Международные соревнования стран социалистического содружества по кордовым авиамоделям 1986 года
Одним из ярких событий спортивного сезона-86 стали международные соревнования стран социалистического содружества по кордовым авиамоделям. В гостеприимном Харькове встретились команды из Болгарии, Венгрии, КНДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии. В основной состав нашей команды вошли 15 сильнейших моделистов страны.
КЛАСС СКОРОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ F2A.
Участвовало 16 спортсменов из 6 стран. Распределение мест в ничком зачете: I место — С. Пицалев (CCCP) — 288,69 км/ч, II — Д. Калмыков (СССР) — 286,85 км/ч, III — Т. Хай-ницкий (ПНР) — 280,59 км/ч; командный зачет: I место — СССР, II — ПНР, III — НРБ.
Техника на скоростном старте была представлена в основном моделями асимметричной схемы с размахом крыла более 900 мм. На большинстве аппаратов крыло съемное — для удобства транспортировки. Некоторые модели снабжены автоматами выключения двигателя, по принципу действия напоминающими прежние автоматы гоночных моделей с пережимом трубки питания. Подобное оснащение скоростных очень удобно в условиях тренировок и соревнований: не приходится гонять модель до выработки топлива, если мотор не в режиме; после пролета зачетных 10 кругов также можно быстро остановить двигатель.
В основном использовались самодельные или доработанные фирменные микродвигатели (такие, как «Росси. 15»). Венгерские спортсмены выступали со своими «Моки-2,5».
КЛАСС ГОНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ F2C.
Распределение мест в личном зачете: I место — экипаж Б. Жиров — В. Шевченко (CCCP) — 6'59", II — экипаж В. Борков — В. Сураев (СССР) — 7' 63"
III— экипаж Й. Балога — В. Доракт (ВНР) — 8' 7,9"; командный зачет: I место — СССР, II — НРБ, III — ВНР.
Схема гоночных была единой практически у всех участников встречи — «летающее крыло» размахом 600 — 600 мм. Подобная техника зарекомендовала себя во всем мире. Ее достоинства — простота изготовления аппарата, отличные аэродинамические данные, малая масса.
Двигатели в большинстве самодельные или переделанные из серийных. Это говорит о том, что даже последние образцы лучших фирменных специализированных моторов уже не удовлетворяют возросшим требованиям и не обеспечивают характеристик, достигаемых индивидуальной доводкой.
КЛАСС ПИЛОТАЖНЫХ МОДЕЛЕЙ F2B.
Участвовало 24 спортсмена из 8 стран. Распределение мест в личном зачете: I место — А. Колесников (СССР) — 6041 очко, II — С. Клычков (CCCP) — 5676 очков, III — П. Завада (ПНР) — 5597 очков; командный зачет: I место — СССР, III — ПИР, III — ЧССР.
Несмотря на устоявшийся набор фигур и выработанные требования к выполнению каждого элемента полета, технику и схему пилотажных аппаратов не назовешь однообразными. На соревнованиях можно было встретить и большие модели размахом до 1600 мм и маленькие — 1300 мм; кубатура разнилось от 5,6 до 10 см3 (в основном использовались МВВС 5,6, ОС-МАХ 6,5, «Супер-Тигр» 7,7 и 10 см3). Нужно отметить переориентацию спортсменов на более мощные образцы большого рабочего объема. Слабые моторы не позволяют выполнять комплекс «на пять» в экстремальных погодных условиях. Можно сказать, что, имея хороший мощный мотор, удастся добиться неплохого результата даже с посредственной моделью, с «комплектом» же отличная модель — плохой мотор — никогда. К недостаткам серийных образцов больших кубатур нужно отнести их значительную массу. На фоне фирменных двигателей ярко выделяются самодельные, используемые многими советскими спортсменами. У Колесникова мотор рабочим объемом 7,6 см3 весит 230 грамм, двигатель модели Клычкова такого же объема — 250 грамм, В. Саленека — 300 грамм при объеме 9,3 см3 (для сравнения: «Супер-Тигр» 10 см3 весит 450 грамм).
Среди пилотажных моделей особого внимания заслуживают аккуратные микроакробаты спортсменов Венгрии и Польши, с отъемными крыльяли и стабилизаторами. Своей технологической новизной привлекла повышенный интерес модель дебютанта сборной СССР Вал. Саленека. Два его больших «самолета» помещаются в разобранном виде вместе с оборудованием и инструментом в ящике размером 230X; 680X1000 мм. .
Отметим, что для зрителей пилотаж, этот один из немногих (если не единственный!) классов, где еще можно надеяться на успех с серийным двигателем, с годами утрачивает привлекательность. Вызвано это однообразием комплекса фигур, остающегося неизменным на протяжении многих лет. А почему бы не ввести, например, для финалистов комплекс, предлагаемый лишь непосредственно перед стартом. Или же предоставить участнику право выполнять комплекс, составляемый из различных по сложности и оценке фигур, выбираемых из списка разрешенных.
КЛАСС F2D — ВОЗДУШНОЙ БОЙ.
Распределение мест в личном зачете: I место — В. Беляев (CCCP), II — О. Дорошенко (СССР), III— Н. Нечеухин (СССР); командный зачет: I место — СССР, II—III — ЧССР, ПНР.
«Бойцовки» в подавляющем большинстве выполнены по схеме «летающее крыло» размахом до 1200 мм и взлетной массой от 370 до 440 г. Руль высоты вынесен на балке — дюралюминиевая трубка или две накладки из двухмиллиметровой фанеры. На некоторых аппаратах рули навешены прямо на задних кромках крыльев. Обтяжка — лавсановая пленка или «монокок». Лобики в основном из легкого пенопласта, оклеены прочной бумагой. Система питания преимущественно под давлением, с применением в качестве топливного бака резиновой соски. Заметно явное стремление к наиболее простым, технологичным, но одновременно надежным конструкциям. Оправдана и «новая» система управления, которую можно было встретить на моделях ведущих спортсменов. Качалка на таких аппаратах вынесена из-под обшивки на поверхность крыла, что упрощает создание и эксплуатацию техники. У наших бойцов применялось интересное решение: на внешней консоли оформлено место под узел проводки тросов качалки. Это позволяет при поломке внутренней консоли перекинуть тросики на внешнюю и, одновременно перевернув качалку на 180°, вновь взлететь с той же моделью. И в этом классе преобладали самодельные моторы. Все меньше котируются еще вчера всемирно признанные МВВС-2,5, «Росси.15», «Моки-2,5» и «Супер-Тигры». Их недостатки — большая масса (153 — 200 г) и нехватка мощности.
Итогом соревнований стала убедительная победа советской сборной, спортсмены которой продемонстрировали отличную подготовленность к предстоящему чемпионату мира.
В. ВАЛИН журнал Моделист Конструктор
Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics