Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

       


Пластиковый бак пилотажной кордовой модели

   

           Данная статья относится к 70 годам, сейчас уже резиновые баки в пилотаже не используются. Но опыт прошлого будет полезен всегда.

 

            На современной пилотажной модели могут быть использованы топливные баки двух типов — мягкие и жесткие. Для первых обычно используются детские шары. Предварительно шар надувают, чтобы, находясь в контейнере, он мог свободно вместить 80—100 г топлива. При этом давление в баке должно полностью отсутствовать. В средней части топливопровода (рис. 1) имеется небольшой отрезок металлической трубки для крепления бака. На конце топливопровода делают 2—3 отверстия, чтобы стенка бака не закрывала отверстия заборной трубки.

 

            Какими же преимуществами обладает  резиновый   бак?

            Прежде всего малый вес — 3—5 г        (металлический весит 60—70 г). Баллон не требует дренажной системы, значит, отсутствует скоростной напор. Эксплуатация резиновых баков предельно проста.

            Для правильной работы баллонов необходимо выполнить ряд условий. Под влиянием центробежной силы баллон принимает форму того объема, в котором он находится, поэтому внешняя стенка контейнера должна быть профилирована в форме угла или полусферы (рис. 2). Тогда заборник будет обеспечен топливом. Большое значение имеет точность сборки, так как совершенно необходимо, чтобы ось контейнера и ось жиклера двигателя находились  в одной  плоскости.

            Если ось контейнера будет выше оси жиклера далее на 1 мм, двигатель   в   нормальном    полете    будет работать на более богатом топливе, чем в перевернутом. Для устранения этого необходимо под лапки двигателя подложить прокладки. Хуже, если придется двигатель опускать, в результате чего надо подрезать мотораму.

            Поверхность контейнера должна быть очень чистой, гладкой, без всяких выступов, так как по ней все время скользит тонкий резиновый баллон. Существенное влияние на работу двигателя оказывает длина контейнера. Практика показывает, что оптимальная длина — 100—110 мм.

            Особую ценность приобретают резиновые баки на больших моделях (с рабочим объемом двигателя 7—8 см3). Все параметры такой модели существенно увеличиваются, однако носовую часть особо удлинить не удается, поскольку двигатель достаточно тяжел. В этом случае резиновый бак просто незаменим.

            Для успешного применения резинового бака необходимо соблюдать некоторые тонкости при его заправке.

            Прежде всего в заправленном баке совершенно не должно быть воздуха. В контейнере он не должен испытывать никаких напряжений и не оказывать давления на топливо.

            Заправлять бак лучите всего с помощью какого-нибудь сжимающегося сосуда, например полиэтиленового пузырька, по объему в 2,5—3 раза превышающего необходимую порцию топлива.

 

            Техника заправки состоит в следующем: сжимают сосуд, наливают необходимое количество топлива. На штуцер надевается трубка бака,        сосуд         переворачивается кверху дном, и воздух, таким образом, высасывается из бака.

Пока в баке есть воздух, все время   будут  видны  пузырьки. Как только весь воздух будет высосан из бака, движение пузырьков через топливо прекратится. Теперь можно заправлять бак. Сосуд при этом надо держать вертикально и следить, чтобы вместе с последней порцией топлива в бак не попал воздух.

            Если двигатель отлажен и быстро заводится, игла жиклера может находиться в рабочем положении. Если двигатель не отлажен, игла жиклера закрыта, так как через жиклер в бак может попасть воздух.

 

 

            Другой тип бака, применяемого на пилотажной модели, — металлический.

            Основной его недостаток — большой вес, и как следствие — повышенный момент инерции носовой части модели и некоторый проигрыш в маневренности. Но металлический бак имеет и преимущества: во-первых, механическая прочность бака не идет ни в какое сравнение с прочностью резинового; во-вторых, на металлическом баке довольно просто добиться постоянства в режиме работы двигателя на протяжении всего полета; в-третьих, техника заправки металлического бака не представляет никакой сложности. На рисунке 3 показан металлический бак современной пилотажной модели.

            После заправки дренажная трубка должна быть наглухо закрыта. Только в этом случае бак обеспечивает постоянный режим работы двигателя на протяжении всего полета.

 

            К установке металлического бака предъявляется то же самое основное требование, что и к резиновому: ось заборного штуцера и ось жиклера должны находиться в одной плоскости.  Кроме     того,    бак   должен   быть максимально    приближен   к  двигателю.  Его  можно  крепить  наглухо, а можно делать и съемным.

С. Юрьев