Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Микродвигатель МК-17 в калильном варианте


 

Рис. 1. Доработанный микродвигатель МК-17 в калильном варианте: 1-кок, 2-воздушный винт, 3-разрезной конус, 4-опорная шайба, 5-картер, 6-коленчатый вал, 7-коренной шарикоподшипник 5X16, 8-шатун, 9-золотник, 10-винт М2,5, 11-жиклер в сборе, 12-ось, 13-задняя стенка, 14-рубашка гильзы, 15-гильза, 16-кольцо, 17-калильная свеча, 18-головка, 19-винт МЗ, 20-поршень. 21-передний шарикоподшипник 5X13.

 

МК-17 микродвигатель конвертация в калильный вариант

 

         С  «полуторакубовками»  можно достигнуть неплохих результатов даже на соревнованиях взрослых спортсменов. Для этого, в первую очередь, нужен хороший трехканальный калильный двигатель. Изготовить его полностью с нуля в кружке нереально. Если же использовать готовые детали от серийных двигателей, дело это становится не только реальным, но и несложным.

      Прежде всего нужно выбрать основу нового мотора. Простейший вариант — изготовление коленчатого вала и шатуна для распространенного среди авиамоделистов КМД-2,5. Обеспечив ход поршня, равный 9 мм, и прежние фазы выхлопа, мы получили бы необходимый рабочий объем. Эксперименты показали: «полуто-ракубовик» хорошо запускается в калильном и компрессионном вариантах, но мощностные характеристики не предельны для этого объемного класса.

      Немного больше сил потребует переделка... МК-17! Да-да, не удивляйтесь! Причем для доработки нужен только токарный станок!

 

      Начнем с картера. Воспользовавшись оправкой, надо расточить гнездо под коренной шарикоподшипник до 0 16 мм и углубить его на 1 мм. Запрессовка нового, более мощного подшипника 5X6 уменьшит радиальное смещение оси вала под нагрузкой, увеличит надежность работы (на МК-17 часты выходы из строя коренных шарикоподшипников 5X13), обеспечив натяг в важном сопряжении высокооборотного двигателя. Ведь на большинстве серийных моторов оно выполнено по «ходовой» посадке, а не по требуемой «горячей».

      Теперь о коленвале. Сравнительно толстая щека мотылевой шейки кривошипа позволяет сделать значительные балансировочные (как на «Метеоре») вырезы. На пользу балансировке пойдет и переточка переднего конца вала в центрах. Уменьшив его диаметр до 4 мм, обеспечим более точную соосность опорной шайбы, воздушного винта, кока и самого коленчатого вала. На оборотах, превышающих   20 000,   это   немаловажно.

     В некоторых случаях удается подобрать перечисленные детали из серийных, если же производится доработка, новую опорную шайбу вытачивают с юбкой, предохраняющей подшипник от попадания земли и песка при посадках модели.

     Задняя стенка оставлена от серийного мотора. Футорка карбюратора упразднена, канал рассверлен до 0 6 мм на глубину 20,5—21 мм. Переход от канала к окну всасывания обрабатывают ноже-видным шабером и надфилями до получения плавных обводов и прямых радиальных управляющих кромок. Нужно внимательно отнестись к опиловке участка, прилегающего к внешней радиусной кромке окна. Торцевой поясок, обеспечивающий гарантированное закрытие канала золотником, предельно узок, и поэтому его оставляют нетронутым. Золотник тоже можно оставить прежним, но лучше выточить новый из текстолита. В любом случае его балансируют снятием материала с переднего торца до толщины 0,8—1мм. Управляющие кромки заостряют, срезая значительные фаски. Перенос винта фиксации оси золотника в тело стенки позволит спилить прилив и использовать жиклер классического типа с более надежным засасыванием топлива, опиленный по рабочему участку до обтекаемого чечевицеобразного сечения.

     Заново потребуется изготовить цилиндро-поршневую группу. Обратите внимание: обязательно выполняйте токарные работы только с одного установа в патроне станка. Материал рубашки и головки Д16Т, гильзы — латунь ЛС-59 (зеркало хромировано и притерто), поршень из алюминиевого сплава Ал-25. Его малая масса обеспечивает вполне удовлетворительную балансировку двигателя.

 

Пунктиром показан вариант рубашки с замыкающим кольцом.

      Винты крепления цилиндра усилены до МЗ, отверстия под них выполнены без зазоров, так как специальной фиксации деталей по углу поворота не предусмотрено. Окна перепуска проходят в теле юбки рубашки и частично углублены в гильзу. Для упрощения их опиловки допустимо использование замыкающего кольца. В таком варианте выборка бором верхних «карманов» каналов не потребуется, все можно будет обработать с помощью надфилей. Кольцо должно плотно напрессовываться на рубашку с клеем БФ-2, между цилиндром и торцом картера помещают бумажную прокладку.

      Интересно решено уплотнение головки. Чтобы избежать необходимости в значительных усилиях затяжки винтов, обеспечивающих герметизацию рабочего объема по торцу гильзы, и связанных с ними ощутимых деформаций формы зеркала, применена герметизация с помощью фторопластового уплотни тельного кольца, уложенного с натягом в канавку головки.

        Собранный двигатель обкатывают с воздушным винтом от МК-17 на топливе с 25% масла, впоследствии его содержание уменьшают до 20%, что соответствует допускаемой правилами соревнований «стандартной» смеси. С воздушным винтом, показанным на рисунке, мотор после обкатки выходит на устойчивый режим  23 500  об/мин.

В. ТИХОМИРОВ, мастер спорта, руководитель авиамодельного  кружка Москва

 

 

 

 

Похожие материалы: