонкими нитками и заклеивают в соответствующих пазах фюзеляжа. На готовой модели плоскости затягиваются лавсановой пленкой. Задняя часть контура киля одновременно предохраняет пластину фюзеляжа от растрескивания и увеличивает надежность стыка деталей.

       Особого разговора заслуживает оригинальный по конструкции стабилизатор. Он собирается на выполненном в натуральную величину чертеже, затянутом пленкой; причем вначале без нижней полки лонжерона. После отверждения эпоксидного клея стабилизатор снимается со «стапеля» и дооборудуется остальными элементами. Несмотря на кажущуюся субтильность, при аккуратной склейке каркаса и хорошо выполненной обтяжке он «переживает» не одну модель! Кабанчик выкраивается из полоски алюминия, петли навески могут иметь произвольную конструкцию — лишь бы обеспечивали минимальные люфты и легкость хода «руля». Двух стоечное шасси монтируется па фюзеляже или крыле.

        Центровка аппарата такая же, как и в первом варианте. После приобретения основных навыков пилотирования можно за счет установки иного двигателя, кока и воздушного винта сдвинуть центр тяжести назад еще на 8—10 мм. Загрузка же хвоста крайне нежелательна! При новой балансировке как пилотажная, так и бойцовая остаются весьма устойчивыми «в горизонте», зато летные свойства заставляют вспомнить удачные бальзовые образцы подобных моделей.


 

чертеж кордовой авиамодели

Для увеличения нажмите на фото

 


 

         Закончив работу, соберите оставшиеся обрезки древесины, реек и фанеры. Особенно если вы догадаетесь распилить заготовку фюзеляжа на вибролобзике по толщине, а не состругивать половину материала, увидите, набирается почти полный комплект заготовок еще на одну модель. Достаточно лишь найти заготовки передней кромки да напилить топких реек для стабилизатора. Может быть, и изготовителям выпускаемых сегодня наборов подумать о возможности постройки двух моделей из одного комплекта?

В. Викторов Инженер Конструктор

Моделист Конструктор


 

 Еще материалы про данную модификацию кордовой модели смотрите тут:

              Кордовая из набора

              Кордовая пилотажная модель из "набора"


чертеж кордовой авиамодели

Фото кликабельно

 

Похожие материалы:

    Чертежи кордовых моделей 

    Кордовый самолет

    Учебная кордовая под двигатель Марз-2,5