Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


Сергей Павлович Королев "От планера до космического корабля"

 

К 70-летию со дня рождения Сергея  Павловича Королева

 

        С именем дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии  конструктора  ракетно-космических систем  академика Сергея   Павловича  Королева  связаны наиболее яркие страницы истории освоения  космического пространства,  создания  и   развития  ракетно-космической техники. Выдающиеся организаторские способности, конструкторский талант и  широкий  научно-технический кругозор,  принципиальный, партийный  подход  к  решению возникающих вопросов, научный риск и осторожность, энтузиазм и терпение, настойчивость в преодолении трудностей позволили С. П. Королеву на протяжении ряда лет направлять работу   многих   научно-исследовательских   и   конструкторских коллективов на успешное решение больших комплексных задач, поставленных партией и  правительством перед советской космонавтикой...

       Небу,  покорению   воздушных   просторов   еще   в   юные   годы отдал свое сердце Сергей Королев. Он настойчиво и упорно овладевал знаниями, необходимыми для создания летательных аппаратов, сам  проектировал и участвовал в постройке планеров и самолета и научился летать на них. О творческой смелости питомце. Московского Высшего технического училища инженера С. П. Королева свидетельствует все чаще появляющиеся рядом с его фамилией слова «первый», «впервые». На созданном им еще студентом МВТУ экспериментальном  планере «Красная Звезда» летчик В. Степанченок впервые в нашей стране выполнил три петли Нестерова.

       Познакомившись с работами Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника  теоретической  космонавтики,  С.  П.   Королев увлекся проблемой создания летательных аппаратов с ракетными двигателями. Молодой инженер стал одним из организаторов при Осоавиахиме Группы изучения реактивного  движения  (ГИРД), а  затем  и  ее  руководителем. Здесь была создана и запущена первая советская жидкостная ракета, разработан проект первого ракетопланера РП-1  под двигатель ОР-2, сконструированный Ф. А. Цандером.

       После образования в конце 1933 года на базе ГИРД и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) С. П. Королев возглавил в нем отдел ракетных летательных аппаратов. Здесь он  разработал  управляемую  крылатую  ракету, а также ракетоплан РП-318, на котором впервые в СССР летчик Федоров выполнил полет. В годы Великой Отечественной войны С. П. Королев занимался оснащением серийных боевых самолетов разработанными в тот период жидкостными ракетными ускорителями. Все послевоенные годы Сергей Павлович, как руководитель крупного творческого коллектива, целиком отдавал свои силы, знания, энергию созданию мощных ракетно-космических систем.

        Сергей  Королев написал и в 1934 году опубликовал свой первый научный труд «Ракетный  полет в стратосфере». После него он  написал еще ряд работ, посвященных проблемам ракетно-космической техники. Однако основной своей задачей Сергей Павлович считал «разработку, осуществление и отработку   в   полетных   условиях   различных   ракетных конструкций, начиная от малых ракет и до космических кораблей». Эту  главную  задачу  он  выполнил  блестяще.  Под руководством С. П.  Королева, при его непосредственном участии в нашей стране созданы  многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и первые в мире пилотируемые  космические  корабли   —   одноместные  «Восток» и многоместные  «Восход»,  ракетно-космические системы, позволившие нашей Родине открыть новую ару в истории человечества, — первой в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, первые полеты человека  и  автоматических   межпланетных  станций   «Луна», «Венера», «Марс».  Его  мысль,  воля, силы  вложены  в создание искусственных спутников серии «Молния-1»  и «Электрон», первых   межпланетных  разведчиков  серии   «Зонд»  и   ряда спутников серии «Космос».

          Человеком могучего таланта и  неиссякаемой энергии назвал С. П. Королева Президент Академии наук СССР академик М. В. Келдыш. Имя Королева, как одного из основоположников практической  космонавтики  присвоено  крупнейшему образованию на обратной стороне Луны. Академия наук СССР учредила в 1966 году  медаль  Королева, которой награждаются отдельные лица и коллективы за выдающиеся работы в области ракетной  техники   и   космонавтики.   Сергей   Павлович   Королев воспитал целую плеяду таких же, каким был сам, преданных Родине,   Коммунистической   партии,   увлеченных   космической наукой  и  техникой ученых и  инженеров, отдающих  все  свои силы, знания, талант освоению космоса в интересах прогресса человечества.

 

 

От планера - до космического корабля

 

         На старт, разбитый на освещенной  щедрым крымским солнцем горе, пришел  начальник планерного слета.

                 —  Кто в воздухе?

                —   Королев, — доложил Олег Константинович Антонов и, сделав паузу, добавил тревожно: — Трудное у него положение. При взлете вырвало штопор крепления...

         Лицо начальника помрачнело. Вместе со всеми, находившимися на старте, он стал пытливо всматриваться в голубую высоту, где парил «Коктебель», сделанный руками Королева и его друга Сергея Люшина... Планер красиво набирал высоту, несмотря на болтавшийся не тросе за хвостом парителя штопор. Но даже легкость, с которой планер выполнял маневры, не успокаивала инструкторов и учлетов. Всех тревожило, как удастся молодому планеристу произвести посадку с таким необычным «довеском». И когда после четырех часов полета, Королев повел «Коктебель» не посадку, все побежали к месту приземления. На полпути бежавшие облегченно вздохнули — посадка прошла нормально. Невредимый Королев деловито осматривал хвостовое оперение, поврежденное металлическим штопором при посадке. Когда подошли к пилоту, убедились, что даже пережитая опасность и досадное повреждение планера не погасили радости и душевного подъема, которые наполняли молодого конструктора, впервые выполнившего длительный полет на построенном своими руками аппарате. Участникам соревнований была понятна радость их товарища. Ведь он впервые выполнил такой продолжительный полет, да еще на планере своей конструкции, выдержавшем не предвиденный   расчетами   коварный   «довесок».

        Создание парителя «Коктебель» было своеобразным рубежом в нелегкой жизни Сергея Королева. Родился он на Украине, в семье учителя. В 1924 году он окончил первую одесскую строительную профшколу. Учился в Киевском политехническом институте, затем в Московском Высшем техническом училище (МВТУ). В авиакружках этих учебных заведений начал осваивать полеты на планере. Они пробудили неуемное желание летать и самому строить крылатые машины. Еще студентом Королев спроектировал свой первый планер-паритель, затем второй, пилотажный «Красная Звезда».

        Освоив полеты на планере, Королев решил сделать второй шаг — научиться летать на самолетах и строить их. Он добился включения в группу планеристов, которая по ускоренной программе обучалась пилотированию самолета У-1. Занятия в группе и практические полеты в определенной степени помогли студенту МВТУ разработать и защитить свой дипломный проект легкого двухместного самолета. Проект был настолько удачным, что Центральный Совет Осоавиахима выделил средства для постройки самолета. Так, вслед за планерами « Коктебель», «Красная Звезда», хорошо прошедшими проверку в воздухе, в 1930 году поднялся в небо спортивный самолет СК-4, сконструированный Сергеем Королевым в годы учебы в МВТУ.

         Получив в феврале 1930 года свидетельство об окончании МВТУ и присвоении ему квалификации инженера-аэромеханика, до предела уставший от совмещения учебы и работы в авиапромышленности, проектирования и постройки своих планеров и самолета, Королев заявил:

            — Ну, мама, теперь я инженер. Можно немного отдохнуть от учебы.

          Отдыха не получилось. Он сам скоро понял, что учеба только начинается. Познакомившись с трудами К. Э. Циолковского, молодой инженер увлекся идеей реактивного полета. Он стал активистом созданной в 1931 году при ЦК Осоавиахима секции реактивных двигателей. На одном из ее заседаний он предложил поставить на планер жидкостный ракетный двигатель и попробовать полетать на ракетоплане. Последнее он брал на себя...

          Увлеченный перспективой реализации идеи реактивного полета, С. П. Королев вскоре целиком посвятил свои силы и знания зарождающейся области науки и техники. Он многое сделал для повышения эффективности работы организованной при научно-исследовательском секторе Осоавиахима Московской, а затем Центральной группы изучения реактивного движения (ГИРД), вобравших в себя многих видных ученых и инженеров-энтузиастов   космических   полетов.

          В ГИРДе было четыре бригады. Две из них занимались разработкой жидкостных ракетных двигателей и ракет. Сергей Павлович, руководивший в МосГИРДе научно-техническим советом, стал начальником ГИРД и, естественно, был в курсе дел всех бригад, помогал им, сам участвовал в решении новых трудных проблем. Когда он увидел) что успех обозначился в бригаде, которую возглавлял М. К. Тихонравов, то все силы бросил на этот участок. В результате двигатель, работавший на жидком кислороде и сгущенном бензине в виде пасты, был сконструирован и изготовлен в короткий срок. Одновременно энергично строилась и  ракета,  получившая  индекс     ГИРД-09.

          В августе 1933 года близ подмосковной станции Нахабино началась подготовка к запуску первой в нашей стране жидкостной ракеты. Испытания двигателя, проведенные 7 августа, прошли успешно. Он развил тягу в 53 килограмма. И Королев, все еще чувствуя себя авиатором, решил: «Пусть ракета взлетит накануне Дня Воздушного Флота». 17 августа на полигоне собрались люди из всех бригад ГИРДа. Сергей Павлович с волнением смотрел на измеритель давления в кислородном баке. Стрелка показывала 13,5 атмосферы, а дальше не шла. Королев понимал, что этого мало, чтобы достигнуть расчетной высоты. Однако решил — пуск должен состояться  непременно.   И  он  дал команду.

          Ракета нормально вышла из станка и устремилась ввысь. Она поднялась на 400 метров. В специальном номере газеты ГИРДа, посвященном этому событию, С. Королев писал: «Первая советская ракета на жидком топливе пущена. День 17 августа, несомненно, является знаменательным днем в жизни ГИРДа, и начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик...

Необходимо также возможно скорее освоить и выпустить в воздух другие типы ракет для того, чтобы всесторонне изучить и в достаточной степени овладеть техникой  реактивного дела.

«Советские ракеты должны победить пространство!»

           В последствии было построено шесть ракет типа ГИРД-09. Они достигли высоты в полторы тысячи метров. А 25 ноября 1933 года в Нахабино были проведены испытания и ракеты ГИРД-Х, строившейся также под руководством С. П. Королева по исходным проработкам Ф. А. Цандера.

           Сильная сторона организаторского таланта Королева состояла в том, что, форсируя ударные направления. он не упускал из своего поля зрения остальных работ. Его часто можно было видеть в  бригаде  Г.  А.  Победоносцева,  где  исследовались  воздушно-реактивные     двигатели.

           По-боевому шла работа и в бригаде, которой руководил сам Королев. Коллектив напряженно готовил полет первого ракетоплана РП-1. Его основой был планер В. И, Черановского — типа «летающее крыло». Королев сам испытал его в воздухе до установки двигателя и, естественно, надеялся выполнить свое обещание — слетать на нем после установки двигателя. Работа продвигалась успешно, и секретарь ГИРДа счел возможным сообщить К. Э, Циолковскому: «Наши опытные работы по ракетоплану «ТИРД-РШ» подходят к концу... У нас работает много высококвалифицированных инженеров, лучшим из лучших является... инженер С. П. Королев... Он-то и будет пилотировать первый ракетоплан.

        Отработка двигателя для РП-1 затягивалась. Чтобы не терять времени, Королев решил сделать пока модель ракетоплана, поставить на нее двигатель от ракеты 09 и с помощью модели заранее изучить то, с чем может встретиться пилот в полете на ракетоплане. В короткий срок были произведены расчеты, и бригада приступила к постройке миниатюрного ракетоплана «06/1». Для управления полетом Сергей Павлович спроектировал специальные устройства, используя возможности автоматики начала тридцатых годов.

        Коммунистическая партия и Советское правительство понимали перспективу зарождающейся области науки и техники. В сентябре 1933 года правительство приняло решение: на базе ГИРДа и Ленинградской газодинамической лаборатории создать специализированный, первый в истории научный и конструкторский центр для исследований и конструкторских работ в области ракетостроения — реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Королева назначили заместителем директора по научной части, а вскоре руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

       В новом коллективе Сергей Павлович продолжал работу над крылатыми ракетами и ракетопланом. Удалось закончить и испытать модель «06/1». Она пролетела 200 метров. Поначалу она почти не поддавалась управлению. Пришлось многое доделывать и переделывать, пока удалось «научить» этот миниатюрный ракетоплан   летать   по-настоящему.

       Успех воодушевил конструкторов. Они решили построить серию крылатых ракет, постепенно увеличивая их размеры. По современной классификации коллектив отдела, возглавляемый Королевым, разработал, построил и испытал крылатую ракету дальнего действия (индекс 212), ракету «воздух—земля» (индекс 201), зенитную (индекс 217) с наведением по лучу прожектора и другие.

         Накапливая опыт проектирования и испытаний ракет разного типа, С. П. Королев и его единомышленники разработали оригинальную методику запуска ракет. Они впервые применили старт с катапульты. Основой служила тележка на рельсовом пути. Стартовые ускорители разгоняли тележку вместе с установленной на ней ракетой. После отрыва от тележки включался двигатель, и ракета с ускорением двигалась силой истекающих газов. Коллектив под руководством Королева провел ряд перспективных опытов по управлению полетом крылатой ракеты. Была предложена система самонаведения, построено несколько   приборов  стабилизации.

 

             — Крылатая ракета, — говорил в 1935 году С. П. Королев в одном из докладов, — имеет большое значение для сверхвысотного полета человека и для исследования стратосферы. Задача заключается в том, чтобы упорной повседневной работой, без излишней шумихи и рекламы, так часто присущих, к сожалению, еще и до сих пор многим работам в этой области, овладеть основами ракетной техники и занять первыми высоты страто и ионосферы.

         Летающей лабораторией для подготовки сверхвысотных полетов крылатых ракет, по мысли Королева, должен был стать ракетоплан. На нем мог находиться человек, что было очень важно для овладения ракетным полетом. От планера Б. И. Черановского пришлось отказаться, — он не обладал необходимой прочностью. Сергей Павлович сконструировал под ракетный двигатель специальный планер СК-9. Без двигателя он успешно летал на очередных планерных состязаниях в Коктебеле. В 1937 году СК-9 перевезли в институт, установили на нем ракетный двигатель и провели пять  наземных  испытаний.

        После доводок ракетоплан получил обозначение РП-318-1. В начале 1940 года начались летные испытания аппарата. Участники испытаний, наблюдавшие с борта самолета Р-5 за полетом ракетоплана, записали в своем отчете: «После включения двигателя ракетоплан быстро увеличил скорость и ушел от нас с набором высоты. Все попытки продолжить наши наблюдения не увенчались успехом. Несмотря на максимальное увеличение оборотов мотора, самолет Р-5 безнадежно отстал от ракетоплана».

         Удачный полет подтвердил реальность идеи ракетного полета. Опыт создания и испытаний РП-318-1 был использован группой конструкторов во главе с В. Ф. Болховитиновым при разработке истребителя-перехватчика с жидкостно-реактивным двигателем. В мае 1942 г. летчик Г. Я. Бахчиванджи совершил на этом ракетном истребителе, получившем обозначение  БИ-1,  несколько  полетов.

         Пригодился он и С. П. Королеву при его настойчивой работе над применением ракетного двигателя конструкции Валентина Петровича Глушко в качестве ускорителей на боевых самолетах. Королев лично участвовал в летных испытаниях бомбардировщика Пе-2 с добавочным реактивным «сердцем». На Пе-2 было выполнено 110 полетов. Ракетные ускорители устанавливались и на опытных истребителях Яковлева, Лавочкина, Микояна. Так приближалась эра реактивного  полета и  в  авиации.

        Создание и испытание крылатых ракет, ракетопланов, авиационных ускорителей были для С. П. Королева и других ученых и конструкторов важной ступенью на пути к баллистическим ракетам. А работа над решением этой задачи шла напряженнейшая. В канун 30-летия Великого Октября Сергей Павлович писал жене с полигона, где начинались испытания первых дальних жидкостных ракет. «Наша работа изобилует трудностями, с которыми мы пока что справляемся. Отрадно то, что наш молодой коллектив оказался на редкость дружным и сплоченным. Да, здесь, в этих условиях, пожалуй, и нельзя было бы иначе работать. Настроение у народа бодрое, близятся решающие денечки». В другом письме сообщал: «Мне зачастую трудно, о многом думаю и раздумываю, спросить не у кого. Но настроение тоже неплохое, верю в наш труд, знания и нашу  счастливую   звезду».

         Успешно прошли испытания первых баллистических ракет, затем последующих, еще более мощных. Королев умело направлял усилия многих коллективов, занимавшихся развитием новой отрасли техники. Это становилось, как подчеркивал сам Королев, делом не двадцати, даже не пятидесяти человек, это дело всей страны. И его содружество с главными конструкторами двигателей, систем управления, комплекса наземного оборудования, а также бортовых и наземных систем крепло и развивалось. Благодаря постоянному вниманию партии и правительства, таланту и самоотверженности сотен и сотен людей коллективы ракетостроителей преодолевали одну трудность за другой. В августе 1957 года ТАСС сообщил об успешных испытаниях в СССР межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Наша страна вышла на ведущее место в мире в области ракетостроения. Ни одно государство тогда не   располагало   подобной   ракетой.

         Создание мощных ракет позволило Королеву поставить вопрос о запуске искусственного спутника Земли. Предложение было поддержано. Энергично началась подготовка ракеты-носителя, проектирование первого посланца землян на орбиту. По идее Сергея Павловича, он должен быть максимально простым, за что его и назвали «ПС» (простейший спутник). Однако вес космического первенца все же достиг 83,6 кг, а диаметр превышал полметра. По касательной от него отходили четыре уса-антенны, по два на каждый радиопередатчик. Источники питания обеспечивали работу аппаратуры в течение трех недель.

4 октября 1957 г. состоялся исторический пуск. Когда убедились, что спутник — на орбите, над стартом грянуло «Ура!». Зажглась заря космической эры!

         Успешный запуск и полет Первого искусственного спутника Земли был убедительным подтверждением правильности избранного в нашей стране генерального направления в развитии ракетно-космической науки и техники, в создании космических летательных аппаратов. Их семья быстро росла. С участием Сергея Павловича Королева разрабатывались не только аппараты для полетов по околоземной орбите, но и тяжелые межпланетные автоматические научные станции, а затем и пилотируемые корабли.

         В начале 1961 года были проведены завершающие испытания автоматических кораблей-спутников ракетно-космической системы «Восток», обеспечивающей вывод- на околоземную орбиту живых существ. Готовилось открытие новой эпохи в истории человечества — эпохи полетов в Космос самого человека. Руководя созданием космической техники, С. П. Королев заботился и о подготовке космонавтов. Он помогал им изучить корабль, принимал экзамены по знанию его устройства и оборудования. На последнем пробном пуске корабля-спутника присутствовали космонавты, Королев после старта спросил их:

          —   Ну как запуск? Первый сорт? — И продолжал:

          —   Совсем скоро, друзья, вот так же будем провожать в космос одного из вас. — И понимая, что все они рвутся в космос, добавил: — Не беспокойтесь, всем дела хватит. Полеты только начинаются, и все вы будете первыми, только каждый в чем-то принципиально новом, своем.

        На века вошел в историю полет на корабле «Восток» гражданина СССР летчика Юрия Алексеевича Гагарина. В память об этом подвиге века день его полета стал всемирным Днем авиации и космонавтики. А за Колумбом Вселенной в подзвездные высоты полетели товарищи Гагарина, и каждый полет, как пророчески говорил космонавтам Сергей Павлович, нес отпечаток своего, принципиально нового. Суточный полет Германа Титова в августе того же 1961 года доказал, что человек может жить и работать в условиях невесомости. Космонавт записал тогда в бортжурнале: «Могучие у нас ракеты. И славу космических полетов в равной мере следует делить между космонавтами и теми, кто создает, снаряжает и запускает ракеты». За одиночными полетами последовали групповые, все большей продолжительности и сложности.

         Новой главой в истории развития ракетно-космической техники и освоения человеком космоса были создание и полеты многоместных кораблей «Восход», способных после завершения подзвездного рейса мягко приземлиться в расчетном районе. Особенно большое значение для развития космической науки и техники имело создание корабля «Восход-2» и полет на нем космонавтов П. Беляева и А. Леонова. Сам С. П. Королев писал о нем: «Полет Юрия Гагарина открыл эпоху космической навигации. А эпоха работы человека в свободном космосе началась в истекшем 1965 году в тот мартовский день, когда Алексей Леонов шагнул из шлюза в открытое пространство и свободно поплыл в нем.

       Под руководством Сергея Павловича были созданы, подготовлены к полетам и запущены самые различные автоматические и пилотируемые космические аппараты и системы. Его бурная кипучая жизнь, целиком посвященная служению науке, советской Родине — пример для подражания. Освоение космоса, которому он отдал свои силы, талант, успешно продолжается. Его ученики и соратники, развивая его идеи, создали ряд новых замечательных космических аппаратов, таких, как многоцелевые корабли «Союз», долговременные орбитальные станции «Салют», спутники разных типов. Они работают в космосе в интересах народного хозяйства, развития производительных   сил,   науки   и   техники.

 

«Наша страна, — говорил С. П. Королев, — поистине становится Берегом Вселенной, а зажженные нами звезды в космосе, как и звезды Кремля, будут вечно видны на всех материках Земли!»

 

Полковник-инженер  П. АСТАШЕНКОВ