Монтаж и демонтаж подшипников качения
Одним из основных условий, от соблюдения которого зависит срок службы подшипников, является обеспечение чистоты подшипников и сопрягаемых с ними деталей.
Расконсервация и хранение перед сборкой. Новый подшипник следует вынимать из упаковки и промывать в горячем минеральном масле или бензине Б-70 непосредственно перед монтажом. Закрытые подшипники, заполненные рабочей смазкой на заводах, и подшипники, имеющие фетровые уплотнения, не промывают. Консервационную смазку наружных поверхностей удаляют чистыми салфетками.
До постановки в узел подшипники осматривают, убеждаются в отсутствии коррозии и повреждений. Без защиты от коррозии подшипник должен находиться возможно меньшее время и не более 2 ч.
Кратковременно подшипники рекомендуется хранить в мешочках из полихлорвиниловой или полиэтиленовой пленки. Если подшипник будет монтироваться более чем через 2 ч после промывки, то его следует хранить в эксикаторе или завернутым в бумагу, пропитанную летучим ингибитором. Ингибиторы защищают от коррозии, находясь в газообразном состоянии. Обычно ингибитором пропитывают упаковочную бумагу. В качестве ингибиторов применяют карбонат моноэталомина (МЭАК) и нитрат дициклогетсиламина (НДА).
Условия монтажа. Посадочные поверхности, упорные заплечики и галтели должны быть чистыми и гладкими, без забоин и царапни, а острые кромки притуплены, затем чисто протерты и смазаны. Во всех случаях усилия напрессовки следует прикладывать только к кольцу подшипника, монтируемому с натягом, не допуская передачи усилии через шарики. Подшипники устанавливают клейме ной стороной наружу. Для облегчения посадки подшипников качения на вал их рекомендуется предварительно нагреть до 80—100°С. Наиболее рационален нагрев подшипников в горячем минеральном масле или при помощи электроиндукционных установок. Необходимо следить, чтобы масло в ванне было чистым, так как после монтажа промывать подшипники нецелесообразно.
Температура посадки. Температура нагрева подшипника.
T=∆ / da,
где t — температура нагрева подшипника, °С; ∆ — натяг, принятый для посадки, мм; d— диаметр вала, мм; а — коэффициент линейного расширения (для стали а = 0,00001).
К температуре, полученной по формуле, необходимо прибавить температуру вала, обычно равную температуре окружающей среды.
В случае невозможности нагрева корпуса для получения необходимой разности температур прибегают к охлаждению монтируемых колец подшипников до температуры минус 75—77° С в термостатах с сухим льдом, закладываемом в пространство между стенками наружной и внутренней камер термостата. Кольца подшипников, подлежащие охлаждению, помещают в термостат примерно на 10—12 мин.
Демонтаж подшипниковых узлов. Демонтаж подшипника с вала производит при помощи отрезка трубы и ручного или гидравлического пресса. Труба должна упираться в торец внутреннего кольца. Вместо отрезка трубы можно использовать разрезные и сплошные подкладочные кольца различной конструкции.
Подшипники качения необходимо демонтировать без ударов, так как от уда ров они теряют точность и выходят из строя. При демонтаже подшипников комендуется применять ручные (гидравлические) прессы или специальные съемники нажимного действия, т. е. такие приспособления, которые исключают удары.
Съем колец. Снимать подшипник с вала, нельзя захватывать его за верхнее кольцо. Скобой съемника надо захватывать непосредственно внутреннее кольцо подшипника, которое насажено с натягом на шейку вала. При демонтаже подшипника из гнезда, наоборот, скобой надо захватывать наружное кольцо.
Демонтаж с нагревом. Чтобы легче снять подшипник и избежать повреждения вала или подшипника при прессовой посадке, подшипник прогревают, поливая его в течение нескольких минут горячим минеральным маслом, нагретым до 90—100° С. Также обычно демонтируются крупногабаритные подшипники, смонтированные на валах со значительным натягом. Перед началом прогрева на подшипник устанавливают съемник и винтом создают натяг, а вал защищают асбестом или картоном от попадания на него горячею масла.
Для прогрева подшипников можно применять электронагревательные установки. Внутренние кольца цилиндрических роликоподшипников могут быть демонтированы при помощи установки для индукционного нагрева.
Исключительные случаи демонтажа. Демонтаж подшипника с вала путем приложения усилия к наружному кольцу используют в исключительных случаях, когда конструкция подшипникового узла не позволяет снять подшипник с вала за его внутреннее кольцо. Такой метод демонтажа требует особой осторожности. Усилие распрессования следует прикладывать равномерно но окружности наружного кольца, без рывков и строго перпендикулярно к торцу подшипника.
Похожие материалы: