Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


Подшипники качения классификация по признакам.

       

Подшипники качения классифицируются по разным признакам (ГОСТ 3395—57).

 

        По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники разделены на следующие группы.

  • радиальные (рис. 3.1 ,а), воспринимающие преимущественно радиальные нагрузки, действующие перпендикулярно к оси вращения подшипника;
  • упорные (рис. 3.1,б), воспринимающие главным образом осевую нагрузку, действующую вдоль оси вращения подшипника;
  • радиально-упорные   (рис. 3.1, в), воспринимающие комбинированные нагрузки,  одновременно   действующие   на   подшипник   в   радиальном   и   осевом направлениях,  причем преобладающей  может быть как  радиальная, так и осевая нагрузка;
  • упорно - радиальные, воспринимающие преимущественно осевую нагрузку.

Практически радиальные подшипники некоторых типов, например шариковые радиальные однорядные, успешно применяют для восприятия как комбинированных, так и осевых нагрузок.

 

        По форме тел качения подшипники делятся на шариковые и роликовые. В свою очередь, роликовые подшипники в зависимости от формы роликов разделяются на группы: с короткими цилиндрическими роликами; с длинными цилиндрическими роликами; с витыми роликами; с игольчатыми роликами, с коническими роликами и со сферическими роликами.

        По числу рядов тел качения подшипники делятся на одно-, двух-, четырех- и многорядные.

По конструктивным признакам подшипники делят; на самоустанавливающиеся; и несамоустанавливающиеся с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца; на однорядные или двойные; па сдвоенные, строенные, счетверенные и т. д.

 

 Маркировка и условные обозначения подшипников качения

         Дополнительные буквенные и цифровые обозначения, проставляемые слева и справа от основного условного обозначения, характеризуют специальные условия изготовления данного подшипника.

Обозначения слева. Дополнительные обозначения слева от основного характеризуют класс точности, радиальные зазоры или осевую игру подшипника.

         Точность подшипников. По ГОСТ 520—71 установлены следующие классы точности (в порядке повышения точности): 0, 6, 5, 4 и 2. Проставляются они слева от условного обозначения подшипника, например, 6-212 — подшипник шариковый, радиальный, однорядный (212), класса точности 6. Второй пример. 5-2210 — подшипник роликовый, радиальный, однорядный, с короткими цилиндрическими роликами  (2210), класса точности 5.

В большинстве механизмов используются подшипники нормального класса точности 0. Применение в этих механизмах дорогостоящих подшипников более высоких классов точности неэкономично.

        Класс точности подшипников выбирают путем сопоставления технических требований, предъявляемых к подшипниковому узлу в части допустимых радиальных и осевых перемещений вала (корпуса) относительно опоры, с существующими нормами на точность вращения.

        Величина радиального зазора и осевой игры подшипника обозначается номером соответствующего дополнительного ряда и указывается перед классом точности подшипника. При этом подшипникам с радиальным зазором по основному ряду или с осевой игрой по нормальному ряду дополнительные условные обозначения не присваиваются.

        Подшипники класса точности 0 с радиальным зазором или осевой игрой по дополнительным рядам имеют цифру 0 перед основным обозначением подшипника.

        Подшипникам класса точности 0 с радиальным зазором со основному ряду или с осевой игрой по нормальному ряду дополнительные условные обозначения не присваиваются. Так, например, обозначение 2-6-307—подшипник шариковый, радиальный, однорядный (307), класса точности 6, с радиальным зазором по ряду 2.

       Подшипники с малыми зазорами и специальными допускаемыми отклонениями размеров посадочных поверхностей обозначаются буквами НТ. Пример, НТ1209. А подшипники с малыми зазорами и ужесточенными допусками на габаритные размеры обозначаются буквами НУ, например НУ309.

         Обозначения справа. Дополнительные обозначения справа от основного обозначения характеризуют изменение металла или конструкции деталей и специальные технические требования, предъявляемые к подшипникам (табл. 3.1). Цифры 1, 2, 3 и т. д. справа от дополнительных знаков Б, Г, Д, Е, К, Л, Р, У, X Ш, Э, Ю и Я (табл. 3.2) обозначают каждое последующее исполнение с ка-ким-то отличием от предыдущего. Пример: 210Л — подшипник шариковый, радиальный, однорядный (210), класса точности 0, с сепаратором из латуни. Или 210Л2 — то же, но с какими-то отличиями по сравнению с двумя предыдущими исполнениями 210Л и 210Л1.

 

Таблица   3.1

Дополнительное условное обозначение подшипника в зависимости от температуры отпуска его деталей

Температура отпуска деталей °C 200 225 250 300 350 400 450
Дополнительное условное обозначение подшипника. Т Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6

 

 Таблица 3.2
Дополнительные условные обозначения подшипников и их отличительные признаки

 Дополнительные обозначения Отличительные признаки 
 Б  Сепаратор из безоловянистой бронзы
Г  Сепаратор массивный из черных металлов
Д  Сепаратор из алюминиевых сплавов 
Е   Сепаратор из пластических металлов (текстолит и другое)
К   Конструктивные изменения деталей. Железный штампованный сепаратор для подшипников с короткими цилиндрическими роликами
Л   Сепаратор из латуни
Р  Детали из теплоустойчивой стали 
С1, С2, С3, С4, С5, С6, С7,С8   Подшипники шариковые, радиальные, однорядные, с двумя защитными шайбами типа 80000, заполненные специальной смазкой, обозначенной цифрой при букве С (см. таблицу 3.3.)
 Т, Т1, Т2, Т3 и т.д.  Специальные требования к температуре отпуска деталей по твердости и механическим свойствам. Цифра при букве Т обозначает температуру отпуска колец (см. табл. 3.1)
У   Специальные требования к чистоте обработки, радиальному зазору и осевой игре: свинцевание, анодирование, кадмирование и т. п. колец из стали ШХ15 при штампованных змейковых сепараторов из стали 10 или 20.
Х   Детали из цементируемой стали
Ш   Специальные требования по шуму
Э   Детали из стали ШХ со специальными присадками (ванадий , кобальт и др.)
Ю  Все или часть деталей из нержавеющей стали
Я   Кольца и тела качения из редко применяемых материалов (пластмассы, стекла, керамики и т.п.)

 

       Таблица 3.3
Дополнительное условное обозначение подшипника закрытого типа в зависимости от заполняющей его смазки

Марка смазки Дополнительное условное обозначение подшипника
ОКБ-122-7 С1
ЦИАТИМ-221 С2
ЦИАТИМ-221с С4
ЦИАТИМ-202 С5
ПФМС-4с С6
ВНИИНП-211 С7
ВНИИНП-235 С8

 

 Материал деталей подшипников качения


           Кольца и тела качения подшипников изготовляют в основном из стали марок ШХ15, ШХ15СГ (ГОСТ 801—60) и марок ШХ20СГ, 18ХГТ и 20Х2Н4А. Кроме того, для особых условий эксплуатации детали подшипников изготовляют из нержавеющих, жаропрочных и других сталей. Твердость колец и тел качения у подшипников, работающих при температурах до 100° С по маркам сталей следующая: ШХ15 и 18ГХТ — HRC 61—65; ШХ15СГ и ШХ20СГ — HRC 60—64; 20Х2Н4А — HRC 58—65. Неоднородность колец по твердости — не более 3 HRC.


       Режимы термической обработки стали, применяемые при изготовлении деталей подшипников, следующие:
   отжиг для сталей ШХ6, ШХ9 ШХ15 и ШХ15СГ—780—800°С; скорость охлаждения 15—18 град/ч;
   закалка сталей ШX6—800—825°С, ШХ9—825—840° С, ШX15—835—855° С, охлаждение в масле или воде, температура отпуска 150—180° С при выдержке 2—3 ч и охлаждении на воздухе;
   закалка для стали ШХ15СГ — 820—840° С при выдержке 1—2 мин на 1 мм диаметра, охлаждение в масле, температура отпуска 170—200° С при выдержке 2—3 ч и охлаждении на воздухе.
Температура закалки для сталей 18ХТГ 830—850° С, 20Х2Н4А 800'С при выдержке 1—2 мин на 1 мм диаметра, среда охлаждения — масло отпуск для сталей 18ХГТ 150—180°С, 20Х2Н4А 180—200°С при выдержке 2—4 ч и охлаждении на воздухе.
Материал сепараторов. Для изготовления штампованных стальных сепараторов применяют стальную ленту (ГОСТ 503—71), тонколистовую углеродистую сталь (ГОСТ 16523—70) и листовую качественную сталь (ГОСТ 4041—71).

   

Режимы и условия работы подшипников качения

Авиационные подшипники качения работают на больших скоростях враще­ния (выше 25 000 об/мил). Преждевременный выход из строя подшипников не допускается, т. е, они должны иметь  100%-ную гарантию рабочего ресурса.

Три группы нагружения. По режимам и условиям работы авиационные под­шипники расчленяют на три группы.

  1. Тяжелонагруженпые высокоскоростные шарико- и роликоподшипники, применяемые в узлах главных опор ГТД. Они относятся к ответственным дета­лям, определяющим сроки службы и надежность работы двигателей.
  2. Тяжелонагруженные низкоскоростные шарико- и роликоподшипники, применяемые в   механизмах   управления   авиационной  техники   и  совершающие при работе короткие циклические движения (качения) под воздействием больших нагрузок.
  3. Малонагруженные высокоскоростные шарико - и роликоподшипники малых и средних размеров, применяемые в агрегатах. Значительную часть их составляют подшипники закрытого типа, заполняемые при сборке консистентной смазкой.

Подшипники специальных типов. В авиационных конструкциях также применяют опоры специальных типов, к которым относятся: подшипники для сверхвысоких скоростей вращения; подшипники для высоких температур; подшипники для работы в специальных средах; упорно-радиальные шарикоподшипники для топливной аппаратуры; подшипники тугой подборки, условно обозначаемые НТ и НУ, для работы в механизмах управления с качательным движением.

 

   Похожие материалы: