воздушный-бой

Кордовый воздушный бой словами чемпиона

 

 

       В последние годы  (70e) среди авиамоделистов нашей страны все большей популярностью стали пользоваться соревнования с кордовыми моделями воздушного «боя». Это объясняется тем, что модели воздушного «боя» не требуют больших материальных затрат и остро дефицитных материалов, изготовить их могут авиамоделисты средней квалификации. Для взлета и посадки моделей не нужны площадки со специальным покрытием. То есть соревнования, тренировки и показательные выступления можно проводить в любом месте: на стадионах, в парках, в пионерских лагерях. Динамичность воздушного «боя» всегда привлекает.

     

 

Система проведения соревнований

 

     В отличие от других видов авиамодельного спорта соревнования воздушный «бой» до 1968 года проводились по олимпийской системе, и жребий редко приводил к встрече одних и тех же спортсменов, даже на протяжении ряда лет. В 1968 году система проведения соревнований была изменена. Теперь каждый спортсмен проводит по два предварительных «боя», очки за которые идут в зачет команды. В финал выходят три «бойца», набравшие максимальное количество очков при двух победах в предварительных «боях». Они разыгрывают между собой 1, 2-е и 3-е места по круговой системе.

     Сама система проведения соревнований по воздушному «бою» заставляет спортсмена-авиамоделиста в каждом новом «бою» приспосабливаться к новому сопернику. «Бои» насыщены самыми неожиданными ситуациями, из которых даже весьма подготовленные спортсмены не всегда находят правильный выход. Поэтому не случайной является ежегодная смена чемпионов СССР на протяжении 10 лет. В 1960 году им был В. Ткаченко, в 1961-м — 0. Кононенко, в 1962-м — Ю. Сироткин, в 1963-м — В. Литвинов, в 1964-м — А. Таутько, в 1965-м — В. Кущенко, в 1966-м — В. Литвинов, в 1967-м — Акимов, в 1968-м — Дубинецкий, в 1969-м — В. Литвинов.

     До 1964 года соревнования воздушный «бой» проводились на личное первенство. С включением «бойца» в состав команды коренным образом изменилось отношение к технике «боя» и к тактике со стороны спортсменов. Они стали конструировать специальные модели и двигатели, а в «бою» старались не только получить победу, но и набрать максимальное количество очков для команды. Начали применять механический запуск двигателей от стартера, чтобы не терять дорогих очков за простой модели.

 

Как добиться успеха в соревнованиях по воздушному «бою»?

 

      Как добиться успеха в соревнованиях по воздушному «бою»? Наблюдая соревнования в этом классе, нетрудно заметить, из чего складывается победа. Многое зависит от способности спортсмена быстро выяснить технические возможности модели соперника (скорость, маневренность, режим полета), уровень его техники пилотирования, реакцию, излюбленные маневры и способность тактического построения «боя», уязвимые места. Согласовав всё это с собственными возможностями, надо постараться навязать выгодный для себя рисунок «боя».

     Таким образом вырисовывается схема тактического построения воздушного «боя». Уже при выходе на старт следует внимательно ознакомиться с техникой противника, с ним самим. Если соперник обладает хорошими пилотажными данными, со своей стороны ему следует противопоставить возможно большую скорость полета модели или полет на встречных курсах. С первого момента «боя» следует быть более активным и очень внимательным, так как при равных скоростях и маневренности может победить только более инициативный спортсмен.

      Самым выгодным эшелоном для подготовки атаки является верхняя сфера полета. При проведении атаки, в пикирующем полете модель набирает большую скорость и в случае необходимости может свободно произвести любую эволюцию, чтобы иметь возможность снова  зайти в хвост «противника». Имея преимущество в скорости, следует прижать модель «противника» к земле, тем самым ограничить его возможность свободно маневрировать и облегчить себе подготовку атаки.

      При применении «противником» перевернутого полета следует принять этот маневр и не дать сопернику преимущества для неожиданной атаки на встречных курсах, а также устранить возможность столкновения моделей. «Бой» можно продолжать в перевернутом полете так же, как и в нормальном. При интенсивных атаках «противника» не следует прижиматься к земле и ограничивать маневренность своей модели. Лучшим маневром, избавляющим от преследования, является обратная петля или полу петля с переходом в перевернутый полет. Применение нормальной петли или полу петли в этом случае нецелесообразно, так как эти маневры гасят скорость и оставляют ленту без защиты.

     Во время «боя» возникает очень много ситуаций, требующих от спортсмена мгновенных действий, даже автоматизма движений, поэтому «боец» должен обладать высокой техникой пилотирования и отличной реакцией. Эти качества можно воспитать только постоянной тренировкой с разными напарниками, еще лучше иметь возможность часто участвовать в соревнованиях.

     Модель, применяемая для воздушного «боя», должна иметь хорошие аэродинамические и пилотажные качества, быть надежной в эксплуатации и обладать живучестью. Наиболее выгодной в этом случае является нормальная схема с хвостовым оперением. Можно применять модели типа «летающее крыло», но в этих случаях требуется более мощный и надежный двигатель, чтобы он не менял режима в течение всего полета, иначе модель будет вести себя неустойчиво. Система управления моделью должна быть эффективной и легкой, желательно, чтобы руль высоты имел люфт до 2°.

Очень многое зависит от двигателя. Преимущество в скорости иногда восполняет многие недостатки модели.

     На кордовых моделях воздушного «боя», как правило, устанавливают калильные двигатели типа «Метеор» и «ЦСТКАМ-2,5», развивающие 18—20 тыс. оборотов в минуту с винтом диаметром 190 мм и шагом 130 мм. При этих данных можно получить скорость бойцовой модели до 160 км/час. В процессе «боя» двигатель работает с полной нагрузкой около 4 мин. Чтобы режим работы двигателя в полете не менялся, система питания должна быть абсолютно надежной и отлаженной, в противном случае двигатель перегревается, теряет обороты и модель становится уязвимой для «противника». Механик также должен знать, с каким расчетом (на бедную или богатую смесь) регулировать двигатель перед выпуском модели в полет.

 

 

 

       Готовые рецепты на все возможные случаи в воздушном «бою» предусмотреть очень трудно. Только хорошая тренированность и инициативность спортсмена в сочетании с отличной работой механика и умелое тактическое построение «боя» приведут к победе.

В. ЛИТВИНОВ заслуженный тренер РСФСР, трижды чемпион СССР

Из материалов журнала Моделист Конструктор

 

 

 

 

 

 

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics