Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Микродвигатель работает на СО2 газе

 

      Авиамоделисты пока еще не обратили внимания на весьма перспективный двигатель, работающий на сжиженном газе С02. А ведь простота изготовления и эксплуатации делают его куда более доступным, чем компрессионные и калильные двигатели. Кроме того, он не загрязняет воздух и бесшумен в работе. С этим двигателем (рис. 1) могут работать различные авиамодели весом до 100 г. От одного баллончика для сифонов  бачок (рис.   2) можно  заправить два раза.

       Рабочий объем двигателя 0,27 см3. С воздушным винтом Ø 180 мм он развивает 1900—2100 об/мин. Продолжительность полета 45—50 с.

 

 

Технология изготовления микродвигателя на CO2

     Остановимся подробно на технологии изготовления наиболее сложных и ответственных деталей двигателя.

 

Микродвигатель на СО2 (углекислом газе)

 

1   — трубка, 2 — корпус пружины, 3 — пружина, 4 — шарик Ø 4, 5 — прокладка, 6 — гайка-фиксатор, 7 — палец поршня, 8 — шатун, 9 — упорная шайба, 10 — конус, 11   — кок-болт, 12 — коленчатый вал, 13 — палец кривошипа, 14 — картер, 15 — поршень, 16 — шток, 17 — цилиндр,  18 — крышка цилиндра,  19 — головка цилиндра.

 

 

         Картер выточите из дюралюминия Д16Т на токарном станке с последующей слесарной обработкой наружных поверхностей. Резьбу М9Х0,8 нарежьте на станке. Отверстие под вал просверлите и обработайте разверткой Ø 4 мм.

        Цилиндр проще сделать из круглого прутка нержавеющей стали Ø 15 мм на токарном станке. Резьбу нарежьте на токарно-винторезном станке с одной установки.

Внутренний диаметр цилиндра после расточки с помощью чугунного   притира   доведите     до    размера,  указанного на чертеже.

        Коленчатый вал изготовьте на токарно-винторезном станке из стали 45. С одной установки, просверлите отверстие под резьбу М2,5 и нарежьте ее. Шейки вала доведите до Ø 4 мм с помощью наждачной бумаги № 00 и последующей притирки пастой ГОИ по месту в картере.

      Затем разметьте, просверлите на сверлильном станке и нарежьте резьбу М2 отверстие для пальца кривошипа. Сам палец выточите из стали 45 или серебрянки. Его поверхность отшлифуйте наждачной бумагой, затем нарежьте резьбу М2.

      Головки цилиндра изготовьте из дюралюминия Д16Т. Внутреннюю   резьбу   нарежьте   на   токарно-винторезном   станке.

      Шатун выточите на токарном станке из дюралюминия Д16Т. Головки шатуна сначала изготовьте шаровидными, затем напильником сточите часть сферы. Накерните центры отверстий под поршневой палец и кривошип и просверлите их на сверлильном станке.

      Пружина, используемая в головке двигателя, взята из аэрозольного баллончика небольшой емкости. Для тех, кому не удается ее достать, сообщаем параметры: проволока Ø 0,8 мм, диаметр пружины 4 мм, длина 7—8 мм.

     Пружина для заправочного клапана (рис. 3) изготовлена из проволоки ОВС Ø 0,4 мм. Она имеет наружный Ø 4 мм и длину 10 мм.

      В заправочном устройстве пружина такая же, как в цилиндре двигателя. Для газовых магистралей необходима трубка из нержавеющей  стали  Ø  1,5—2  мм.

CO2 двигтаель

Что бы увеличить нажмите на картинку

 

Порядок сборки микродвигателя

      Порядок сборки. В отверстие днища поршня легким ударом молотка запрессуйте шток. Вставьте поршневой палец и шатун. С боков отверстия сделайте засечки для. предотвращения выхода пальца. Затем, слегка смазав шейки вала, вставьте его в картер. Вал должен легко вращаться. Через верхнюю горловину картера опустите шатун. Совместите отверстие головки с отверстием на валу, вставьте палец кривошипа и закрутите его до упора. Проследите, чтобы шатун имел  свободу перемещения на 0,4 мм по пальцу.

        Затем к корпусу пружины припаяйте газопровод и соберите клапанный узел согласно сборочному чертежу. Соберите также остальные узлы. Над головкой двигателя загните газопровод в виде спирали Ø 25 мм. Это необходимо для полного испарения жидкого газа в газопроводе. Опуская и поднимая цилиндр, добейтесь нужной фазы впуска газа в над поршневое пространство от этого зависит четкость работы двигателя.

      Баллончик вставляют в заправочное устройство (рис, 4) с помощью зажимной гильзы от сифона. Воздушный винт (рис. 5) из липы.

     

В. ЛОКТИОНОВ, руководитель авиаконструкторской лаборатории край СЮТ, г. Барнаул

 

 

 Похожие материалы

     Авиамодельный двигатель своими руками. ВЕТЕРОК-0,8

     Двигатели для кордовых моделей

     Двигатель для таймерных моделей своими руками