Масла для поршневых двигателей
Для смазки авиационных поршневых двигателей применяют остаточные масла МК-22, МС-20 и незначительно отличающееся от него масло из сернистых нефтей МС-20С (К—кислотно-контактная очистка; С — селективная очистка; цифра обозначает нижний предел вязкости при 100°С). В перечисленных маслах могут содержаться присадки — депрессорные, антиокислительные, антикоррозионные и противопенные (табл. 12.12).
Таблица 12.12
Основные физико-химические свойства масел для поршневых двигателей
Показатели | МК-22 (ГОСТ 1013-49) | МС-20 (ГОСТ 1013-49) | МС-20С (ГОСТ 9320-60) |
Вязкость кинематическая при 100°С, сСт, не более | 22 | 20 | 20 |
Коксуемость, %, не более | 0,7 | 0,3 | 0,45 |
Кислотность, мг КОН на 1 г масла, не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 |
Зольность, %, не более | 0,004 | 0,003 | 0,003 |
Температура, °С: вспышки в закрытом тигле, не ниже застывания, не выше |
230 -14 |
225 -18 |
250 -18 |
Плотность при 20 °С, г/см3, не выше | 0,905 | 0,895 | 0,895 |
Содержание: серы, % не более водорастворимы кислот и щелочей воды механических примесей |
---- Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют |
--- Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют |
1,0 Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют |
Примечание. В маслах селективной очистки МС-20 и МС-20С не должно быть селективных растворителей.
При работе в двигателях все три сорта масла практически равноценны. Ввиду этого при дозаправках самолетов их можно смешивать в любых соотношениях.
Пусковые свойства. Масла МК-22, МС-20 и МС-20С имеют неудовлетворительные температурные свойства. При температурах наружного воздуха ниже —5° С двигатель запускается плохо так как смазка застывает. При этом резко возрастает крутящий момент и не обеспечивается нормальная циркуляция масла.
В зимнее время для облегчения запуска двигателя масло разжижают бензином. В результате температура застывания масла понижается примерно на 10° С и запуск улучшается После запуска бензин из разжиженного масла через 10— 15 мин испаряется и вязкость масла восстанавливается. При температурах от —25 до —30° С и ниже масло после полетов из масляной системы сливают, а перед запуском подогревают до 95—105°С в маслозаправщике
Срок службы. В первые часы работы двигателя быстро возрастает кислотное число масла и его коксуемость из-за накопления продуктов окисления и разложения Изменяется вязкость и другие свойства. За счет долива масла и его стабилизации эти изменения в дальнейшем происходят менее интенсивно. Стабилизации способствуют продукты окисления, которые тормозят дальнейшее окисление масла, а также его фильтрация.
Масла с ухудшенными после первых часов работы свойствами обеспечивают нормальную работу двигателей и на большинстве двигателей подлежат замене через каждые 100 ч работы.
Источник: Справочник по авиационным материалам и технологии их применении Александров В.
Похожие материалы: