Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Авиамодельный микродвигатель "РИТМ" 


Модельный двигатель «Ритм»

 

Сконструирован неоднократным чемпионом СССР, мастером авиамодельного спорта Б. Краснорутским. Двигатель работает по двухтактному циклу с самовоспламенением от сжатия. Он предназначен для установки на модели самолетов, скоростных судов, автомобилей, аэросаней и другие движущиеся самоделки.

 

 

Двигатель «Ритм» имеет следующие технические данные:

        Диаметр цилиндра — 14 мм

        Ход   поршня — 16   мм

        Рабочий объем — 2,46 см3

        Распределение всасывания — золотниковое.

        Максимальная мощность двигателя — 0,32 л. с.   (235 вт) при  15 тыс. об/мин.

        Направление вращения, если смотреть со стороны винта, — против часовой стрелки. 

 


        Рекомендуемое рабочее топливо двигателя «Ритм» 

  •                     керосин тракторный (3 части),
  •                     масло касторовое (3 части),
  •                     эфир этиловый  (4 части).

 

     Для полетов или запусков с целью получения максимальных скоростей модели может применяться топливо следующего состава:

  •                    17 частей минерального масла
  •                    17 частей касторового масла
  •                    30 частей эфира
  •                    40 частей керосина
  •                    2 части нитробензола
  •                    2 части амилинтрита

 

Установочные размеры двигателя приводятся на рисунке. Двигатель «Ритм» состоит из одиннадцати основных деталей.

          1)   Картер отлит из алюминиевого сплава марки АЛ-2 совместно с диффузором и имеет четыре перепускных канала, полученных механической обработкой. В нем устанавливается поршневая группа и распределительный золотник.

          2)   Коленчатый  вал  изготовлен  из ле-тированной высококачественной стали марки 12ХНЗА, цементирован и закален,   имеет высокую  чистоту обработки.

          3)   Гильза изготовлена из стали марки ШХ15, закаленная. Имеет 4 всасывающих канала с направлением и 4 выхлопных окна.                                  

          4)   Поршень  чугунный, с высокой чистотой обработки,   подогнан   по   гильзе с малым зазором для получения хорошей компрессии двигателя.

          5)   Шатун выточен из материала марки Д16-Т, имеет два канала малого сечения для смазки.

          6)   Плоский золотник из стали марки У-8 служит для распределения рабочей смеси- во время работы двигателя.

          7)   Головка и рубашка цилиндра — из алюминиевого сплава Д-16, механически обработанная, имеет 4 сквозных отверстия для крепления к картеру и одно резьбовое отверстие для контрвинта, устанавливаемого для изменения степени сжатия двигателя.

        8)   Контрвинт изготовлен из стали 45.

          9)   Контрпоршекь чугунный, служит для изменения степени сжатия двигателя. Устанавливается над поршнем.

        10)   Карбюратор состоит из диффузора, жиклера и иглы (10). Служит для дозировки рабочей смеси.

        11)  Палец поршня стальной. Имеет высокую чистоту обработки.


 

       При вращении вала двигателя поршень перемещается от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней, мертвой точке (ВМТ), в результате чего в полости картера под поршнем создается разрежение. Ввиду того что перепускное отверстие золотника открыто, в разреженное пространство в картере и под поршнем устремляется из карбюратора рабочая смесь топлива и воздуха.

         В это же время рабочая смесь, поступившая в полость над поршнем по продувочным окнам, при движении поршня вверх подвергается сжатию. Сжатая до определенных пределов смесь воспламеняется,   а   образовавшиеся   при этом газы с силой давят на поршень и заставляют его перемещаться вниз. Так совершается рабочий ход двигателя.

        Во время движения вниз поршень открывает выхлопные окна, и отработанные газы выходят через них в атмосферу. Затем поршень открывает боковые каналы в гильзе двигателя, и сжатая рабочая смесь устремляется в полость над поршнем. Движущийся вверх поршень перекрывает перепускные и выхлопные окна, и цикл двигателя повторяется вновь.


Двигатель должен быть надежно прикреплен к модели. Для того чтобы запустить его,  необходимо:

       1.  Залить топливо в бачок (бачок должен быть соединен с карбюратором эластичной трубкой).

       2.  Установить воздушный винт в горизонтальном положении (при этом положение поршня должно соответствовать начальной фазе сжатия).

       3.  Открыть иглу жиклера на 3—4 полных оборота от положения полного открытия.

       4.  Регулировочным винтом 8 установить контрпоршень в положение, при котором при вращении вала ощущались бы легкие толчки.

       5.  Закрыть пальцем левой руки диффузор карбюратора, вращая одновременно воздушный винт 3—4 раза против часовой стрелки (если смотреть со стороны   воздушного   винта).

       6.  Сделать несколько резких ударов по лопасти воздушного винта в сторону вращения вала. Если двигатель хорошо отрегулирован, он сразу же заработает и останется только, увеличивая пли уменьшая подачу топлива, отрегулировать обороты.

       7.  Если двигатель не запускается, то необходимо изменить степень сжатия за счет перемещения контрпоршня относительно поршня. Это можно осуществить регулировочным винтом 8.

 

 

При работе двигателя возможны следующие неисправности:

   1. Двигатель не запускается.

              Необходимо проверить подачу топлива из бачка к карбюратору. Отвернуть на 4—5 оборотов иглу жиклера от положения полного закрытия, закрыть пальцем левой руки отверстие диффузора и провернуть вал несколько раз. Это необходимо для засасывания топлива в двигатель.

   2.  Двигатель не запускается (в картере слишком много топлива).

              Достаточно завернуть иглу жиклера До упора и вращать вал двигателя в сторону, противоположную нормальному вращению работающего двигателя, для полного удаления топлива из полости карбюратора.

   3.  Двигатель дает вспышки, но не запускается (мала степень сжатия в цилиндре двигателя).

             Регулировочным винтом установить необходимый зазор между поршнем в ВМТ и контрпоршнем. Если указанная операция не улучшает работы двигателя, то нужно' обеднить или обогатить рабочую смесь, завертывая или отвертывая иглу жиклера.

  4.  Двигатель работает глухо и не дает оборотов (неполное сгорание рабочей смеси при малой степени сжатия в цилиндре).

            Необходимо уменьшить подачу топлива, производя регулировку поворотом иглы жиклера карбюратора. Степень сжатия нужно увеличить, завертывая регулировочный винт и тем самым перемешая  коитрпоршень вниз.

  5.  Двигатель самопроизвольно останавливается после непродолжительной работы, из окон двигателя идет дым, слышны очень звонкие хлопки. Это происходит из-за чрезмерно высокой степени сжатия и слишком обедненной рабочей смеси.

            Для четкой работы двигателя необходимо уменьшить степень сжатия, вывертывая регулировочный винт в головке двигателя, и увеличить подачу топлива, вывертывая  иглу жиклера  карбюратора.

Н. КАМЫШЕВ, М. КАЧУРИН


        Сегодня, микродвигатель РИТМ-2,5 поистине стал легендарным. Многие бывшие мальчишки с ностальгией вспоминают о днях когда имели дело с ним. К сожалению микродвигатель РИТМ сегодня редко можно встретить. Особенно первых выпусков, которые имели картер с четырьмя продувочными каналами.

       В наше время дизельный микродвигатель по типу Ритма не потерял актуальности, даже сегодня его можно успешно использовать для обучения кордовым  авиамоделям мальчишек и девчонок.  Например одна из моих кордовых моделей Кордовая из набора изначально летала на таком микродвигателе Ритм. 

       Микродвигатель РИТМ очень часто подвергался модификациям и совершенствованию благодаря этому вы можете прочитать о них на страницах нашего сайта "Кордовые модели F2B" 

 

                      Для вашего удобства приведу ссылки на полезные материалы о нем:

                                     Форсирование двигателя "РИТМ"

                                    РИТМ - увеличивает мощность, доработка ДВС

 

 

 Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics