Определение работоспособности подшипников качения
Работоспособность проверяемых подшипников качения определяется по легкости вращения и характеру шума в сравнении с новым эталонным подшипником того же типа.
Проверка вращения. Вначале испытуемый и новый подшипники промывают в смеси бензина Б-70 с 6—8% масла МК-8 или трансформаторного масла. Минеральное масло добавляют для того, чтобы избежать царапин на телах качения и дорожках колец от сухого трения при проверках на легкость вращения подшипников. Затем рукой вращают наружное кольцо, удерживая внутреннее. При этом шарикоподшипники устанавливаются и горизонтальной плоскости, а роликовые радиальные — в вертикальной. Подшипники при медленном вращении на два-три оборота сначала в одну сторону, а затем в другую (меняя их положение на 180°) должны иметь легкий и ровный (без заеданий) ход.
Ощутимое рукой торможение или заедание в подшипнике свидетельствует о возможной неисправности. Для окончательного заключения о пригодности подшипник вторично промывают и проверяют, так как часто причиной заедания и торможения является наличие загрязнений на дорожках качения и в гнездах сепараторов.
Определение намагниченности, В отдельных случаях подшипники вращаются бесшумно и без заеданий, но быстро останавливаются. Это свидетельствует о намагниченности подшипника. Для проверки торцом подшипника необходимо коснуться лезвия бритвы. Подшипник, притягивающий лезвие, намагничен и к дальнейшей эксплуатации не допускается.
Проверка зазоров. Осевые и радиальные зазоры в подшипниках проверяют на специальных установках под заданной нагрузкой, величина которой зависит от габаритов подшипника. У шариковых подшипников проверяется либо радиальный, либо осевой зазор, у роликовых — только радиальный, у радиально-упорных—радиальный и осевой зазоры.
Перекосы внутреннего кольца подшипника относительно наружного не должны превышать 0,25—0,5°. Радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники могут самоустанавливаться при перекосе или прогибе вала, поэтому их применяют на менее жестких валах и менее точных опорах. Перекос колец у них допускается до 2—3°.
Подшипники управления. В подшипниковых узлах управления самолетом, как правило, применяют сферические шарикоподшипники с небольшими скоростями вращения (или с качательным движением), допускающими некоторый перекос осей вращения и высокую нагруженность системы. Они имеют уменьшенные внутренние зазоры, Подшипники собирают по условному классу точности НТ (нормальный, тугой подборки).
Подшипники с уменьшенными зазорами слабее реагируют на вибрации и обеспечивают надежную работу узлов. Они хорошо очищаются от грязи и пыли при промывке бензином Б-70 в смеси с 6—8% минерального масла. После промывки подшипники смазывают смазкой ЦИАТИМ-201, обеспечивающей коррозионную защиту и жидкостное трение в узлах.
В подшипниках управления появление лунок на дорожках качения вследствие отпечатков тел качения допустимо.
Промывка подшипников управления закрытого типа запрещается, С них удаляют только наружную грязь и пыль влажной ветошью, смоченной в бензино-масляном растворе. Смазка, заложенная в подшипник заводом-изготовителем, обеспечивает работу на срок ресурса самолета.
Похожие материалы: