Обзор модельного микродвигателя МД-2,5 "Москва"
Микродвигатель «МД-2,5» «Москва» (рис. 1) применяется в самых различных моделях самолетов, кораблей и автомобилей.
Он относится к типу двигателей с калильным зажиганием, у которых воспламенение рабочей смеси производится при помощи калильной свечи. Технические данные двигателя:
Цикл работы— двухтактный
Диаметр цилиндра . . . . . . . . . . 15 мм
Ход поршня . . . . . . . . . . . . . . 14 мм
Рабочий объем . . . . . . . . . . . 2,474 см3
Степень сжатия . . . . . . . . . . . 7—8 ата
Число оборотов с воздушным винтом диаметром 150 мм . . . . . . . не менее 9000 в мин.
Направление вращения — против часовой стрелки (со стороны вала)
Сухой вес (без воздушного винта и маховика) . . . 150 г
Зажигание — калильное, от батареи напряжением 3 в
Продувка — поперечная
Распределение всасывания — дисковым золотником
Максимальная мощность — 0,244 л. с. при 14 500 об/мин
Рабочее топливо — смесь (по объему): касторового масла по ГОСТ 6990—54—1 часть, этилового спирта по ГОСТ 8314—57 — 3 части.
Для получения повышенной мощности разрешается использовать топливо, рекомендованное ЦАМЛ ДОСААФ СССР
Двигатель может развить мощность 0,3 л. с. при 18 000 об/мин со специально подобранным воздушным винтом на рабочей смеси следующего состава:
Метиловый спирт . . . . . . . 1 часть
Касторовое масло . . . . . . 1 часть
Нитрометан . . . . . . . . . . . 1,5 части с добавлением нитробензола и амилацетата.
Однако следует иметь в виду, что эксплуатационный ресурс двигателя при этом сократится.
Установочные размеры микродвигателя приводятся на рисунке ниже
Картер двигателя делается из алюминиевого сплава и имеет перепускной канал несколько необычной (сферической) формы, который обеспечивает хорошее направление поступающей рабочей смеси.
Носок картера служит для крепления двух подшипников: переднего — диаметром 5 X 16 мм, коренного — диаметром 6 X 19 мм и кривошипного валика. Крепление носка картера с самим картером осуществляется четырьмя винтами с резьбой 3 X 0,5.
Гильза двигателя — стальная, закаленная, имеет всасывающие окна с направлением, расположенным под углом 30°, и выхлопные окна; поршень выточен из высококачественного, легированного чугуна и подобран к гильзе с зазором от 0,008—0,012 мм, а шатун выполнен из алюминиевого сплава.
Задняя крышка двигателя имеет всасывающее отверстие, оканчивающееся отсечным окном в виде сектора с углом 85°. В заднюю крышку запрессована бронзовая втулка, которая выполняет роль подшипников скольжения.
Распределительный диск с валиком — стальной, вращается в бронзовой втулке и служит для распределения рабочей смеси при впуске. Задняя крышка вместе с распределительным диском крепится к картеру при помощи 4 винтов резьбой 3 X 0,5. Головка двигателя сделана из алюминиевого сплава, с ввернутой в нее калильной свечой. Головка крепится к картеру также четырьмя винтами 3X0,5.
Познакомимся подробнее с работой микродвигателя "Москва" (рис. 3).
=
Топливо из бака поступает к жиклеру и дозируется при помощи регулировочной иглы. Распыленное топливо смешивается с воздухом, поступающим через диффузор. В распыленном состоянии рабочая смесь поступает через окно в задней крышке и распределительный диск внутрь картера. Всасывание рабочей смеси в картер происходит за счет разрежения, создаваемого при движении поршня к верхней мертвой точке и увеличении объема в картере и в цилиндре под поршнем. При ходе поршня к нижней мертвой точке рабочая смесь, заполняющая картер и цилиндр под поршнем, сжимается и по перепускному каналу через продувочные окна поступает в верхнюю полость цилиндра над поршнем. При этом происходит одновременно очистка цилиндра от продуктов сгорания рабочей смеси и заполнение его свежей рабочей смесью, поступившей через продувочные окна.
Во время следующего движения поршня вверх рабочая смесь, поступившая в верхнюю полость цилиндра, сжимается в камере сгорания и, когда поршень почти достигает верхней мертвой точки, воспламеняется калильной свечой. Газы, образовавшиеся в результате сгорания рабочей смеси, увеличиваются в объеме, и поршень под действием силы их давления движется к нижней мертвой точке, совершая рабочий ход. Выпуск отработавших газов происходит в конце рабочего хода, когда поршень открывает выпускные окна. Когда микро-двига1 ль заработает, электрическая батарея отключается.
Для запуска микродвигателя необходимо:
1. Залить топливо в расходный бачок (до уровня расположения жиклера микродвигателя). Бачок соединяется с жиклером хлорвиниловой трубкой.
2. Установить воздушный винт на кривошипном валике так, чтобы в начале сжатия рабочей смеси он находился в горизонтальном положении.
3. Открыть иглу жиклера на 3—4 оборота.
4. Закрыть пальцем левой руки диффузор, вращая одновременно винт против часовой стрелки (если смотреть спереди).
5 Впрыснуть в цилиндр несколько капель смеси, 6. Подключить к калильной свече батарею напряжением 2—2,5 в.
7. Несколько раз быстро нажать на правую лопасть винта, находящегося в горизонтальном положении. (Микродвигатель с маховиком запускается шнуром.)
Если микродвигатель хорошо отрегулирован, он сразу же заработает, и останется только отрегулировать обороты, открывая или закрывая иглу жиклера.
Если микродвигатель не запускается — значит, подача топлива недостаточна и нужно больше открыть иглу жиклера.
Может случиться, что микродвигатель даст вспышку, но не запустится. Это значит, что подача топлива слишком обильна (заливает свечу), нужно привернуть иглу жиклера и быстро вращать винт, пока двигатель не заведется.
При использовании микродвигателя с маховиком для плавающих моделей или моделей автомобилей не следует допускать длительной работы его без охлаждения.
М. КАЧУРИН, Н. КАМЫШЕВ, конструкторы
Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics