Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Двигатель МК 16


 

 

Микродвигатель МК-16

 

       Микродвигатель МК-16 имеет самый малый рабочий объем из серийных отечественных двигателей, составляющий 1,48 см3. Конструкция этого двигателя разработана старейшим советским авиамоделистом, мастером спорта, неоднократным чемпионом СССР В. И. Петуховым. Двигатель МК-16 компрессионный, прост в эксплуатации. Он имеет широкое распространение как среди автомоделистов, так и среди начинающих заниматься авиамодельным спортом. Устанавливают его обычно на кордовые тренировочные, таймерные модели самолетов, а также на кордовые модели-копии самолетов.

 

МК-16 двигатель

Микродвигатель МК 16, диаграмма газораспределения.

 

 

Конструкция двигателя МК-16

        Двигатель МК-16 имеет относительно простую конструкцию. Он состоит из следующих деталей и узлов: картера, носка картера, задней золотниковой крышки, гильзы цилиндра, поршневой группы, контрпоршня, рубашки охлаждения, жиклера, карбюратора, коленчатого вала.

       Корпус из алюминиевого сплава АЛ4 отлит в кокиль. На корпусе имеются отверстия для крепления носка двигателя, задней крышки и рубашки охлаждения. Крепление этих деталей осуществляется посредством винтов М2,5х0,35. Перепускные каналы образуются между стенками картера и гильзой цилиндра. Продувка цилиндра в этом двигателе фонтанного типа.

       Задняя золотниковая крышка отлита в кокиль. Материал крышки — алюминиевый сплав АЛ4. В крышке имеется диффузор, в который ввинчивается жиклер. По внутренней торцовой поверхности крышки вращается дисковый золотник, сделанный из текстолита. На последних модификациях двигателя золотник изготавливается из алюминиевого сплава Д16Т. Золотник вращается на стальной оси.

        Стальная гильза цилиндра имеет три выпускных и три перепускных окна, выполненных дисковой фрезой. Перепускные окна сделаны под уплотняющим буртиком гильзы. Центрируется гильза в картере по наружному диаметру буртика. Внутренняя поверхность гильзы шлифуется и притирается. Чистота обработки внутренней поверхности V10.

       Поршневая группа состоит из поршня, поршневого пальца и шатуна. Поршень сделан из чугуна; днище с целью улучшения продувки выполнено коническим — такая форма увеличивает его жесткость. На поверхности поршня сделаны три смазочные канавки. Перпендикулярно оси поршня имеется отверстие для поршневого пальца. Поршневой палец диаметром 3 мм изготовлен из стали. Сверлений для облегчения не имеет. Штампованный шатун сделан из алюминиевого сплава Д16Т; на его верхней и нижней головках про-фрезерованы для смазки прорези.

       Контрпоршень выполнен из чугуна марки СЧ21-40. Днище контрпоршня также сделано коническим. Угол конуса такой же, как и у поршня (5°).

       Рубашка охлаждения сделана из алюминиевого сплава Д16Т. Она имеет шесть ребер охлаждения. Крепление ее к картеру осуществляется при помощи трех винтов М2,5, проходящих через ребра охлаждения. Головки винтов упираются в нижнее ребро охлаждения, которое для увеличения жесткости сделано большей ширины (2,5 мм). В головку рубашки охлаждения ввинчивают цанговую резьбовую втулку, называемую футоркой, препятствующею само отвинчиванию контрпоршня. Винт контрпоршня с резьбой М4 имеет поперечное сверление для запрессовки 2-миллиметровой проволоки.

       Коленчатый вал стальной термообработан, диаметр пальца коленчатого вала 3,5 мм.

       Жиклер двигателя поворотный. Игла жиклера соединяется с рукояткой пружиной, припаянной к ним, что позволяет не подвергать иглу жиклера чрезмерным изгибающим силам при регулировке двигателя во время его работы.

 

 

Конструкция двигателя МК-16

 

Источник  книга Модельные двигатели Зуев В.

Микродвигатель выпускался в разных вариантах. Ниже представлены два варианта микродвигателя.

двигатель мк16

Двигатель МК16 поздних выпусков.

 

 

 

Двигатель МК-16

МК-16 ранних выпусков.