Авиационные керосины
В настоящее время применяют три типа топлив;
- авиационные керосины, выкипающие при температурах 140—280° С;
- топлива широкого фракционного состава с включением бензиновой, лигроиновой и керосиновой фракций, выкипающие при температурах 60—280° С;
- топлива для сверхзвуковых самолетов утяжеленного фракционного состава с низким давлением паров и высокой термической стабильностью, выкипающие при температурах 195—315° С.
Топливо Т-1—керосиновая фракция, получаемая прямой перегонкой из малосернистых нефтей, содержит значительное количество нафтеновых углеводородов и отличается более высокой плотностью и лучшими смазывающими (противоизносными) свойствами по сравнению с другими сортами авиакеросинов. Недостатки: низкая термостабильность, приводящая к образованию твердых отложений в агрегатах топливной системы при повышении температуры топлива.
Топливо ТС-1 (топливо сернистое) —облегченная керосиновая фракция, получаемая прямой перегонкой из сернистых нефтей, имеет меньшую плотность и более высокую термостабильность (все же недостаточную для сверхзвуковых самолетов).
Это топливо несколько хуже топлива Т-1 по коррозионным свойствам и влиянию на износ топливных насосов двигателей, однако обеспечивает отработку полного ресурса серийных двигателей. Чтобы обеспечить начало кристаллизации ниже —60° С, фракционный состав топлива делают более легким.
Топливо Т-7 (ТС-1Г) вырабатывается из той же фракции, что и ТС-1, гидроочисткой (очисткой водородом при высоких температурах и давлениях) от нестабильных и коррозионноактивных примесей. Термическая стабильность Т-7 значительно выше, чем у топлив Т-1 и ТС-1. Недостатки: низкие смазывающие свойства и вредное действие на камеры сгорания некоторых двигателей (вызывает газовую коррозию).
Топливо РТ получают из различных нефтей и по разной технологии: прямой перегонкой, прямой перегонкой с гидроочисткой и смешением прямогонного и гидроочищенного компонентов. Оно не уступает топливу Т-7 по термостабильности, содержанию вредных примесей и имеет хорошие смазывающие свойства (содержит противоизносную присадку — нафтеновые кислоты, 0,003%). По нормам фракционного состава соответствует авиакеросинам Т-1, ТС-1 и Т-7. Топливо РТ является унифицированным и предназначено дли самолетов (дозвуковых и сверхзвуковых) с ограниченной продолжительностью полета.
Авиакеросины обеспечивают нормальную работу газотурбинных двигателей на различных режимах эксплуатации и полеты на больших высотах.
Широкофракционное топливо Т-2
Топливо Т-2 — широкая бензино-керосиновая фракция, получаемая прямой перегонкой малосернистых и сернистых нефтей. Оно имеет меньшую, чем авиакеросины, плотность и вязкость, худшие противоизносные свойства и более высокое давление насыщенного пара, способствующее возникновению кавитации в топливной системе самолета при высокой температуре топлива.
Топливо Т-2 применяют не на всех типах двигателей, при этом срок службы топливных насосов или двигателей сокращается в 1,5—3 раза. Для самолетов без наддува основных топливных баков при работе на топливе Т-2 при температуре выше 35° С высота полета ограничена 10—12 км.
Утяжеленные керосины
Топливо Т-6 — гидрированное (химически обработано водородом), утяжеленного фракционного состава. Высокая температура начала кипения и хорошая термостабильность обеспечивают нормальную работу двигателей при длительном сверхзвуковом полете в высотных условиях при нагреве топлива до 100—150°С.
Топливо Т-5 — близко по фракционному составу к топливу Т-6, но без гидроочистки. Из-за худшей термостабильности применяется только для кратковременных полетов.
Высокая вязкость топлива Т5 и Т-6 при отрицательных температурах не позволяет использовать их на двигателях, работающих на авиакеросинах и широкофракционном топливе.
Топливо Т-8 — прямой перегонки, гидроочищенное. Предназначено для сверхзвукового самолета Ту-144.
Топлива с присадками ТП и П
Для улучшения термической стабильности и смазывающей способности реактивных топлив служат специальные присадки ТП (ИПОДА) —изопропилокта-дециламин, П (ПМАМ-2) —полимерная на основе полиметакрилата и другие, которые вводятся в топлива при их производстве. Соответствующие марки топлива с присадкой обозначаются ТС-1ТП, Т-2ТП, Т-7ТП (все содержат 0,015—0,025% присадки ТП), Т-2П (0,045—0,055% присадки П), Т-7П (0,02—0,03% присадки П). Широкофракционпые топлива — Т-2ТП и Т-2П по противоизносным свойствам не уступают авиакеросинам и не требуют сокращения сроков службы топливных насосов.
Присадка ТП обладает еще коагулирующим действием, т. е. вызывает быстрое укрупнение мельчайших частиц загрязнений топлива до размеров, при которых частицы отстаиваются быстрее и лучше отфильтровываются.
Похожие материалы: