Пилотажка на МК-17 "Юниор"
Проектирование моделей, как правило, всегда происходит в несколько этапов. Практически невозможно сделать приличную модель, единожды пройдя путь от расчета и чертежа до обтяжки крыла лавсановой пленкой. Как правило, это лишь первый этап создания модели. Следующим станут облет модели и ее многочисленные доработки. И лишь когда улучшить модель с помощью доработок будет невозможно, на бумаге появляется второй вариант модели, вобравший все лучшее от первого и дополненный всем тем, что было невозможно воплотить в первом варианте с помощью доработок. Далее следуют облеты и...
Создание предлагаемой читателям пилотажной кордовой модели также происходило в несколько этапов. Было и отличие — два первых этапа по отработке аэродинамической схемы производились на несложной электропилотажке — двухмоторной кордовой авиамодели с внешним питанием, о чем достаточно подробно рассказывалось в журнале «Моделист-конструктор» № 9 за 2003 год.
Геометрическая схема пилотажной кордовой модели с двигателем МК-17
Именно на электропилотажке отрабатывалась схема, улучшались ее аэродинамическое качество и пилотажные свойства. Модель получилась достаточно интересной, и после завершения ее не слишком долгой модельной службы закономерно встал вопрос о создании в соответствии с вполне удачным образцом новой, более крупной модели с полуторакубовым дизелем типа МК-17. Предварительные расчеты показали, что при использовании такого двигателя необходимо увеличить размах крыла до 940 мм и длину фюзеляжа до 505 мм.
Модель спроектирована по схеме низкоплана с крылом симметричного профиля. Конструкция выполнена с применением бальзы, липы и сосны.
Фюзеляж модели плоский, он представляет собой каркас из сосновых реек сечением 3x8 мм. оклеенный с двух сторон с помощью эпоксидки фанерой толщиной 1 мм. Пустоты получившегося короба желательно заполнить упаковочным пенопластом — это существенно увеличит жесткость конструкции. В передней части фюзеляжа вклеены буковые рейки и соединяющая их вставка, служащие подмоторной рамой.
Фюзеляж модели
Киль несъемный, он выпилен из 4-мм бальзовой пластины и намертво заклеен в хвостовой части фюзеляжа.
Чисто технологически фюзеляж лучше собирать без углубления под крыло — удобнее вырезать его после отверждения эпоксидного клея. Далее в каркасе закреплялась липовая бобышка с заклеенной в ней гайкой с резьбой МЗ (под болтик крепления крыла к фюзеляжу), а затем полоской липового шпона толщиной 2 мм заклеивался ложемент крыла.
Спереди крыло фиксируется в фюзеляже с помощью 5-мм букового штыря — при стыковке он вводится в отверстие в буковой вставке, вклеенной между брусками моторамы.
Подготовленный таким образом фюзеляж шлифуется шкуркой, покрывается нитрогрунтом и окрашивается автоэмалью. Фонарь «летчика» можно отштамповать из тонкостенной заготовки, вырезанной из пластиковой бутылки голубоватого цвета.
Крыло
Горизонтальное оперение наборной конструкции, оно склеено на доске-стапеле из бальзовых и липовых заготовок. Стабилизатор был вышкурен, спрофилирован и обтянут тонкой цветной лавсановой пленкой на клее БФ-2. Руль высоты состоит из двух лопастей, вырезанных из бальзовых пластин, на стабилизатор они навешены на петлях типа «термик» или петлях из отрезков капроновой тесьмы. В единый руль лопасти соединены с помощью проволочного торсиона.
Крыло наборное, с обшивкой из цветной лавсановой пленки. Профиль крыла — симметричный, типа Як-55 (модифицированный, с утолщенной задней кромкой), с относительной толщиной 16 процентов — такой более всего подходит для пилотажки, у него неплохие несущие свойства, и он обеспечивает модели мягкий и плавный характер сваливания, упрощающий ее пилотирование.
Крыло собрано на доске-стапеле по классической модельной технологии. Его каркас состоит из бальзовых нервюр толщиной 3 мм и сосновых передней кромки, полок лонжерона и задней кромки. Чтобы сделать нервюры одинаковыми, рекомендуется в соответствии с таблицей профиля крыла выпилить два одинаковых шаблона из листового дюралюминия — по одному из них размечаются контуры нервюр, далее детали вырезаются лобзиком с небольшим припуском, после чего комплект нервюр с дюралюминиевыми шаблонами с внешних сторон пакета стягивается с помощью пары резьбовых шпилек и гаек.
Контуры пакета обрабатываются драчевым напильником с периодическим контролем обводов с помощью ровной металлической линейки. Пазы под лонжероны прорезаются с помощью ножовки по металлу. Этой же ножовкой пропиливаются пазы для крепления нервюр в задней кромке крыла. Законцовки крыла — из липовой пластины толщиной 3 мм.
Горизонтальное оперение
Сборка каркаса ведется на доске-стапеле с помощью эпоксидного клея, слегка разбавленного ацетоном. У концевой нервюры правой консоли нитками и клеем крепится свинцовый груз массой около 20 г. Топливный бак, спаянный из жести толщиной 0,3 мм, закрепляется между первой и второй (считая от плоскости симметрии модели) нервюрами правого полукрыла. Обшивка крыла — цветная лавсановая пленка.
Качалка управления вырезана из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм; устанавливается она в коробе, склеенном из липовых реек, а тот — в нише между лонжеронами, между первой и второй нервюрами левого полукрыла.
Тяги управления дюралюминиевые, диаметром 2,5 мм, сделанные из спиц для вязания подходящей длины.
Закрылки — цельнобальзовые, на крыло они навешены с помощью петель типа «термик» или на петлях из отрезков капроновой тесьмы. Можно также навесить их шнуровкой «восьмеркой» капроновыми нитками. Закрылки соединяются в единый орган управления торсионом из стальной проволоки диаметром 1,5 — 2 мм.
Шасси модели представляет собой рессору, вырезанную из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм. Колеса шасси, позаимствованные от игрушечного автомобильчика, — пластмассовые, с резиновыми шинами; их диаметр 32 мм при ширине 12 мм. Крепление колес к рессоре — болтиками с резьбой МЗ и соответствующими гайками. К крылу шасси крепится двумя 3-мм винтами-саморезами — в центральной части крыла для этого вклеен липовый брусок.
После сборки модель необходимо правильно отрегулировать. Для учебной модели центр ее тяжести должен находиться в точке, соответствующей 18 — 20 процентам хорды крыла, считая от его передней кромки. Кстати, замеры положения центра тяжести следует производить несколько раз в процессе сборки модели, облегчая при необходимости те или иные ее элементы. Если же центровка будет все же отличаться от рекомендуемой, можно довести ее до нормы с помощью груза, закрепляемого в передней или задней части фюзеляжа. Для более опытных спортсменов центр тяжести модели можно сместить назад до 25 — 28 процентов хорды крыла.
Максимальное отклонение руля высоты должно составлять 30 градусов вверх и вниз, соответственно отклонение закрылков — 20 градусов вниз и вверх. Кстати, на этапе освоения модели закрылки лучше не устанавливать.
Журнал "Моделист конструктор" 2 2005 И.СОРОКИН
Похожие материалы: