Изготовление трех лопастного винта своими руками.
Какие только воздушные винты не строились моделистами. Должное внимание было уделено и трехлопастным. А почему бы не попробовать установить их на современный кордовый «акробат»? Вдруг да будет какая-нибудь польза от лишней лопасти?
Продумав конструкцию, начертил и сделал шаблоны, Наконец убраны опилки, из комнаты улетучился запах лака. Дело за пробой в воздухе.
Первые же минуты на кордодроме оказались неожиданно приятными — заводить двигатель с таким винтом совсем нетрудно. А в полете! Каждый спортсмен - пилотажник оценит результат, который дало применение трехлопастного пропеллера: казалось (хотя на самом деле это действительно только казалось), что утих сильный порывистый ветер. Модель уже не разгонялась на фигурах, плавно вычерчивая весь пилотажный комплекс. Еще одна неожиданность, и тоже приятная — улучшилась маневренность.
С удовольствием (чувство, редко сопровождающее тренировки в такую походу) «отлетав», жду, когда заглохнет двигатель, чтобы посадить пилотажку. Двадцать секунд, сорок... Такого еще не было: двигатель со старым баком проработал 7,5 мин вместо прежних 6,51
Теперь, когда новый воздушный винт прошел многократные испытания, я думаю, что преимущества «лишней» лопасти полностью окупают сложность его изготовления. Да и, как вы увидите из описания, эта сложность была кажущейся из-за отсутствия опыта подобной работы.
А выполняется она так. Начните с шаблонов из листового металла (пластик для партии винтов не подходит). По ним разметьте и выпилите три лопасти из бука. Береза проще в обработке, но, к сожалению, тяжелее. А для пилотажки момент инерции этого маховика-гироскопа» желательно иметь как можно меньшим.
Подготовив еще один шаблон — обрезки комлей лопастей, закончите с его помощью опиловку древесины.
Собрать пропеллер можно двумя способами. Они оба достаточно практичны — ни разу не было не только обрыва лопасти, но я не появилось ни единой трещины у комля винта.
Первый способ: пропилив фрезой пазы под шайбу из промышленного, оклеенного шпоном дюралюминия толщиной 1,5 мм, на смоле К-153 склейте все детали винта в одно целое. Затем с обеих сторон оклейте его комель 1-мм фанерой и просверлите три отверстия диаметром 1,5 мм, в которые плотно вставьте шпильки (ОВС 1,5 мм).
Второй способ почти такой же» только центральная шайба в этом варианте сделана из переклея двух слоев 1-мм фанеры, накладки на комель винта толще — 2 мм.
Внимательно сбалансируйте готовый движитель — от этого зависит не только безопасность эксплуатации любого винта, но и режим работы мотора.
Нужно еще проверить, находятся ли все лопасти в одной плоскости. Это удобно сделать на установленном на плите отъемном носке картера, в котором оставлен коленвал с опорной шайбой.
Напоследок хотелось бы заметить, что те, кто ленится выпиливать новые лопасти, могут использовать готовые двухлопастные деревянные винты. Из трех таких получаются два новых трехлопастных, и совсем неплохих.
ВАЛЕНТИН САЛЕНЕК, мастер спорта СССР
Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics