Шасси авиамодели в крыле, простой способ.
Приветствую каждого кто заглянул на странички сайта CLSTUNT.RU! Сегодня я хочу рассказать о простом способе установки и крепления шасси в крыле кордовой пилотажной модели. Этот способ не новый и как говорится Америку я не открою! Но способ рабочий и очень популярный на западе, особенно среди любителей и профессионалов. Я сам уже на 5 моделях опробовал данный способ и даже успел его протестировать при "жестких" посадках
Летные испытания
У данного способа есть несколько плюсов, стойки шасси вместе с колесами можно снимать во время транспортировки. А так же летать вовсе без них зимой когда много снега. Крепления шасси расположены очень близко к центру тяжести, что хорошо влияет на маневренность модели.
Кто то может подумать что устанавливать такие шасси в крыле опасно и при жесткой посадке оно может сломать крыло. В этом есть доля правды, но ведь пилотажные модели делаются не для того, что бы они выдерживали последствия от столкновения с землей. Тут лучше оттачивать мастерство. Но на своем опыте я не раз встречал конструктивные решения которые повышали живучесть летательного аппарата. И подобное шасси одно из таких решений. У меня был случай, единственный раз когда я ударил свой желтый примари форс жестко об землю. Дело было летом в сильную жару, я ставил эксперименты летая на разных двигателях OS MAX 25FP, OS 25LA и OS20 FP. Цель была определить какой из моторов мощнее и лучше. На тот момент я уже очень много отлетал на 25FP и 20FP и знал их повадки. Но 25LA для меня был темной лошадкой. Скажу сразу двигатели по мощности равноценны. Но ведут в воздухе себя по разному. Например когда я отлетал комплекс и раскручивал корды делая обратные петли мотор неожиданно заглох в момент когда модель набирала высоту. Естественно я отбежал и почти вывел модель из пике. Но не хватило совсем немного. Модель под острым углом врезалась в землю, большая нагрузка пришла на стойку шасси внутреннего крыла. Ее вырвало вместе с бобышкой и куском нервюры. Дома предстоял не сложный ремонт, лонжерон не пострадал. Мне понадобилось вырезать часть обшивки лба. Вставить на место вырванный брусок вместе с нервюрой и проклеить. Вырезанное технологическое окно аккуратно было заклеено бальзой а повреждения были не видны.
После того случая я еще много летал на OS 25LA моторе и подобная подстава проявлялась еще не раз в конце полета. Возможно всему виной конструкция бака? Возможно.
Второй случай произошел недавно, на этой же модели но в руках нашего моделиста Мирзо. Ситуация похожая, из за проблем в питании и слишком бедном режиме мотор заглох в зените. Пилот успел выравнить модель но как и в первый раз не хватило немного высоты и модель под острым углом врезалась в землю. В этот раз удар пришелся равномерно на обе стойки колес, от чего их стальные прутья выгнулись.... В целом модель не получила сколько серьезных повреждение и после выравнивания шасси полеты снова продолжились.
Вывод подобное крепление держит удар до определенного момента, а после как предохранитель срывается серьезно не травмируя крыло. При этом сила удара угасает.
Конструкция крепления шасси
Конструкция крепления и фиксации достаточно проста и не требует дефицитных материалов. Вам понадобиться рейка из плотных твердых пород дерева например береза или орех сечением 10-12 мм на 14-15 мм. Первый раз я в ручную лобзиком вырезал такие бруски из доски ореха. Доводя рубанком до нужных размеров. В последующие разы я просто отнес бруски березы в мебельный цех где мне их распилили на бруски. Затем заготовку рейку я отрезаю на требуемые отрезки в зависимости от модели. Ориентируюсь на расстояние между усиленными нервюрами. В среднем они были длиной 55-75 мм. В ширину 14 мм вполне достаточно.
Что бы лучше можно было понять о чем я говорю прикладываю схематичный рисунок и то как же фото процесса изготовления крепления для одной из моих PrimaryForce
Как я делал такое крепление
Я использовал березовый брусок доведенный рубанком до требуемых размеров. Распилил его на части и подготовил поверхности для склеивания.
Склеил заготовки под прямым углом. Расчертил где будет проходить канавка для стойки из стали а так же отверстия фиксационных винтов. Все довольно просто.
После нанесения разметки делаются отверстия как на фото ниже. А так же выскабливается, вытачивается канавка. Я каждый раз делал ее по разному, использовал, дрель, надфиль, сверла и другие инструменты.
Важно что бы стойка из стальной проволоки диаметром 3-3,3 мм плотно и полностью входила в канавку.
Когда канавка готова, можно сделать небольшие лунки сверлом большего диаметра. Их нужно промазать клеем и вдавить струбциной гайки на М3. Куда будут вворачиваться винты фиксирующие щиток. Изготовление щитка или створки на фото не показано. А делается она из авиационной фанеры 1-1,5 мм толщиной. После того как стальная стойка вставлена в пазы щиток прижимает ее а винты фиксируют.
Как это выглядит в итоге можно видеть на первом фото.
<p
Если вам понравился материал и он стал полезным поделитесь им с другими.