Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


  

  

Как собрать ровное крыло при помощи "СТАПЕЛЯ"

 

 


 

Стапель-крыло


 

       Технология создания современного самолета обеспечивает строгое соответствие его конструкции плазам и чертежам. В противном случае даже незначительные отклонения формы летательного аппарата от заданной проектировщиками приводят к резкому ухудшению аэродинамических качеств самолета.

Создание авиамодели требует столь же строгого соответствия ее чертежам. Случается, что даже грамотно спроектированная и тщательно рассчитанная модель самолета после небрежного изготовления оказывается непригодной к эксплуатации. И наоборот, тщательное изготовление и доводка той или иной конструкции (особенно на завершающих этапах сборки крыла) обеспечивают точное соответствие реальных и расчетных аэродинамических характеристик модели.

В большой авиации широкое распространение получил метод сборки по установочно-фиксирующим отверстиям, обеспечивающий точную стыковку и прочную фиксацию деталей и узлов в специальных приспособлениях. Применяют его и авиамоделисты при воплощении своих замыслов в реальные конструкции. Особенно эффективен он при сборке крыла.

        Основной задачей при создании стапеля для монтажа крыла должны быть неизменность формы этого приспособления и высокая точность установки в нем сборочного элемента. Если первое достигается за счет массивности и жесткости приспособления, то второе обеспечивается точно зафиксированными неподвижными штырями.

 

Из чего состоит стапель

       Используемый мною стапель для сборки крыла состоит из массивного основания, двух штырей, пары стоек и нескольких подставок.

      В качестве основания рекомендую использовать щит, набранный из брусков, с последующей облицовкой его с двух сторон фанерой. Можно также воспользоваться обычной ДСП или толстой фанерой. Важно, чтобы размеры основания были не менее 1000x250x20 и не более 1700x400x30 мм.

      Для штырей, располагающихся друг от друга на расстоянии 80—140 мм, следует взять отрезки металлической трубки диаметром 6—8 мм с толщиной стенки 1 мм. В качестве стоек подойдут бруски из древесины твердых пород (бук, дуб, береза) длиной 250—400, шириной 70—100 и толщиной 20—40 мм.

Подставки, служащие для предотвращения прогибов штырей, также изготавливаются из твердой древесины. Их количество колеблется в зависимости от длины штырей и может быть от двух до четырех.

Точные размеры деталей стапеля выбираются в зависимости от габаритов собираемого на нем крыла. Создавать же универсальный стапель, как показывает практика, не имеет смысла.

Нервюры крыла изготавливаются хорошо известным способом, при котором заготовки собираются в пакет между шаблонами корневой и концевой нервюр на болтах, диаметр которых несколько меньше, чем у штырей стапеля. Расчет здесь простой: готовые нервюры будут насаживаться на штыри с некоторым натягом.

Сами же шаблоны вырезаются из листовой стали или дюралюминия толщиной 2 мм. В них предусматриваются пазы для полок лонжеронов и стрингеров.

Дальнейшее проще простого. Опилив пакет нервюр по контуру и прорезав требуемые пазы, шаблоны снимают, а в самих нервюрах делают отверстия для проводки тросов управления и для облегчения будущей модели. Далее нервюры насаживают на штыри стапеля, располагая их в соответствии с чертежом крыла, после чего монтируют лонжероны, а также переднюю и заднюю кромки крыла. После отверждения клея штыри извлекаются из каркаса.

Ю.МАСЯЕВ, г. Новосибирск

Разновидности стапелей

 

 



 

 

 

 

Простые варианты стапелей.

За основу берется ровная поверхность, типа стола или толстого стекла. Под заднюю кромку подкладываются ровного размера прямоугольные бруски, либо одна длинная ровная рейка. Подложенная под конец нервюр.

Я при постройке своих моделей использовал ровную бальзовую рейку. А так же большое зеркало установленное и выравненное на столе. Подробнее можно посмотреть тут: постройка GeeBee_EK, постройка Oriental, постройка Nobler.  Для подпорки  кромок и реек я использовал Г-образный алюминиевый профиль.