Виды шпона и способы его изготовления
Материалы из древесины применяемые в моделизме
Древесная стружка представляет собой тонкую ленту древесины толщиной 0,1—0,25 мм и шириной около 100 мм.
Стружка изготовляется из древесины березы на специальных станках. В продаже встречается окрашенная стружка, идущая на изготовление искусственных цветов. В летающих моделях стружка идет на изготовление фюзеляжей типа монокок, обтекателей и легких трубок. Склеивание ее на столярном клее дает очень прочную и легкую скорлупу, которую можно окрашивать и лакировать.
Шпон. Шпоном называется тонкий лист древесины. В зависимости от способа изготовления (рис. 20) различают лущеный, колотый и пиленый шпоны. Лущеный шпон встречается наиболее часто, листы бывают больших размеров. Шпон изготовляется толщиной от 0,25 до 1,6 мм.
Качества лущеного, колотого и пиленого шпона примерно одинаковы.
Прочный и эластичный березовый шпон применяется главным образом для изготовления нервюр, шпангоутов летающих моделей.
Шпон цветных пород дерева идет на отделку подставок музейных моделей и используется как облицовочный материал.
Особенно красивыми рисунками текстуры отличаются шпоны ореха, красного дерева, карельской березы.
Пиломатериалы. Дерево распиливают в следующей последовательности. Сначала распиливают ствол поперек на куски, называемые кряжами. Затем для получения досок, брусков и других пиломатериалов сырой кряж распиливают вдоль по одной из схем, показанных на рис. 21. Лучшим способом следует считать радиальный, так как пиломатериалы при такой распиловке меньше коробятся.
В зависимости от формы поперечного сечения и места в кряже различают следующие основные виды пиломатериалов:
доски толщиной не более 100 мм, шириной две толщины и более;
— бруски толщиной не более 100 мм, шириной менее двух толщин;
— брусья толщиной и шириной более 100 мм. Стороны досок, брусков или брусьев имеют свои названия.
Способы распиловки кряжа
Фанера представляет собой склеенные листы шпона (три или более) с взаимно-перпендикулярным расположением слоев. Для изготовления фанеры применяется шпон следующих древесных пород: березы, бука, ольхи и сосны. Наибольшее распространение имеет березовая фанера.
Для летающих моделей применяется только березовая авиационная фанера. Нашей промышленностью выпускаются три сорта авиационной березовой фанеры толщиной от 0,5 до 20 мм. 1-й сорт БС и БП, 2-й сорт БС и БП и фанера повышенной жесткости ОБС.
Средний объемный вес трехслойной березовой фанеры равен около 0,8 г/см3. Не рекомендуется применять старую пересохшую фанеру, так как из-за пересыхания клеевого шва и отставания внешнего слоя она становится хрупкой и менее прочной.
В распаренном состоянии фанера хорошо гнется.
Минимально допустимый радиус загиба распаренной фанеры поперек наружного волокна равен восьми-десяти толщинам фанеры, вдоль волокна — восьми толщинам.
При загибании сухой фанеры радиус загиба должен быть увеличен в 5 раз.
Из книги О.К. Гаевского "Авиамоделирование" 1964
Похожие материалы:
Древесные материалы используемые в авиамоделизме
Пороки и дефекты древесины
Основные характеристики топливных компонентов