Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сезон 1986- года кордовые модели

 

 

Международные соревнования стран социалистического содружества по кордовым авиамоделям 1986 года

 

 

     Одним из ярких событий спортивного сезона-86 стали международные соревнования стран социалистического содружества по кордовым авиамоделям. В гостеприимном Харькове встретились команды из Болгарии, Венгрии, КНДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии. В основной состав нашей команды вошли 15 сильнейших   моделистов   страны.

КЛАСС   СКОРОСТНЫХ   МОДЕЛЕЙ   F2A.

       Участвовало 16 спортсменов из 6 стран. Распределение мест в ничком зачете: I место — С. Пицалев (CCCP) — 288,69 км/ч, II — Д. Калмыков (СССР) — 286,85 км/ч, III — Т. Хай-ницкий (ПНР) — 280,59 км/ч; командный зачет: I место — СССР, II — ПНР, III — НРБ. 

       Техника на скоростном старте была представлена в основном моделями асимметричной схемы с размахом крыла более 900 мм. На большинстве аппаратов крыло съемное — для удобства транспортировки. Некоторые модели снабжены автоматами выключения двигателя, по принципу действия напоминающими прежние автоматы гоночных моделей с пережимом трубки питания. Подобное оснащение скоростных очень удобно в условиях тренировок и соревнований: не приходится гонять модель до выработки топлива, если мотор не в режиме; после пролета зачетных 10 кругов также можно быстро остановить двигатель.

В основном использовались самодельные или доработанные фирменные микродвигатели (такие, как «Росси. 15»). Венгерские спортсмены выступали со своими «Моки-2,5».

 

КЛАСС ГОНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ F2C.

     Распределение мест в личном зачете: I место — экипаж Б. Жиров — В. Шевченко (CCCP) — 6'59", II — экипаж В. Борков — В. Сураев (СССР) — 7' 63"

III— экипаж Й. Балога — В. Доракт (ВНР) — 8' 7,9"; командный зачет: I место  — СССР, II  — НРБ,  III  — ВНР.

        Схема гоночных была единой практически у всех участников встречи — «летающее крыло» размахом 600 — 600 мм. Подобная техника зарекомендовала себя во всем мире. Ее достоинства — простота изготовления аппарата, отличные аэродинамические данные, малая масса.

       Двигатели в большинстве самодельные или переделанные из серийных. Это говорит о том, что даже последние образцы лучших фирменных специализированных моторов уже не удовлетворяют возросшим требованиям и не обеспечивают характеристик, достигаемых   индивидуальной   доводкой.

 

КЛАСС   ПИЛОТАЖНЫХ   МОДЕЛЕЙ   F2B.

       Участвовало 24 спортсмена из 8 стран. Распределение мест в личном зачете: I место — А. Колесников (СССР) — 6041 очко, II — С. Клычков (CCCP) — 5676 очков, III — П. Завада (ПНР) — 5597 очков; командный зачет: I место — СССР, III — ПИР, III — ЧССР.

       Несмотря на устоявшийся набор фигур и выработанные требования к выполнению каждого элемента полета, технику и схему пилотажных аппаратов не назовешь однообразными. На соревнованиях можно было встретить и большие модели размахом до 1600  мм  и  маленькие  —  1300  мм;   кубатура разнилось от 5,6 до 10 см3 (в основном использовались МВВС 5,6, ОС-МАХ 6,5, «Супер-Тигр» 7,7 и 10 см3). Нужно отметить переориентацию спортсменов на более мощные образцы большого рабочего объема. Слабые моторы не позволяют выполнять комплекс «на пять» в экстремальных погодных условиях. Можно сказать, что, имея хороший мощный мотор, удастся добиться неплохого результата даже с посредственной моделью, с «комплектом» же отличная модель — плохой мотор — никогда. К недостаткам серийных образцов больших кубатур нужно отнести их значительную массу. На фоне фирменных двигателей ярко выделяются самодельные, используемые многими советскими спортсменами. У Колесникова мотор рабочим объемом 7,6 см3 весит   230   грамм,   двигатель   модели   Клычкова такого же объема — 250 грамм, В. Саленека — 300 грамм при объеме 9,3 см3 (для сравнения: «Супер-Тигр» 10 см3 весит 450 грамм).

     Среди пилотажных моделей особого внимания заслуживают аккуратные микроакробаты спортсменов Венгрии и Польши, с отъемными крыльяли и стабилизаторами. Своей технологической новизной привлекла повышенный интерес модель дебютанта сборной СССР Вал. Саленека. Два его больших «самолета» помещаются в разобранном виде вместе с оборудованием и инструментом в ящике размером 230X; 680X1000    мм.    .

     Отметим, что для зрителей пилотаж, этот один из немногих (если не единственный!) классов, где еще можно надеяться на успех с серийным двигателем, с годами утрачивает привлекательность. Вызвано это однообразием комплекса фигур, остающегося неизменным на протяжении многих лет. А почему бы не ввести, например, для финалистов комплекс, предлагаемый лишь непосредственно перед стартом. Или же предоставить участнику право выполнять комплекс, составляемый из различных по сложности и оценке фигур, выбираемых   из   списка   разрешенных.

 

КЛАСС F2D — ВОЗДУШНОЙ БОЙ.

Распределение мест в личном зачете: I место — В. Беляев (CCCP), II — О. Дорошенко (СССР), III— Н. Нечеухин (СССР); командный зачет: I место  —   СССР,   II—III  —   ЧССР,   ПНР.

     «Бойцовки»  в  подавляющем большинстве   выполнены   по   схеме   «летающее крыло»  размахом  до   1200  мм   и  взлетной   массой   от   370   до   440   г.   Руль   высоты   вынесен   на   балке   —   дюралюминиевая   трубка   или     две     накладки   из двухмиллиметровой    фанеры.    На    некоторых   аппаратах    рули    навешены   прямо   на   задних   кромках   крыльев.     Обтяжка   —   лавсановая   пленка   или   «монокок».   Лобики   в   основном   из     легкого   пенопласта,   оклеены   прочной   бумагой.    Система    питания    преимущественно   под   давлением,   с   применением     в качестве   топливного      бака      резиновой соски.   Заметно      явное      стремление    к наиболее    простым,    технологичным,    но одновременно   надежным       конструкциям.   Оправдана   и   «новая»   система   управления,   которую   можно   было   встретить на  моделях  ведущих  спортсменов. Качалка на таких аппаратах  вынесена из-под  обшивки на поверхность крыла, что упрощает создание  и эксплуатацию   техники. У наших   бойцов применялось интересное решение: на внешней  консоли оформлено  место  под узел  проводки тросов качалки.  Это  позволяет при поломке внутренней консоли перекинуть  тросики   на внешнюю и, одновременно  перевернув  качалку на 180°, вновь  взлететь с той  же моделью. И   в этом классе преобладали самодельные   моторы. Все меньше котируются еще вчера   всемирно   признанные МВВС-2,5,      «Росси.15»,      «Моки-2,5»      и «Супер-Тигры».   Их   недостатки  —   большая   масса   (153  —  200   г)  и  нехватка мощности.

Итогом соревнований стала убедительная победа советской сборной, спортсмены которой продемонстрировали отличную подготовленность к предстоящему   чемпионату   мира.

В. ВАЛИН журнал Моделист Конструктор

 

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics