Микродвигатель ОТМ-0,8 «КОЛИБРИ»
Отдел технических моделей Центрального конструкторско-технологического бюро игрушки Министерства легкой промышленности СССР совместно с В/О «Новоэкспорт» создал серию двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для широкого круга авиа-, авто- и судомоделистов. Двигатели ОТМ-0,8 «Колибри», ОТМ-1,5 «Стриж», ОТМ-2,5 «Сокол», ОТМ-10 «Бизон» просты в эксплуатации, надежны в работе, обладают хорошими техническими параметрами, технологичны в производстве, с большим рабочим ресурсом.
В 1975 году все эти двигатели поступят в широкую продажу на внутренний рынок.
Все типы двигателей двухтактные. Крепятся на двух продольных лапках четырьмя винтами. Тип продувки — встречная кольцевая.
Большое внимание уделено компоновке, подбору материалов и отработке технологии изготовления каждой детали. В конструкции двигателя отсутствуют крепления деталей винтами. Это позволило значительно сократить ряд трудоемких операций при изготовлении и сборке двигателей.
Двигатели легко запускаются, нечувствительны к небольшим изменениям камеры сгорания и регулировке карбюратором, в результате чего обеспечивается устойчивость режима работы. Они обладают очень пологой внешней характеристикой, что позволяет эффективно эксплуатировать их на самых различных моделях.
Выпускается московским заводом «Эра» только в одном варианте — с самовоспламенением от сжатия. Двигатели этого объема можно устанавливать на технических игрушках, моделях-копиях самолетов (свободнолетающих и кордовых, моделях судов, глиссеров, автомобилей, аэросаней и т. д.). Они абсолютно безопасны, экономичны, имеют небольшой размер и вес. Двигатели хорошо запускаются и устойчиво работают.
Картер изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-19 методом литья под давлением, закален и искусственно состарен. Сплав после термообработки имеет прочность, равную 32 кг/м2, и твердость НВ—95 -100.
Коленчатый вал вращается в подшипниках скольжения и одновременно служит для газораспределения. Изготовлен он из стали 12ХНЗА и цементирован. Обладает высокой ударной вязкостью и сравнительно низким коэффициентом трения.
Гильза выполнена из стали ШХ-15, закалена до высокой твердости HRC = 55-60.
Поршень — гладкий (головка поршня — усеченный конус), изготовлен из специального чугуна с добавками хрома и марганца, обладает высокой износостойкостью.
Поршневой палец — из стали У8А, закаленный, шлифованный, фиксируется в поршне на легкопрессовой посадке.
Шатун — штампованный из алюминиевого сплава Д16Т. Смазка рабочих поверхностей происходит через два отверстия 0,5—1 мм в головках шатуна.
Однако, несмотря на общее сходство, каждый из этих двигателей имеет свои характерные особенности.
Технические данные двигателя «Колибри»
- Рабочий объем...................... 0,78 см3
- Диаметр цилиндра............. 10,5 мм
- Ход поршня....................... 9 мм
- Максимальная мощность...... 0,09 л. с. (13 000 об/мин)
- Вес...................................... 40 г
- Высота.................................. 51 мм
- Длина................................... 56 мм
- Ширина............................... 29 мм
Общий вид микродвигателя ОТМ-0,8 КАЛИБРИ
Рекомендуемые топливные смеси:
Рецепт А.
1. Эфир серный ....... 40%
2. Керосин.....36%
3. Масло касторовое......24%
Рецепт Б.
1. Эфир серный ......... 45%
- Керосин................... 30%
- Масло касторовое... 20%
- Амилнитрит.............. 2%
- Нитробензол............. 3%
Похожие материалы по теме: