Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кто догонит Калмыкова


 

Кто догонит Александра Калмыкова!

 

       Только непосвященному кажется, что спортивная слава приходит легко, что она непостоянна и изменчива: сегодня согревает одного, завтра — другого. И не только отдельных счастливчиков — целую команду. В действительности же за каждым успехом стоит огромный труд спортсмена, труд вдохновенный и тяжелый, требующий больших физических усилий и психологического напряжения, приносящий не только удовлетворение,   но и  глубокие  огорчения.

       Возьмем класс кордовых моделей. Среди скоростников F2A долгое время лидировали американцы, потом ведущее положение заняли итальянцы. С конца семидесятых годов недосягаемыми для других стали венгерские спортсмены Мульт, Молнер, Сегеди — все призовые и первое командное место оставались за ними.

       Но все увереннее заявляли о себе кордовики нашей страны. На европейском турнире в 1985 г, первый и второй результат показали москвичи Анатолий Коханюк и Сергей Щелкалин. Настоящая сенсация произошла через год — на чемпионате мира советская команда намного оторвалась от основных соперников. Сергей Пицкалев занял второе место (288 км/ч), Анатолий Коханюк — шестое (281 км/ч). А героем соревнований стал тридцатилетний Александр Калмыков, первый из советских скоростников завоевавший звание абсолютного чемпиона мира (293 км/ч).

 

 

Кто догонит Александра Калмыкова!

 

История успеха Калмыкова

        К своему успеху Калмыков шел нелегко. Классическая формула «пришел, увидел, победил» к нему не подходит. И хотя, увлекшись авиамоделизмом, отдавал ему много времени, высокие результаты появились не сразу. Будучи учащимся Новосибирского авиационного техникума, стал заниматься воздушным боем. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Когда после службы в армии поступил в институт и встретил там С. Пицкалева, решил «переквалифицироваться» — занялся скоростными кордовыми моделями. С Сергеем с тех пор стали друзьями и постоянными соперниками.

       Удивительный «тандем» образовали эти спортсмены. Сообща делали двигатели и модели. В жарких спорах находили наиболее эффективное решение конструкторских задач, вместе воплощали удачный замысел, помогали друг другу в изготовлении тончайших деталей. Словом, были соавторами уникальной техники. И только выходя на кордодром, становились соперниками.

       Чтобы добиться заметного приращения скорости, решили усовершенствовать двигатель. Благо, опыт советских конструкторов рождал немало оригинальных идей. Калмыков с уважением относился к моторчикам, которые в свое время создали моделисты М. Зорин, О. Гаевский, В. Петухов, С. Башкин, А. Кузнецов, Б. Краснорутский. Сам применял лучшие заводские микродвигатели. Но почему не изготовить свой, собственный — малогабаритный, надежный, сильный?

       — Работать пришлось много, — вспоминает Калмыков. — Вместе с Пицкалевым занялись расчетами. Изменили геометрию некоторых деталей, их покрытие. Потребовалось улучшить газодинамику — разработали специальные резонансные трубы. Потом, пожалуй, началось самое главное. — доводка, настройка системы «винт—мотор—труба».

       На тренировках, во время соревновательных полетов друзья критически оценивали достигнутое и всякий раз ставили перед собой один и тот же вопрос: как увеличить скорость? Снова садились за расчеты, вносили изменения в конструкцию. И скорость «покорилась». Только за год, в 1979-м, удалось добиться ее увеличения на 15 км (с 225 до 240 км/ч). На соревнованиях неизменно лидировали то Калмыков, то Пицкалев. Шутили: «Кому милее улыбнется фортуна, тот и окажется впереди»». Впервые лучшую скорость показали они в 1982 г. — 256 км/ч. Со следующего года начали наращивать ее: -1983 г. — 273; 1985 г. — 284; 1986 г. — более 293 км/ч.

       В кордовом скоростном моделизме реально встал вопрос: кто первым преодолеет трехсоткилометровый рубеж? На тренировочных подлетах Пицкалев вышел на него. Многие ждали ответа: что покажет турнирная встреча? Вот почему, когда на чемпионате мира (Киев, 1988 г.) судья-информатор объявил: «На старт приглашается Калмыков», болельщики дружно устремились к кордодрому, на котором состязались скоростники.

 

     Калмыков быстро и уверенно разогнал модель, вывел ее на режим и, как только положил ручку на пилон, нетерпеливые болельщики стали оживленно комментировать, предвосхищать оценки. Одобряя полет, многие высказывали предложение: это летает чемпион, он превысит триста километров!

Спортсмен из Новосибирска оправдал ожидания своих поклонников — на табло появились цифры — 301,76 км/ч. Такая скорость на официальных соревнованиях мирового масштаба была показана впервые. После полетов места распределились следующим образом: вплотную к Калмыкову подошли лишь С. Щелкалин (299,5 км/ч) и С. Пицкалев (299,0 км/ч). Венгерским спортсменам пришлось довольствоваться четвертым (С. Сегеди — 294,35 км/ч) и шестым (Е. Мульт — 287,08 км/ч) местами.

       После уверенной победы в Киеве Калмыков и Пицкалев продолжали работать над совершенствованием своих моделей, двигателей к ним. Они знали, что впереди новые поединки на всесоюзном, европейском, мировом уровне. В ходе их нужно закрепить добрую славу «новосибирской школы» скоростников.

        Казалось, теперь надо всего себя отдать поиску новых резервов для достижения более высоких скоростных рубежей. Но Калмыков оставался верен и другой своей цели — подготовке молодых спортсменов, резерва в сборную. Сам ведет занятия в авиамодельном кружке при Новосибирском авиационном техникуме. Необыкновенно внимателен к начинающим моделистам. Понимает, как важно увлечь, , заинтересовать подростка и, может быть, уберечь от дурного влияния, открыв ему удивительный мир творчества. Некоторые из его воспитанников добились заметных результатов в спорте. Трое (Юрий Кузнецов, Андрей Левченко, Владимир Великанов) участвовали в международных соревнованиях кордовиков социалистических стран, проходивших на Кубе, и , заняли призовые места. Кузнецов показал, приличную скорость — 278 км/ч. В настоящее время он вместе с А. Левченко весьма успешно готовится к отборочным соревнованиям перед чемпионатом Европы.

 

       Александр Калмыков всегда в заботах. Он находит время для того, чтобы обучать молодых спортсменов не только в Новосибирске, но и оказывать квалифицированную помощь скоростникам других городов. Недавно его избрали председателем созданного при техникуме авиамодельного кооператива «Циклон», который своей главной задачей считает изготовление микродвигателей конструкции Калмыкова—Пицкалева, Уже заключены первые договоры с отдельными предприятиями, кружками, авиамодельными лабораториями,  спортсменами. С организациями ДОСААФ договоры оформляются на льготных условиях. Среди авиамоделистов все более известным становится адрес этого кооператива: 630081, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 72, комн. 115.

 

       —  Не боитесь, что появятся сильные соперники? — спрашиваю Калмыкова. — Ведь успех на соревнованиях зависит не только от тактического мастерства спортсмена, но и от двигателя, его мощности, надежности.

       —  Напротив. Буду рад, если в стране появится много сильных и достойных соперников. Но получить готовый хороший мотор — не значит победить на соревнованиях. Нужно самому потрудиться: изготовить добротную модель, облетать ее с новым двигателем. Чем больше будет спортсменов, творчески, с душой относящихся к авиамоделизму, тем выше станет наш престиж в мире. Считаю своим долгом всемерно содействовать повышению авторитета советского спорта. На будущем мировом чемпионате придется отстаивать свой титул, и без кокетства скажу: испытаю гордость, если меня «перегонит» и станет абсолютным чемпионом скоростник нашей страны.

Г. Поляков

P.S Коллектив  производивший моторы "Циклон", в 2013 году не выполнил много заказов на поставку моторов, деталей. Было много претензий со стороны моделистов к Калмыкову на которые к сожалению даже сейчас нет ответа. CLSTNTUN.RU не рекомендует вести коммерческих дел с Калмыковым Александром. Подробнее о претензиях по ссылке http://www.ramsf.ru/viewtopic.php?f=37&t=2836

 

 

 

Похожие материалы

    Часть 2. Техника чемпионата мира 1988 года по кордовым моделям

    Чемпионат мира 1988 года по кордовым моделям. Киев СССР

    Двигатели с резонансной трубой

    Как работает резонансная труба