ДЛЯ СКОРОСТНЫХ И ТАЙМЕРНЫХ МИКРОДВИГАТЕЛЬ «МОНОЛИТ»
В почте журнала (Крылья Родины) сотни писем с просьбой рассказать о микродвигателе, а, главное, помочь в его изготовлении. Безусловно, дефицит современных мощных двигателей вынуждает спортсменов покупать их у кооператоров или добывать импортные. Да, это серьезная проблема, которая нуждается в решении. Журнал же в помощь читателям планирует опубликовать цикл статей, посвященных современным микродвигателям.
Что же, начинаем и ждем ваших откликов, предложений.
Двигатели «Монолит» отлично зарекомендовали себя как на таймерных, так и скоростных моделях. Отличаются от традиционных силовых установок обтекаемым картером и задним торцевым креплением к модели. Ребра охлаждения имеются только сзади, в районе выхлопного патрубка. Головка крепится винтами М2,5 из бронзы БрКМц 3-1. Высокотемпературная часть головки картера отделена кольцевой канавкой глубиной 2,5 мм. Крепится двигатель к модели фитинговым креплением с помощью трех винтов МЗ.
Картер отлит из алюминиевого сплава АК4-1. Продувка — трехканальная. Двигатель имеет фазы газораспределения: выпуск — 230°, начало впуска — 37°, перепуск — 140°, выхлоп — 156°. Расточка гнезд под подшипники эксцентриситетная. Коренной подшипник имеет стальной бандаж из материала 40X13, термообработанный до HRc = 28-32. Применены подшипники 12X21 и 6X15. Пружина тормоза расположена в выточке носовой части картера. В конструкции головки двигателя применены вставки, разработанные А. Калмыковым и С. Пицкалевым.
Гильза изготовлена из алюминиевого сплава с содержанием кремния 19%, хромирована.
Поршень — из материала САС 1-50. Конструктивной особенностью является установка пальца в бобышке, расположенной на днище поршня, а стенки имеют постоянную толщину 0,6 мм и кольцевой зазор с бобышкой в 1 мм. Поршень шлифованный и имеет двухконусную геометрию.
Коленчатый вал из стали 30ХГСА. Термообработан до ϭв = 150—160 кг/мм2. Мотылевая шейка хромирована и шлифована. Посадочное место коренного подшипника хромировано, но с толщиной покрытия не более 0,002 мм.
Шатун из сплава АК4-1. В нижней головке запрессована бронзовая втулка из БрОФ10-4.
Палец из стали Р18. Имеет твердость HRc= 60-64.
Вариант двигателя для скоростной модели отличается фазами впуска, выхлопа и отсутствием выточки под пружину тормоза. В сравнении с традиционными двигатель «Монолит» обладает следующими преимуществами:
- Хороший подход ко всем частям, возможность быстрой замены шлангов, тормозной пружины и самого двигателя.
- Не требуются обтекатель и подмоторная рама.
- Меньший мидель.
- Плоскость вращения воздушного винта находится на большем расстоянии от лобовой части двигателя.
- Лучшее расположение тепловых полей в двигателе и стабильный тепловой режим.
- Хорошие условия для работы шарикоподшипников коленчатого вала.
Микродвигатель «Монолит» защищен авторским свидетельством СССР и патентуется в ряде зарубежных стран. Энгельское ПО «Сигнал» планирует в недалеком будущем освоить его серийный выпуск.
Александр ТИХОНЕНКО,мастер спорта международного класса
Похожие материалы
Микродвигатель КАИ 10 l Десятка Зинаиды Кадыровой
Орбита - двигатель для кордовых моделей
МОДЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ "МД-2,5" "МОСКВА"
Авиамодельный двигатель своими руками. ВЕТЕРОК-0,8