Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Распределение нагрузки по виткам резьбы

Рис. 46. Распределение нагрузки по виткам резьбы.


 

Распределение нагрузки по виткам конической резьбы

 

           Расчет прочности резьб представляет собою весьма сложную, статически неопределимую задачу.

           При рассмотрении совместной работы витков резьбы винта и гайки (рис. 46, а) прежде всего возникает вопрос о распределении осевой нагрузки Q по виткам резьбы. Если было бы возможно пренебречь деформациями растяжения винта и сжатия гайки, т. е. считать их абсолютно жесткими по сравнению с податливой резьбой, то все одновременно работающие nГ витков получили бы одинаковые деформации и несли бы одинаковую нагрузку. Имело бы место равенство

Q1=Q2 =Q3 == Qn= Qср=Q\ nГ

          Теоретическое   исследование   и   эксперимент   показали,   что пренебрегать деформациями винта и гайки нельзя.

          Аналитическое решение этой задачи для нормальной гайки с десятью витками (nГ =10), выполненное впервые Н. Е. Жуковским (в 1902 г.), показало, что нагрузка распределяется по виткам резьбы очень неравномерно (рис. 46,б). Наибольшую нагрузку воспринимает первый ближайший к опорной поверхности виток (Q1=0,34Q), а последний, 10-й виток несет очень малую нагрузку (Q10<0,01Q).

 

           Позднее (в 1936 г.) инжинер Мадушка провел опыты для случая более крупной резьбы (nГ = 6). Результаты его работы оказались сходными и показали, что и в этом случае наибольшая нагрузка на первый виток—Q1=0,3Q.

Выражая в общем случае наибольшую нагрузку на первый виток резьбы в виде

где kнг— коэффициент нагрузки, на основании указанных исследований можно принять: kнг =2 — для крупных резьб (nГ =6) и kнг =3 — для мелких резьб (nГ =10).

Для самых мелких резьб (nГ ≥15) значение kнг, по-видимому, будет еще большим, порядка kнг =4-5.

         Опыт показывает, что неравномерное распределение силового потока в нормальной гайке (рис. 46, в) может быть улучшено конструктивными мероприятиями, повышающими ее податливость,— поднутрением (проточкой) торца гайки (рис. 46, г) или применением подвесной гайки (рис. 46д). Значение kнг в этих случаях снижается примерно на 25%. Однако практически эти мероприятия используются относительно редко вследствие технологических усложнений.

 

     Источник: Дмитриев В.А. 1970 "Детали машин"

 Похожие материалы: