Классификация веществ по горючести
Негорючие вещества (не способны к горению на воздухе).
Трудногорючие вещества (могут возгораться при действии источника зажигания, но не способны к самостоятельному горению после удаления последнего).
Горючие вещества (способны возгораться от источника зажигания и продолжать самостоятельно гореть после удаления последнего).
Горючие вещества также подразделяют на легковоспламеняющиеся и трудно воспламеняющиеся.
К легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ) в соответствии с международными рекомендациями относят горючие жидкости с температурой вспышки, не -превышающей 61° С в закрытом или 66° С в открытом тигле.
ЛВЖ делятся на три разряда:
I разряд — особо опаснее ЛВЖ с tвсп от —18° С и ниже в закрытом тигле или от —13° С и ниже в открытом тигле;
II разряд — постоянно опасные ЛВЖ с tвсп от —18 до +23° С в закрытом тигле или от —13 до +27° С в открытом тигле;
III разряд—опасные при повышенной температуре воздуха ЛВЖ с tвсп от 23 до 61° С в закрытом тигле или от 27 до 66° С в открытом тигле.
Температура вспышки tвсп — наименьшая температура, при которой пары горючего вещества образуют с воздухом смесь, способную воспламениться при поднесении к ней открытого огня. При tвсп еще не возникает устойчивое горение вещества, но уже созданы условия для воспламенения.
Температура воспламенения — наименьшая температура, при которой горючее вещество выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что после воспламенения от внешнего источника зажигания вещество устойчиво горит.
Температура самовоспламенения — наименьшая температура, при которой возникает установившееся горение вещества при отсутствии посторонних источников зажигания. Температуру самовоспламенения газов и паров следует учитывать при выборе температурных условий безопасного применения вещества при нагреве, а также при выборе допустимой температуры нагрева оборудования.
Группы самовозгорания
Группы самовозгорания. Самовозгорание происходит вследствие накопления тепла внутри вещества и не зависит от воздействия внешнего источника тепла. Все вещества по опасности самовозгорания разделяют на четыре группы:
1-я — вещества, способные самовозгораться при контакте с воздухом при обычной температуре. Это растительное масло, олифа, масляные краски, грунтовки, бурые и каменные угли, белый фосфор, алюминиевая и магниевая пудра и другие вещества.
2-я — вещества, способные самовозгораться при повышенных температурах окружающего воздуха (50° С и выше) и в результате внешнего нагрева до температур, близких к температурам их воспламенения и самовоспламенения. Это пленки нитролаков, пироксилиновые и нитроглицериновые порохи, растительные полувысыхающие масла и приготовленные из них олифы, скипидар и т. д.
3-я — вещества, контакт которых с водой вызывает процесс горения. К ним относят: щелочные металлы, карбиды щелочных металлов, карбид кальция, алюминия и т. д.
4-я — вещества, вызывающие самовозгорание горючих веществ при контакте с ними. Это азотная, марганцевая, хлорноватистая, хлористая кислоты и другие ангидриды этих кислот и их соли, перекиси натрия, калия, водорода и других, газы-окислители, -кислород, хлор и др.
Бензин относится к ЛВЖ. Это прозрачный летучий нефтепродукт с характерным запахом. Бензины могут быть различного химического и фракционного состава.
Этилбензин. В бензин всех марок и видов, кроме марок Б-70 и А-72, для повышения антидетонационных свойств добавляется этиловая жидкость (на 1 кг от 0,41 до 0,82 г тетраэтиленсвинца). Эти бензины в отличие от неэтилированных окрашены в различные цвета, например оранжевый, зеленый, синий, желтый.
Испаряемость и взрывоопасность. При горении бензина обязательно происходит взрыв. Бензин начинает испаряться при температуре —58° С и выше. При нормальной температуре воздуха (18—20° С) скорость испарения бензина 400 г/ч с 1 м2 поверхности. Взрывоопасная концентрация смеси паров бензина начинает создаваться уже при температуре —53 С. Человек ощущает запах бензина при концентрациях в воздухе свыше 0,03% (387 мг/м3).
Отравление организма парами. Легкое отравление парами бензина наступает после 5—10 мин пребывания человека в атмосфере с концентрацией паров бензина в пределах от 900 до 3612 мг/м3. В результате появляются головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение или беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, мышечные судороги всего тела и т. п. При непродолжительном вдыхании воздуха с концентрацией паров бензина от 5000 до 10000 мг/м3 уже через несколько минут появляется головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистых оболочек носа, глаз и других частей тела. Начальными признаками сильного отравления парами бензина являются также снижение температуры тела (озноб) и замедление пульса. Если концентрация паров бензина в воздухе выше 2,2—2,3% (30—32 г/м3), то после 10—12 вдохов человек отравляется, начинает терять сознание. При концентрации свыше 3—4% (40—50 г/м3) происходит быстрое отравление (два—четыре вдоха), глубокая потеря сознания, а затем наступает смерть.
Вредность этилбензинов. Попавший па кожу бензин обезжиривает ее и может вызвать кожные ожоги—заболевания типа дерматита и экземы. Особенно опасен для человека этилированный бензин (этилбензин), В состав этиловой жидкости входит тетраэтилсвинец, предельно допустимая концентрация (ПДК) в воздухе которого при 8-часовом воздействии равна 0,005 мг/м3. Тетраэтилсвинец испаряется даже при температуре около 0°С. К тому же тетраэтилсвинец легко сорбируется различными пористыми материалами, что еще более увеличивает его опасность. Пары этиловой жидкости проникают в организм через дыхательные пути, а сама жидкость легко всасывается через кожу человека.
При отравлениях этил бензином существует скрытый период действия яда, который продолжается от нескольких часов до суток. В результате признаки заболеваемости обнаруживаются тогда, когда в организме уже накопилось значительное количество яда. И только после окончания скрытого периода появляются головные боли, слабость, бессонница, бред, галлюцинация, психическое расстройство. Отравление может кончиться смертью.
Защита от этилбензина.
Защита от этилбензина. При попадании этилбензина на кожу: не допускают его высыхания; смачивают облитые участки кожи керосином без втирания; смывают теплой водой с мылом.
Загрязненную этилбензином одежду снимают и проветривают на открытом воздухе до полного исчезновения запаха бензина.
Для обезжиривания поверхностей изделий от загрязнений этилбензином применяют 1,5% ный раствор дихлорамина в керосине или бензин Б-70 и свежеприготовленную кашицу из хлорной -извести в соотношении 1 г сухой хлорной извести и 3 г воды.
Ткани одежды и кожаная обувь слабо защищают тело от тетраэтилсвинца, поэтому бензиновые емкости очищают в противоипритном костюме, в противогазе ПШ-1 или ПШ-2 и в резиновых бензостойких сапогах и перчатках.
До работы с бензином кожные (покровы рук покрывают защитной мазью; пастой ХИОТ-6, ЯЛОТ, мазью проф. Селисского. Для определения концентрации паров бензина в воздухе рекомендуется использовать газоанализаторы УГ-2, ГБ-3, ПГФ-11 и другие.
Керосин
Керосин относится к ГЖ. Пары его сильно раздражают слизистые оболочки и глаза. В отличие от бензина обладает незначительной испаряемостью в обычных условиях и не создает концентрации паров, способные отравить человека. Но при нагревании испаряемость керосина значительно возрастает и могут создаться условия превышения ПДК. Частое и длительное воздействие керосина на кожу может вызвать заболевание кожных покровов типа экземы.
Смазочные масла.
Смазочные масла относятся к ГЖ с температурой вспышки от 164 до 260° С. Температура самовоспламенения от 250 до 400° С, температурные пределы воспламенения паров смазочных масел с воздухом: нижний от 109° С и выше, верхний до 225° С.
Отравляющие свойства. Масла малотоксичные и менее огнеопасны в обычных условиях, чем керосины, но являются источником высокотоксичных ароматических углеводородов типа бензола, толуола при температурах 260— 500° С. Смазочные масла опасны также для здоровья человека, если в них растворены бензин, керосин, сернистые соединения, а также когда возможно образование масляного тумана.
Источник: Справочник по авиационным материалам и технологии их применения.
под редакцией В. Г. Александрова
Похожие материалы: