Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

"Учебная парта" кордовика


 

 

       "Учебная парта" модель под двигатель МК-12В

 

       Летчики начинают путь в небо с учебного самолета. Есть свои учебные модели и у авиамоделистов. Одну из них — кордовую с двигателем МК-12В — мы предлагаем сегодня нашим читателям. Простота конструкции и технологичность позволяют строить ее даже тем, чей стаж в моделизме совсем невелик. Ее можно рекомендовать и для "серийного" изготовления в пионерском лагере.

       

 

Процесс постройки учебной модели

 

     Работу над моделью можно начать с изготовления рабочего чертежа. Будет проще нарисовать его на бумаге "миллимитровке".

       Крыло предлагаемой модели прямоугольной формы и состоит из 14 нервюр, двух лонжеронов, передней и задней кромок. Для учебно-тренировочной модели необходимо изготовить два-три крыла, поскольку при неудачных полетах именно оно ломается наиболее часто.

      Нервюры крыла выполняют из миллиметровой фанеры. Собрав в пакет и закрепив между шаблонами в тисках, 14  пластин  обрабатывают   напильником. Пазы для лонже­ронов делают ножовкой по металлу, после чего облегчают каждую нервюру отдельно.

      Лонжероны выстругивают из сосновых реек сечением 8X4 мм, переднюю кромку из рейки сечением 5X5 мм, заднюю  кромку из   липовой пластины; в сечении последняя должна иметь форму вытянутого треугольника (но не обязательно), так как продолжает контур нервюры крыла.

     Перед сборкой крыла раз­мечают по чертежу лонже­роны и переднюю кромку, а затем пропиливают пазы в задней кромке на глубину 5 мм. Сначала на один лон­жерон устанавливают все нер­вюры, а потом  другой лон­жерон.   После   этого   нитками прикрепляют к нервюрам переднюю, а затем заднюю кромку.

      Убедившись в отсутствии перекосов, все стыки прома­зывают  клеем, а после его высыхания нитки снимают и приклеивают законцовки из липовой пластины толщиной 4-5 мм. Центральную часть крыла обшивают тонким липовым шпоном чтобы резина при креплении крыла к фюзе­ляжу не продавила обтяжку. К внешней законцовке для уравновешивания массы корды прикрепляют груз массой 20-25 г, а к внутренней приклеивают планку для выхода корды. Обработанное наждачной бумагой крыло обтягивают микалентной бумагой и покрывают пятью-шестью слоями нитролака (эмалита).

 

 

Кордовая учебная МК-12


 

 

      Фюзеляж модели изготав­ливают из липовой пластины толщиной 10-12    мм. Вырезают его по контуру, делая вырезы для бака и качалки. Носовую часть усиливают фанерными накладками, хвостовую зау­живают до толщины 6-7 мм. При вырезании поверхности под крыло следует обратить особое внимание, чтобы ось его хорды была параллельна продольной оси модели. Прорезь для стабилизатора делают ножовочным полотном. Фюзеляж обрабатывают наждачной бумагой и вклеивают стабилизатор, изготовленный из липовой пластины толщиной 2,5 мм в середине и 2 мм — на концах.  Руль высоты из липовой пластины подвешивают к стабилизатору при помощи петель из рыболовной лески диаметром 0,3 мм. или прочными нитками.  Жестяной кронштейн (кабанчик) руля высоты крепят к нему двумя заклепками, или болтами.

      Фанерный киль вклеивают двумя    шипами в фюзеляж. Руль поворота немного отклоняют во  внешнюю сторону  по направлению    полета    модели.

     Качалку управления выпи­ливают из дюралюминия тол­щиной 1,5 мм. Ее осью слу­жит стальная проволока ОВС диаметром 2,5 мм. Тягу, соединяющую кронштейн руля высоты и качалку управления, выполняют из соснового стержня диаметром 6 мм. В ка­честве осей тяги используют проволоку ОВС диаметром 1,5 мм, которую прикрепляют к деревянной тяге нитками с клеем.

     Шасси — одностоечное из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм. Колесо вырезают из текстолита толщиной 5 мм.

    Топливный бачок паяют из белой жести толщиной 0,2 мм и закрепляют в вырезе фю­зеляжа. Заборник бачка дол­жен находиться в одной плос­кости с жиклером двигателя. Крыло крепят к фюзеляжу резиновой нитью.

При контрольном взвешивании масса модели должна составить 540 г. 

На модель можно поставить другие серийные двигатели: КМД-2,5, Ритм-2,5, Марз-2,5 или зарубежные аналоги объемом 2,5-3,5 см.куб. OS MAX 15LA, OS MAX 15-20FP,

      Ручку управления вырежьте из фанеры толщиной 10 мм. или склейте из нескольких слоев 3х мм фанеры.

      В качестве корды можно использовать стальную проволоку диаметром 0,3— 0,35 мм или свить специальный тросик из проволоки диаметром 0,1 мм. Для крепления кордовых нитей к ручке управления и к качалке на их концах надо закрепить карабины, которые можно изготовить из стальной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм. Хранить корды необходимо на катушке со щечками диаметром 200—250 мм, не допуская образования узелков и перегибов. Их обычно склеивают из фанеры. Корды должны быть все время сухими и чистыми. Перед полетом их надо протирать чистой тряпочкой.

 

Подготовка и первые полеты.

       Прежде чем запускать модель, найдите ее центр тяжести. Нормальным считается, когда он расположен на расстоянии 15—20% от передней кромки крыла. Первый полет необходимо выполнить руководителю или спортсмену, имеющему опыт пилотирования. Совершать полеты желательно в тихую погоду, при скорости ветра не более 1—2 м/с, на корде длиной 12—15 м. После того как модель  будет   апробирована   опытным спортсменом,    можно    приступить  к обучению.

      Первые полеты обязательно надо проводить с полной страховкой. Инструктор поднимает модель в воздух, и спортсмен аккуратно передает ему ручку управления, а свою руку кладет на руку обучаемого. Эти операции следует проводить в тот момент, когда модель летит на высоте 6—8 м. В ходе полета надо все время подстраховывать действия обучаемого и при необходимости корректировать положение ручки управления. Рука и кисть «ученика» должны быть при этом расслаблены, а внимание надо направлять на то, как модель реагирует на отклонение ручки управления. Рука пилота должна быть вытянутой и составлять с кордами прямую линию.

      Постепенно инструктор ослабляет контроль за рукой обучаемого и время от времени дает ему самостоятельно совершать полет. Если модель устойчиво летит параллельно горизонту, значит, первые навыки приобретены. Совершив несколько таких полетов, можно браться и за взлет с земли.

       При этом надо немного отклонить руль высоты вверх и оставить его в таком положении в течение всего взлета. Желательно не управлять моделью (не работать рулем): чем меньше пилот вмешивается, тем лучше получается взлёт.

        При посадке пилот должен вести себя так же, как и при взлете. После остановки двигателя не следует вмешиваться в управление: модель плавно снизится и коснется земли. Если же мотор остановился при наборе высоты, то необходимо немного отклонить руль высоты вниз, чтобы набрать необходимую скорость для планирования.

        Такие полеты целесообразно совершать несколько раз. Причем, отрабатывая взлет и посадку, можно заправлять топливом не полный бачок, чтобы горизонтальный полет не отнимал много времени.

        Освоив эти приемы обучения, можно приступить к выполнению небольших горок, поворотов на горке, петли Нестерова. Разумеется, хорошего пилотирования можно добиться лишь самостоятельными тренировками. От полета к полету будет расти опыт и уверенность: элементы полета, ранее казавшиеся сложными, станут обычными.

 

 Достигнув определенных навыков в управлении кордовой моделью самолета при взлете, горизонтальном полете и посадке, можно изготовить   более  сложную   модель;

 

Похожие материалы:

    Все чертежи clstunt.ru 

    Кордовый самолет

    Учебная кордовая пилотажная модель под двигатель Марз-2,5

 

 

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics