Лучшие хоббийные авиамодельные моторы для кордовых пилотажных моделей по версии CLSTUNT.RU
Моторы начального уровня. (Подойдут для начального обучения а также для небольших моделей с размахом крыла до 1270 мм и весом 1050 грамм)
Моторы начального среднего уровня: (Больше подойдут под модели 50-70х годов, с размахом крыло до 1350 мм и весом до 1250 грамм)
- Double Star 40 Classic
- OS MAX 35 FP
- Super Tigre 35 Stunt
- Fox 35 Stunt
- OS MAX 35-S
- Талка-7 Акробат
- MVVS 5.6 A
Моторы продвинутого среднего уровня: (Подойдут для моделей 70-80 годов с размахом крыла до 1450 мм и весом до 1350 грамм)
- Super Tigre G21 46
- OS MAX 46 LA
- Brodak 40
- Double Star 50 Classic
- OS MAX 40FSR
- OS MAX 40 FP
- OS MAX 40 LA
- Талка-7 Акробат
Моторы большого объема под современные модели.
- OS MAX 40/46VF Pipe
- SuperTigre 60V
- Double Star 60 LITE
- Super Tigre G21 46V
- SuperTgire 51 V
- SuperTigre 56V
- OS MAX 40FSR Pipe
- SuperTigre G51
OS MAX 20/25 FP
Моторы этой серии будут лучшим выбором для начинающего пилотажника. Сочетания компактных размеров, высокой мощности, высокого качества материалов и точности изготовления ставит этот мотор в начало списка. Моторы серии FP выпускались в двух видах, одна из которых имела отличный дизайн картера и пару ABN. Продувка трех канальная. Мотор любит работать в одном режиме (2-2-2) приблизительно на 11000 об.минуту. Цена мотора около 100-120 $ за новый экземпляр. Очень популярны на западе.
Преимущества: надежность, живучесть, экономичность, качество материалов, взаимоменяемость деталей. Сбалансированность.
Недостатки: Необходимость использовать топливо с содержанием нитрометана от 3-10 % хотя на обычном топливе тоже хорошо работает, но раскрыть все свои возможности не сможет. Двигатель очень плохо запускается на горячую.
OS MAX 25 LA
Будет отличным выбором для большинства моделистов. Эта модель OS MAX-а является последователем серии 25 FP. Имеет такие же размеры но добавлены новшества. Картер имеет новую квадратную форму популярную в начале 200х годов. Предусмотрено всего 2 продувочных канала, позволяющих мотору работать более сдерженно. Задняя крышка изготовлена из специального пластика со встроенным жиклером. Пара используется типа ABN. Вал вращается в бронзовой втулке типа подшипника скольжения. Мотор любит работать в одном режиме, но так же хорошо выполняет псевдо пилотажный. Любит работать как и FP на 11000 об.мин. Популярен на просторах СНГ. Цена нового экземпляра 100-120$.
Преимущества: Надежность, живучесть, взаимоменяемость деталей, умеет работать в режиме 2-2-2 и 4-2-4(в этом режиме обороты лучше сбрасываются чем у FP)
Недостатки: По сравнению с серией FP видны результаты рационализаторства. Коленчатый вал уже менее "вылезан", материал картера менее прочный чем FP (это особенно заметно на двигателях большей кубатуры), но все еще высокого качества. В картере используется не цельная бронзовая втулка а только 2 отрезка. Винты сделаны под фигурную отвертку и легко срываются. Шестигранные как на FP были бы лучше. Эти нюансы справедливы для всей линейки LA.
BRODAK 25
Не самый распространенный экземпляр, будет хорошим выбором для опытного моделиста. Мотор производиться по заказу фирмы BRODAK. Выпускается небольшими сериями. Не сильно распространен на просторах СНГ, можно сказать редкий. Мотор сделан Молдавскими моторостроителями с очень высоким качеством изготовления. Изначально мотор проектировался специально для кордовых пилотажных моделей как и его больший брат BRODAK 40. Мотор использует трехканальную продувку в сочетании с алюминиевой парой типа AAC. В сочетании с продуманными формами картера имеет минимальный вес. Мотор любит работать как в режиме 2-2-2 так и 4-2-4. Цена на сайте компании около 100$
Преимущества: качество литья, качество и точность изготовления и материалов, экономичность, мощность.
Недостатки: Мотор сильно греется, впрочем как и все двигатели использующие пару типа AAC, мотор редкий, что бы купить нужно поискать. Мотор требует более аккуратного обращения. Топливо должно быть с 5-10% нитро, иначе режим 4-2-4 будет сложно выдержать.
FOX 35 STUNT
Легендарный пилотажный мотор с историей. Дедушка современного пилотажа 3х кратный чемпион мира из США. Будет отличным выбором как для начинающего так и продвинутого авиамоделиста. Отличительная особенность, является эталоном пилотажного режима(4-2-4). На западе очень уважаем и очень популярен как наш КМД-2,5. Мотор производился больше полу века без принципиальных изменений. Наверное каждый пилотажник должен иметь такой в своем ангаре.
Из за своей уникальности и популярности для мотора существуют высококачественные детали для тюнинга. Позволяющие из него сделать соревновательный мотор. Хотя побеждали на ЧМ именно стоковые модели. Как описывал ЧМ 1974 года Боб Гиески, единственное что он делал это подбирал пары с лучшей геометрией.
Картер мотора имеет один продувочный канал. Пара состоит из стальной гильзы и чугунного поршня с дефлектором. Качество литья на среднем уровне, но любят этот мотор за то как он работает.
Мотор развивает свою мощность на низких оборотах около 10000-10500 об.мин. Винт только деревянный с шагом 10х6. Требует топливо с содержанием нитрометана от 5 - 20% и касторового масла до 28%. Это обусловлено особенностями так называемой "черной пары".
Если сравнить FOX 35 и OS MAX 25 FP/LA то пиковая мощность будет почти равноценной. Но Фокс будет намного уверенней смотреться развивая мощность на низких оборотах. Что заметно отразится на качестве пилотажа. Его ахилесовой пятой является черная пара которая требует большого количества масла, которое быстро образует нагар, который не позволит делать на моторе десятки полетов без вмешательства в двигатель. Я бы рекомендовал такой мотор на модель средних размеров типа PrimaryForce или Nobler.
Преимущества: вес мотора, мощность на низких оборотах, запуск на горячую, пилотажный режим (4-2-4). Очень необычно выполнять пилотаж на низкой скорости, стоит попробовать.
Недостатки: требует большой % нитро, образуется нагар, среднее качество материалов.
OS MAX 35 -S
Японский представитель классического пилотажа 70х годов. На западе его называют копией Fox 35 на стероидах. Это так и нет, дело в том, что было выпущено несколько видов. Первые выпуски по качеству литья и сборке хоть были и лучше но так же использовали "черную пару". На последних выпусках стали ставить новую пару по качеству изготовления похожую на пару от OS MAX FP первых выпусков. На деле это заметно отличается в повышении мощности мотора. Хотя когда я отлетал несколько часов на старой модели со своим ноблером и попробовал новую модель мотора у меня проскочила мысль, "хоть мощности было и меньше мне нравилось как самолет летел" наверное нужно время что бы привыкнуть.
Качество литья заметно лучше чем у Фокса. По весу они равноценны. Пара состоит из стальной гильзы и чугунного поршня с дефлектором. Мотор на горячую запускается средненько. Требует большого количества масла до 25% касторки а так же 10% нитро. Ахиллесовой пятой этого двигателя является шатун, у меня есть 4-5 экземпляров этих двигателей где люфт в шатуне образуется раньше чем вырабатывается пара. Шатун на моторе не втуленный. Такая же болячка прослеживается на всех пилотажных моторах где шатун не имеет бронзовых втулок. Картер имеет один продувочный канал а посадочные размеры как OS MAX 35-40-46 FP/LA, Brodak 40. Вал вращается в бронзовой втулке.
Мотор не вызывает эйфории от пилотажного режима как например Фокс, но более современен. Несмотря на свои слабые стороны мотор рекомендую опытным моделистам, которые любят классический медленный пилотаж. Лично мое мнение при проектировании нашей Талки-7 за основу был взят именно этот мотор. Уж очень много у них общего. Я бы рекомендовал такой мотор на модель средних размеров типа PrimaryForce или Nobler
Сейчас такой новый мотор стоит около 100$, а его поработавшие варианты стоят раза в 2 дешевле.
Преимущества: экономичность, схожесть размеров, мощность, качество литья,
Недостатки: большее содержание нитро 10% и касторового масла 25%, не высокий ресурс из за образования люфта в шатуне.
КМД-2,5
Этот мотор наверное не требует представления. Легенда СССР. Тысячи моделистов выросли на этом моторе. Даже сейчас он успешно используется начинающими авиамоделистами. На мой взгляд для освоения пилотажа это не самый лучший вариант но при соблюдении определенных условий и он покажет класс.
Прежде всего нужно понимать, что этот мотор скорее первый этап в освоении авиамодельной техники, настройки и обслуживании. КМД компрессионный мотор и его пик мощности находиться на 14000 об.мин. Некоторые экземпляры разгоняются и больше, но это не то что нужно для пилотажа. Очень не просто выполнять острые углы и пикирующие прямые на модели с компрессионным двигателем, ведь изменение оборотов происходит со значительным запаздыванием по сравнению с калильными моторами. Из за небольшой мощности мотора, вес модели нужно строго контролировать а тяжелая модель обречена на неудачу.
Цена мотора колеблется около 80-100$ за новый экземпляр.
Преимущества: экономичный, распространен на просторах СНГ, легкий.
Недостатки: низкая мощность для пилотажа, компрессионный, маленький ресурс, мотор не создавался как пилотажный.
Double Star 40 Classic
Мотор почти реплика Fox 35 Stunt но сделанный с применением современных технологий. Производитель молдавская фирма по заказу Тома Диксона. Мотор создавался как замена фоксу для использования на уже построенных моделях. Картер имеет схожие посадочные размеры с двигателем fox 35 но немного больше по габаритам. Немного увеличен объем цилиндра до 6,5 см.куб. Пара состоит из алюминиевого поршня и гильзы. Вал вращается в подшипнике скольжения бронзовой втулке. Моторов было изготовлено не очень много поэтому это скорее коллекционный экземпляр чем рабочая лошадка. Сейчас в свободной продаже таких моторов не встретить.
Я встречал на аукционах такие моторы, окончательная цена варьируется от 120 до 180$ за б.у экземпляр.
Преимущества: Легкий, современные материалы и технологии AAC пара, устранены недостатки его прототипа Fox 35.
Недостатки: цена, доступность, не высокая мощность для 40го объема,
Super Tigre 35 Stunt
Пилотажный итальянский супер тигр превосходивший по своим параметрам знаменитые fox 35 и os max 35 -s. Но не получивший большой популярности в отличие от своих братьев большего объема. Имеет схожие характеристики как и OS 35 S, но более мощный. Сейчас встречается скорее как коллекционный экземпляр.
Преимущества: Высокая мощность, вес.
Недостатки: редкий, сложно найти в хорошем состоянии.
MVVS 5.6 A
Чемпион из 60х годов трижды выигрывал ЧМ. Один из самых популярных моторов среди коллекционеров. На таком летал Юрий Сироткин и Джозеф Габришь. Достать такой мотор нереально. Хороших фотографий даже не встретить. Но такой мотор был. Юрий Сироткин отзывался о нем как о хорошем надежном моторе с большим ресурсом.
Преимущества: Коллекционный экземпляр
Недостатки: трудно найти такой мотор.
Талка-7, Акробат
Моторы, флагманы отечественного пилотажа. Отлично подходили для средних моделей с размахом крыла до 1400 мм и весом до 1350 грамм. Новые моторы не редко требовали доработки. Многие продвинутые моделисты делали доработки увеличивая объем до 8 см. куб. а так же изготавливались пары типа AAC и ABC. Моторы и сейчас востребованы и популярны. Картер мотора имеет один продувочный канал. Гильза изготовлена из стали а поршень из чугуна с дефлектором. Вал вращается в бронзовой втулке. Мотор требует большого объема касторового масла до 28% и немного нитры 1-3%.
Сейчас мотор можно встретить на барахолках по цене от 50-150$.
Преимущества: легкий, не требует нитро, мощный.
Недостатки: качество изготовления среднее, требует доработок.
OS MAX 35 FP
Современный японский моторчик серии FP. Объемом 6 см.куб. выпускался в двух вариантах отличавшиеся внешне и в примененном материале пары. Размеры картера такие же как у OS 40FP/ OS 40-46LA/OS 35-S/BRODAK 40 удобно когда на одну модель можно поставить большой набор двигателей. Трех канальная продувка. Вал вращается в бронзовой втулке. Двигатель хорошо подходит если нужна мощность и экономичность. При этом рекомендованный винт 10х6. Мотор выпускался меньшими партиями чем OS MAX 40FP поэтому менее популярен. Любит работать в режиме 2-2-2 с псевдо переходом на пилотажный режим.
Цена за новый экземпляр варьируется от 90-120$
Преимущества: Экономичный, мощный, качество и точность, сбалансированность.
Недостатки: Требует топливо с 5-10% нитрометана, средняя мощность.
Super Tigre G21 46V
Самый лучший хоббийный мотор для пилотажных моделей. Родом из Италии, знаменитый супер тигр объемом 7,5 см.куб. Трижды получил титул ЧМ. Отличительная особенность высокая мощность в компактном корпусе. Картер имеет одноканальную продувку. Коленчатый вал вращается в подшипниках качания. Гильза стальная хромированная, поршень из алюминиевого сплава с дефлектором и компрессионным кольцом, кольцами. В своих годы этот двигатель тоскал модели сопоставимые с современными и это не удивительно. Ведь он без труда отрабатывает пилотажный режим с винтом 12х6. Как тогда так и сейчас двигатель очень популярен среди авиамоделистов любителей. Хорошо работает при установке цилиндром вниз. Выпускался на протяжении десятков лет, первые модели не имели ушек крепления глушителя, последующие шли с глушителем.
Сейчас вполне реально купить как новым так и б.у такой двигатель. Цена за новый начинается от 150$ до 250$.
Преимущества: Мощность, большой ресурс, низкий вес, Высокое качество.
Недостатки: Высокая цена.
Double Star 50 Classic
Мотор сделанный по заказу Тома Диксона делалась улучшенная копия двигателя Super Tigre G21 46V с немного увеличенным объемом цилиндра. Как большинство моторов сделанных молдавскими специалистами. Этот впитал лучшее. Высокое качество материалов и точность деталей. Алюминиевая пара AAC. Вал вращается в бронзовой втулке, что делает этот мотор мощным и легким. К сожалению таких моторов в открытой продаже нет. Их было выпущено не много и найти их трудно.
Преимущества: Мощность, большой ресурс, низкий вес, Высокое качество.
Недостатки: Трудной достать такой мотор, со временем образуется люфт в шатуне.
BRODAK 40
Один из лучших моторов в своем классе. Производится молдавскими специалистами по заказу компании Бродак. Картер имеет посадочные места сопоставимые с распространенными и популярными моторами как OS MAX 35-40-46 S/FP/LA. Вал вращается в бронзовой втулке, а крайние экземпляры стали выпускаться и вовсе без нее. Все дело в твердости картера, который вобрал в себя лучшую комбинацию сплавов. Мотор легкий, но требует 10 % нитрометана в топливе и 23% касторового масла. У мотора алюминиевая пара AAC. Мотор имеет интересную структуру продувочных каналов которых получается 4. От других пилотажных моторов на мой взгляд Бродак 40 отличается своей способностью мгновенно ускоряться и замедляться. Благодаря этому пилотажные режим 4-2-4 становится более ярко выражен.
Цена мотора на сайте 130$ но не всегда удается купить мотор у них, так как партии моторов раскупаются до поступления моторов в продажу.
Преимущества: Мощность, большой ресурс, низкий вес, Высокое качество.
Недостатки: Высокая цена, требует наличия 5-10 % нитры в топливе.
OS MAX 40 FSR
Мотор на котором выигрывали ЧМ по пилотажу. Внутренности очень похожи на OS MAX 40FP, поршневая полностью совпадает. Но у мотора вал вращается в двух подшипниках качения. И масса мотора по выше. Этот мотор положил начало новому направлению пилотажных моторов работающих в одном режиме (2-2-2) а так же работающих с резонансной трубой. Некоторые экземпляры имели на поршне компрессионное кольцо. Такой мотор будет интересен опытным пилотажникам.
Новый такой мотор можно купить за 100-130$, б.у и того меньше.
Преимущества: Мощность, большой ресурс, , Высокое качество.
Недостатки: Мотор требует настройки поэтому не подойдет начинающим.
OS MAX 46LA
Очень популярный хоббийный мотор для средних размеров пилотажек. Не высокая цена около 100-120$. Стабильное японское качество, отличные рабочие характеристики делают этот мотор флагманом. Если вы только начинаете свой путь в кордовых пилотажных моделях то этот мотор будет отличным выбором для вашей большой пилотажки. Картер мотора имеет два продувочных канала. Коленчатый вал вращается в бронзовой втулке. Жиклер выносного типа крепится сзади на винты задней крышки. Задняя крышка сделана из пластика. Тип используемой пары ABN. Мотор хорошо отрабатывает пилотажный режим 4-2-4.
Преимущества: Хороший ресурс 40+ часов , Высокое качество, простой в эксплуатации.
Недостатки: Прожорлив, требует нитро в топливе.
OS MAX 40 LA.
Меньший брат двигателя OS 46LA, внешние размеры совпадают. Мотор сделан качественно. Но в отличие от 46ЛА имеет больший вес. Картер имеет два продувочных канала. Гильза типа ABN с никилированным покрытием. Выносной жиклер и пластиковую заднюю стенку. Мотор хорошо работает в пилотажном режиме. Мотор подойдет начинающему пилотажнику который ограничен в средствах, новый экземпляр стоит около 100$ но немного б.у можно найти начиная от 40-50$.
Преимущества: Хороший ресурс 40+ часов , высокое качество, простой в эксплуатации, низкая цена,
Недостатки: Прожорлив, требует нитро в топливе, имеет большой вес
OS MAX 40 FP.
Хороший, вариант как для не большой так средней модели. Мне очень нравится этот мотор, о нем я отдельно напишу тут. Картер имеет трех канальную продувку. Вал вращается в бронзовой втулке. Мотор не приспособлен работать в пилотажном режиме, лучше постоянный 2-2-2. При этом тягу мотора подбирать шагом винта. Мотор экономичен. Рекомендуется для начинающих моделистов как не дорогой надежный мотор.
Преимущества: Хороший ресурс, высокое качество, прост в эксплуатации, низкая цена, экономичный.
Недостатки: Требует нитро в топливе.
OS MAX 40/46VF
OS MAX 40-46VF хоббийный мотор разработанный для работы с резонансной трубой. Западные пилотажники быстро раскусили его сильное и слабые стороны. Уже в 1992 году на ЧМ Пол Улкер на модели Impact занял первое место. С тех пор эти моторы обрели свою популярность обогнав классические пилотажные двигателе с глушителем. Картер мотора разборный. Передний носок картера съемный, в нем установлены подшипники качения. Гильза сделана латунная покрытая никилированным покрытием ABN. Поршень из алюминиевого сплава. При правильной настроенной трубе мотор работает в режиме 2-2-2. Я просматривал разные видео ролики с полетами на таком двигателе и было заметно что режим 4-2-4 так же хорошо отрабатывается но в своей манере. Данные моторы рекомендуются для начинающих пилотажников которые хотят освоить двигатели с "трубами".
Материал о настройке двигателей с трубами
Видео обзор двигателей с трубами.
Преимущества: Хороший ресурс, высокое качество, прост в эксплуатации, конкурентноспособный.
Недостатки: Высокая стоимость.
Super Tigre 60 V
Итальянский мотор 60-80х годов Super Tigre 60V стал эталоном классического пилотажного двигателя. Китайская сборная очень успешно выступала и побеждала с этим двигателем в 90х годах.(более 5 раз) и позднее в 200х германский спортсмен снова поднялся на победный пьедестал чемпионата мира. Моя модель GeeBee_EK как раз летает на таком моторе. Он очень хорошо работает в положении цилиндром вниз. Мне понравилось, что он не срывается как бешенный и даже работая в 2-2-2 режиме на повышенных оборотах спортсмен без особого труда способен отлетать весь комплекс.
Конструкция двигателя простая и надежная. Картер имеет один продувочный канал. Гильза стальная хромированная, поршень из алюминиевого сплава с компрессионным кольцом и дефлектором. Новые модели двигателя имели отливки для крепления глушителя (см.фото) а так же имели вспомогательные PDP каналы. В гильзе были выфрезерованы небольшие прямоугольные окошечки. Родные глушители на моторе не используются а применяются облегченные специально сделанные. Цена мотора колеблется от 140-300$
Преимущества: Хороший ресурс, высокое качество, прост в эксплуатации, уступает двигателям с трубами.
Недостатки: Высокая стоимость.
Double Star 60 LITE
Двигатели под маркой DoubleStar изготавливались как улучшенные экземпляры хоббийных наиболее популярных двигателей. Данный экземпляр имеет основу итальянского двигателя SuperTigre 60V но картер сделан в облегченном варианте без подшипников качения. То есть использует бронзовая втулка. Так же пара используется типа AAC, алюминиевая гильза, алюминиевый поршень с дефлектором и компрессионным кольцом. Отличное качество материалов, точность это про эти моторы. В отличии от двигателей SuperTigre, глушители которых были большие и тяжелые на этом моторе он сделан легким и аккуратным. Особенно радует что глушитель подходит так же и на другие моторы этой фирмы. По своим характеристикам работы он сильно не отличается от SuperTigre 60V во всяком случае мне так показалось. Так что мотор еще более продвинут. К сожалению эти моторы были выпущены очень не большими партиями поэтому купить их нереально.
Преимущества: Хороший ресурс, высокое качество, прост в эксплуатации, низкий вес
Недостатки: Трудно найти.
Super Tigre 51V
Очередной экземпляр знаменитой итальянской фирмы Super Tigre. Мотор не смог стать обладателем чемпионского титула, хотя в 1998 году было 10 участников использующих его. Все дело в том, что 60й мотор в том же картере развивал большую мощность. Двигатель изготовлен добротно и на высоком уровне. Картер отлит из алюминиевого сплава и имеет одно канальную систему продувки. Гильза стальная хромированная. Поршень из алюминиевого сплава с дефлектором и компрессионным кольцом или двумя. Коленчатый вал вращается в двух подшипниках качения. Гильза и компрессионные кольца взаимно заменяемые с Super Tigre 56V. Отличный хоббийный пилотажный мотор если вы сможете такой достать.
Такой мотор достать можно, цена около 150$
Преимущества: Хороший ресурс, хорошее качество, прост в эксплуатации, низкий вес, надежный.
Недостатки: Глушитель на мотор не предусматривался, поэтому нет отливок или ушек крепления для него.
Super Tigre 56V
Третий экземпляр в линейке итальянских моторов объемом 9.14 см3 . Как предыдущие SuperTigre 51V и SuperTigre 60V выполнен в том же картере с одно канальной продувкой. Тот же вал вращающийся в подшипниках качения. Стальная хромированная гильза с поршнем из алюминиевого сплава. Дефлектор и компрессионное кольцо. Мне очень понравились они своей унификацией. Часть деталей можно взаимно менять, что делает обслуживание этого мотора очень экономичным. Мотор к сожалению остался в тени кордовой пилотажной тусовки хотя по своим характеристикам он не сильно уступает ST 60V. Что делает его более доступным. Я пробовал летать на всех трех моторах а так же DoubleStar 60Lite на одной и той же модели. Основные отличия были замечены в смещении центровки и экономичности прожорливости того или иного мотора. Все моторы стабильно хорошо работали в полете.
Такой мотор можно купить от 120-160$
Преимущества: Хороший ресурс, хорошее качество, прост в эксплуатации,надежный
Недостатки: Глушитель на мотор не предусматривался, поэтому нет отливок или ушек крепления для него.