Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 воздушный винт

 

 

 

Как выбрать воздушный винт для кордовой пилотажной модели.

 

      Очень часто начинающие моделисты задаются вопросом какой воздушный винт нужен для их нового двигателя? Какой винт самый лучший? Точного ответа на этот вопрос нет и не может быть. По причине динамичности множества факторов нашего спорта.  Но все же есть теоретические и практические правила по выбору винта есть.

 

 

Советы производителя

    Каждый производитель в документации к двигателю указывает рекомендованные параметры винта (диаметр, шаг). Например для OS MAX 25 LA с рабочим объемом цилиндра в 4 см3 производитель указывает винты от 9х5 до 9х6. Но многие моделисты на практике используют деревянные, пластиковые и углепластиковые винты 10х5, 10х6

   В то же время другой производитель специализированных пилотажных двигателей Brodak 40 с рабочим объемом цилиндра 6,5 см3 указывает винты от 10х5 до 11х6

   Как видно любой двигатель способен работать с разными винтами, как правила даже большего диаметра чем рекомендованный.

 

 

Особенность двигателя

       Каждый двигатель имеет свои конструктивные и как следствие поведенческие особенности. Режим работы, эффективный диапазон оборотов, калильная свеча, диффузор, состав топлива и конечно же наиболее подходящий воздушный винт.

Режим работы: под этим термином обычно понимают как двигатель себя ведет в воздухе. Есть такие понятия как "богатый режим"- когда двигатель работает на низких оборотах очень похожий на работу 4х тактных двигателей, такой режим работы еще принято обозначать цифрой "4". И  "обедненный режим" - когда двигатель работает на повышенных или на максимальных оборотах, такой режим обозначают цифрой "2".  Есть двигатели которые хорошо умеют менять свой режим с богатого на бедный и снова на богатый (4-2-4) в зависимости от положения модели, такой режим называют "пилотажным". Другие двигатели лучше работают в одном режиме (2-2-2).  Это особенность двигателей поделила авиамоделистов на 2 разных подхода в настройке и пилотировании пилотажных кордовых моделей.

  • Яркими представителями классического пилотажного режима принято считать двигатели Fox 35 Stunt,Талка-7, Акробат-7, Super Tigre G21 46, Super Tigre 60V
  • Одно режимные двигатели OS МАХ 40VF Pipe, OS 40FSR, OS 40FP, P.A 61

Эффективный диапазон оборотов двигателя. Условно можно сказать что есть двигатели которые "любят" работать на низких оборотах (7500-9500 об.мин Fox-35, Stalker,СКИФ-9.5, SuperTigre60V)  либо же на высоких (9500-11500 об.мин OS 40VF, OS 40FP,OS 25FP). Эта характеристика зависит от того на каких оборотах двигатель эффективно отдает максимальную мощность.

Рекомендуемая калильная свеча.  Свечи условно делятся на "холодные", "теплые", "горячие". Длинные и короткие, двухтакные и для четырех тактных двигателей.

Диффузор. Параметры диффузора сильно влияют на режим работы двигателя. Тут есть рекомендованные диффузоры и практически подбираемые под определенные погодные условия. Простыми словами диффузором можно "задавить" мотор либо дать ему "дышать"

Состав топлива. Тоже оказывает влияние на подбор винта, так как наличие в топливной смеси до 10% нитрометана. Позволяет двигателю, лучше запускаться, стабильней работать. На практике двигатели работающие в 2-2-2 режиме лучше поддаются настройке на режим 4-2-4 за счет того, что на пониженных оборотах мощность компенсируется нитрометаном.

Длина кордовых нитей и время круга. Первый параметр обычно подбирают опытным путем.  Для комфортного выполнения пилотажного комплекса скорость круга должна находиться между 5.2 и 5,6 сек/круг. Так сложилось что воздушный винт кордовой пилотажной модели должен подбираться в совокупности с предпочтениями пилота по времени круга и длиной кордовых нитей. Это сложно звучит но на практике проще это почувствовать. Когда модель летит плавно спокойно, выписывая красивые фигуры а не как сорвавшаяся собака, когда модель летит очень быстро что рука устает, а четко выполнить пилотаж становится трудоемкой и нервной задачей.

 

 

Практические советы по подбору винта.

      1.     Если на модель устанавливается трех лопастной винт, то его диаметр должен быть на 1 дюйм меньше рекомендованного. Например для двигателя OS MAX 25FP рекомендуется винт 9х5, тогда трех лопастной нужно ставить 8х5-8х6. На своей практике на такой мотор я пробовал ставить винт и 10х6 трех лопастной. Двигатель его крутил и модель летела, но на эволюциях мотор сбрасывал обороты, чувствовалось винт тяжеловат. С трех лопастным винтом 8х6 мотор напротив включался в режим 2-2-2. и на эволюциях тянул модель даже уверенней чем с двух лопастным винтом 10х6. Особенно превосходство трехлопастного винта была заметна при выполнении квадратной горизонтальной восьмерки.

 

      2.     Лучшие пилотажные винты делают из дерева, углепластика.

      3.     Балансируйте винты после покупки. Я балансирую по простому выставляю винт на балансир, и более легкую половинку винта промазываю двухкомпонентным стойким к метанолу лаком. Добиваясь баланса.

      4.     Когда вы опытным путем подобрали длину кордовых нитей для определенной модели, попробуйте летать с разными винтами.

      5.     Винты одинаковой маркировки но разных производителей в воздухе ведут себя по разному. Поэтому не достаточно иметь пару винтов 10х6, по серьезному нужно обзавестись разнообразием винтов.

     6.     Если вы нацелены на серьезный результат не поскупитесь купите специальные пилотажные винты. Они значительно дороже но они того стоят.

    7.     Если вы новичок купите сразу 4-6 винтов, так как в процессе обучения пилотажному комплексу винты ломаются часто.

    8.     Винты с маленьким шагом чаще всего используют на "оборотистых" двигателях. Выставляя комфортные обороты для двигателя не забывайте оставить "запас", так как когда модель взмывает вверх топливная смесь обедняется, мотор прибавляет обороты. Если сразу выставить максимальные обороты то мотор на эволюциях будет "задыхаться", сбрасывать обороты или вовсе может заглохнуть где ни будь в зените.

   9.     Высоко оборотистый можно загрузить применив винт большего диаметра.

   10.   Винты с большим шагом используют на низко оборотистых двигателях.

 

Рекомендованные воздушные винты для популярных пилотажных двигателей

 

       КМД-2,5 у меня отличные результаты были достигнуты с винтом 8х6

       МАРЗ-2,5 у меня хорошие результаты были достигнуты с винтом 8х6

       OS MAX 20-25 FP\LA если использовать винт 9х5 - 9х6 двигатель будет иметь запас по мощности но модель будет носиться быстро. Если мотор загрузить винтом 9х5-10х6 то не будет запаса мощности но зато полет модели будет более плавным и аккуратным. В моей практике прижились винты 10х6 Zinger деревянный, 10х6 Master Airscrew стеклопластиковый( я встречал минимум 2-3 вида винтов 10х6 от этой фирмы, но больше всего понравился один из них). Больше чем 10х6 Master Airscrew, подошел 8х6 трехлопастной этой же фирмы. Двигатель любит обороты где то 11000 об.мин.

      OS MAX 35FP имеет трехканальную продувку и любит работать на оборотах 10000-11000 об.мин. Рекомендуемый винт 10х5 -10х6.

      OS MAX 40FP внешне полная копия 35FP. любят работать на оборотах около 11000 об.мин. Если модель маленькая и корды короткие 16-17 метров имеет смысл использовать винт с маленьким шагом 11х4. Если же модель большая то можно увеличить длину кордовых нитей. При этом использовать дере1вянный винт 11х6.

      OS MAX 40 LA  с технической точки зрения копия 40FP но имеет двухканальную продувку. Рекомендованный винт от 10х6-7 до 11х6 - 11х7.

      OS MAX 46 LA внешне такой же как и 40LA имеет двухканальную продувку. Рекомендованный винт 11х6 - 11х7, но я думаю спокойно будет крутить и 12х6.

      Brodak40  рекомендованный винт 10х5-10х6 и до 11х5 - 11х6, двигатель очень быстро производит перегазовки 4-2-4. Обязательно применение 10% нитры в топливе. Рекомендованные обороты 10500 об.мин.

      Fox 35 Stunt классика пилотажа, рекомендованные обороты 9500-10500 об.мин. Винт строго деревянный 10х6.

      OS MAX 35-S рекомендованный винт 10х6, данные двигатели встречаются в разном исполнении, в зависимости от года выпуска. Чем новее тем двигатель мощнее. Любит обороты 10500-11000 об.мин.

      Талка-7 легендарный советский пилотажный двигатель. Рекомендованный винт 10х5, 10х6 до 11х6. Желательно, что бы винты были из дерева и хорошо сбалансированные. 

      Super Tigre G21 46V  классический пилотажный двигатель. Винт 11,5х6 - 12х6.

      Super Tigre 51V классический одноканальный пилотажный двигатель. Рекомендованный двигатель 12х6.

      Super Tigre 56V и SuperTigre 60V пилотажные эталонные двигатели. Винт 12х6 до 13х6,5 С этим двигателем допускаются эксперименты, все таки многократный ЧМ.

 

 

     Более подробно узнать о расчете воздушного винта можно из книги  "Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов", на странице 113.

     Не забывайте любой воздушный винт, даже профессиональный требует балансировки. Как сделать простейший инструмент для балансировки винтов смотрите тут

     Если у вас есть несколько сломанных одинаковых деревянных винта, то это не повод их выкидывать. Из них можно сделать трех лопастной винт по этой схеме

 

 

 

 

 

 

 

 Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics